25.11.11

Краткий отчет о работе в 15-м отделе ЦАМО

Завершил затянувшуюся на два месяца работу с документами 15-го отдела ЦАМО (б. архив Генштаба).  В общей сложности удалось ознакомится с 33 делами (порядка 1,5 тыс. страниц) Наркомата обороны, Генерального штаба, Разведывательного управления ГШ периода 36-41 годов...

Читать полный текст материала

Версия для печати


12
Комментарии:
+12
ion tichy - iguano-dont: 25.11.11 19:57

Как говорится, Марк Семёнович, отсутствие информации - тоже информация.

 

+32
Егор - wegwarten: 25.11.11 21:24

Спасибо, Марк Семенович - следим за разделом ДОКУМЕНТЫ днем и ночью :)

Позвольте высказать пару кратких соображений по поводу очень интересных наблюдений в Вашем отчете:

замечательные карты (десятки карт!) с красными стрелочками, устремленными к Люблину, Варшаве и Кракову благополучно рассекречены...

Насколько я понимаю, это соответствует новой тенденции в освещении военных событий - то, о чем и Вы уже говорили, - наступательный характер советских планов не отрицать, но объяснять его по-старому - "если враг нас спровоцирует, то уж мы..."

Не удивлюсь, если скоро придумают и какую-то дополнительную версию, например, "Красная Армия готовилась освободить братскую славянскую Польшу (котору в 39 предал Запад, а Сталин наполовину спас), но подлые имериалисты опять все испортили..."

И есть еще простой без прикрас способ объяснять стрелочки на картах - тоже не раз слышали - "это просто планы на всякий случай, как у любой другой страны и ее армии..."

 

на секретном хранении оставлены документы Реввоенсовета за 1919 год, отчеты 29-го года о политике Гоминьдана и прочие бесценные артефакты навсегда ушедшей эпохи

Марк Семенович, а может быть не настолько безвозвратно та эпоха ушедшая?

Все-таки ныне существующее государство было создано, в первоначальном своем виде, в 1918 году.  Несмотря на последующие модификации, переделки и перестройки, начала легитимности растут оттуда (а не из Империи или Республики, провозглашенной (не совсем законно) Временным правительством)...

Вот и получается, что по-настоящему трогать Ленина и раннего Сталина кому-то кажется неосмотрительно или даже вредно?

Ну а стрелочки на картах, они уже более-менее научились объяснять...

 

+66
Yosha O'Rlow - yosha: 25.11.11 21:41

Может в китайской истории зарыта большая тайна,чем в наступательных планах на Краков? Там же творилось что-то малопонятное: и поддержка чуть ли не одновременно Мао и  Чан Кайши, и какая то невероятная активность разведки (почти вся элита  разведки прошли через Китай). А главное СССР забыл открыть там второй фронт, когда Япония напала.  Ну тож китайцы, чего с ними считаться то?

+8
Егор - wegwarten: 25.11.11 22:17

И вот я о том же...

Планы - это стрелки на картах, которые как бы просто так нарисовали, на всякий случай, (а попробуйте докажите обратное без остальных документов)

А отчеты - это слова, оценки, мнения о дорогих китайских товарищах из разных политических лагерей.

А для китайцев эта история все еще совсем не история, как для наших "троцкисты-бухарницы" еще в 80-х оставались не историей...

Тем более, что сейчас с китайцами очень даже приходится считаться...

А в том отчете может быть что-то про почитаемых (теперь) покойных  вождей или наоборот - непочитаемых (но политически здравствующих до сих пор) гоминдановцев

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 01.12.11 22:05

"Не чуть ли...", а одновременно. КПК входила в состав Гоминьдана.

+34
victor - vicaliss: 26.11.11 02:14

Очень ценное замечание, Егор. Эпоха никуда не ушла, государство, перекрасившись, осталось в том же виде, мимикрируя под демократию и либерализм. Надеюсь, что в недалеком будущем мы узнаем о новых тоннах уничтоженных документов периода 90 годов.

+21
Don Pedro - don-pedro: 25.11.11 22:05

Суворов, например, ссылаясь на Яковлева-Волкогонова, вообще утверждает, что 7 тонн (!?) документов времен ВМВ были уничтожены в 1991 г. в "связи с отсутствием места для хранения ". Так что на сенсации и прочие "перевороты сознания" вряд ли можно рассчитывать. Но все равно - интересно и нужно!

+26
victor - vicaliss: 26.11.11 02:07

Да, конечно, очень жаль 7 тонн пропавших документов. Можно понять господ генштабистов, кому же захочется выставлять свое грязное белье на всеобщее рассмотрение?

0
Don Pedro - don-pedro: 26.11.11 03:26

Виктор, пардон -случайно минусонул! Считайте, что это + :).

+8
Андрей - meetin: 26.11.11 17:36

Я исправлю. Считайте, что два плюса.

+8
римантас - rimas1: 26.11.11 04:04

Здорово такое подвиженичиство.

Марк Семенович,извините, у миня вопрос, по поводу рассекречивания по годам. Читал у Вас про вал рассекречивания в 1992 году и согласен с чем это было связано. А не было ли каких подвижек в этой части скажем в 70-х, 80-х годах? Либо рассекречивания связано с каким то определенным сроком?

+41
admin - admin: 26.11.11 07:43

Рассекречивание в 70-х годах могло бытьсвязано с большим сроком.  С получением большого срока

+17
жора - gosha1: 26.11.11 03:32

Может быть это звучит парадоксально, наивно, или даже глупо, но, если зачищали во время больших разборок, то может есть надежда, что часть "компромата" была изъята для чей то страховки и могла осесть в каких нибудь ведомственных архивах?

0
Егор - wegwarten: 26.11.11 05:02

или такое подозрение...

+16
grove - grove: 26.11.11 05:06

Что, интересно, может содержаться в решениях РВС за 1919 г.? Неужели что-нибудь про "братскую помощь пролетариату Германии"?

+8
Семен - semen-izdali: 26.11.11 13:28

Очень даже секретно.

До "катастройки" были засекречены материалы съездов партии и партконференций, на которых участвовали "оппозиционеры". А уж в РККА роль последних.......

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 01.12.11 22:03

Это не так. Публиковались стенографческие отчёты. Очень интересно читать поливание грязью т. Сталина. и его отбрехивание.

 

+8
Семен - semen-izdali: 03.12.11 01:47

И где до "катастройки" Вы их могли увидеть?

В ЦВМБ они (стенографические отчеты) до этого хранились в спецфонде. И никто их Вам не показал бы.

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 03.12.11 16:03

Я лично читал стенографические отчеты об 11 и 12 съездах, изданные массовым тиражом без всяких грифов. Это было в конце 60 - начале 70 годов. Приносил почитать отец из ОТКРЫТОЙ библиотеки Верховного Суда СССР. (Не архива, а той же, откуда за годы до этого он приносид мне Жюля Верна).

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 01.12.11 22:03

Или приказы о массовых расстрелах.

+16
admin - admin: 26.11.11 07:42

господа. мне кажется, что вы пытаетесь найти логику там, где она и не ночевала. Ну, пришло мне в голову первое из того, что зафиксировала зрительная память - появились отчеты из Китая. Остались в засекреченных фондах и отчеты из десятков других стран, никто и сам не знает, что и зачем рассекретили/засекретили.

+8
Егор - wegwarten: 26.11.11 16:05

Марк Семенович, скорее всего Вы правы, и на первом месте советская наследственная мания секретности (и наша читательская мания сюжетной интриги...)

Но с другой, можно ли предположить, что кроме военных тайн у эпохи были (есть) еще и политические?

Вот и англичане, оказывается, свои политические секреты так же долго хранят...

+6
Don Pedro - don-pedro: 26.11.11 07:45

А может, обяснение всех этих "хфеноменов" простое,  до банального: документы давно "спионерили" и загнали кому надо?

+38
Андрей - meetin: 26.11.11 18:08

А мне вспомнились строчки из письма академика П.Л. Капицы заместителю заведующего Отделом науки и пропаганды ЦК ВКП(б) С.Г. Суворову от 19 сентября 1944 г:

Во второй половине своей жизни Ньютон был назначен на весьма важный пост заведующего Монетным Двором Англии. Это было вызвано тем, что в Англии создался серьезнейший финансовый кризис из-за недостатка монеты в обращении. Король Карл, не имея возможности справиться с этим кризисом, пошел на крайнюю меру назначения гениального ученого на этот пост. Результатом было то, что через небольшой промежуток времени, не увеличивая оборудования, Ньютон поднял производство Монетного Двора в 8 раз и вывел страну из кризиса. Деятельность Ньютона в качестве директора Монетного Двора до сих пор засекречена. Попытки Лапласа в 1802 году по поручению Наполеона узнать подробности этой стороны деятельности Ньютона не увенчались успехом. И по сей день по прошествии двухсот лет англичане, по-видимому, не публикуют никаких данных о деятельности Ньютона на этом поприще, хотя это могло бы иметь биографический интерес (может быть, Ньютон своей деятельностью открыл принципы фордизма и тейлоризма в организации труда — этого мы не знаем). По-видимому, англичане считают, что все связанное с производством денег следует держать в строгом секрете, чтобы техника этого дела скрывалась не только от иностранцев, но чтобы не поощрялась деятельность предприимчивых соотечественников на поприще изготовления своих денежных знаков. Это понятно.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 545. Л. 67.

Это понятно (я конечно не Капица). Мне непонятно другое. В общем и целом все всё уже давно знают. Какая же "нужная современная техника" скрывается за этой "манией секретности" современных российских архивов? Видимо нужная. Не верю, что всё уничтожено.

+34
victor - vicaliss: 26.11.11 23:00

Да уж какая там "современная техника", Андрей ?? Самая-то современная на наших глазах падает то и дело, вот-вот Фобос сгорит, кому она нужна, такая-то техника? А уж техника 40 годов тем более. 

Дело-то в другом. К счастью, нам известно, что сказал Сталин, покидая Генштаб после падения Минска. "Ленин нам оставил социалистическое государство, а мы его прокакали". И вот вопрос, кто же именно и каким образом прокакал СССР за компанию со Сталиным, вот это и есть самая страшная военная тайна.

+18
Андрей - meetin: 27.11.11 04:05

Ну-у... Если эту "технику" иметь в виду, то конечно.

P.S. Вроде кстати. В пятницу сидим с приятелем на работе. Перекур: сигарета, чашка кофе. Разговор зашел о "Фобос-Грунт" и новых заявлениях о наших ракетах. Приятель, выпускник "Бауманки" - "эркашник" (робототехника и комплексная автоматизация) затягивается сигареткой и так грустно: "Кто-то смеется над нашими заявлениями о ракетах, а ведь ничего смешного. Вот "Фобос", а вот ракеты. Представляешь, какие они непредсказуемые, ракеты наши? Таким никакая ПРО не страшна. Им пофиг". И дым в потолок.

0
Сергей - sergiy62: 05.12.11 18:03

Думаю, что тоталитарная система(любая)  обречена  прокакивать все,  чем начинает заниматся. Так  было и так будет. 

+8
Амир - amir: 03.12.11 09:12

Деятельность Нутона на Монетном дворе хорошо описана Нилом Стифенсоном в книге из цикла "История в стиле барокко".  Особого там было то, что Нутон ористи разионализировал производство. И была и него с королем идея превращать свинец в золото.

 

;)

+7
Андрей - meetin: 03.12.11 16:48

Вот самая тайная тайна. Только… никому, Амир… секретный секрет:

Скажите государю,  что у англичан ружья кирпичом не  чистят:  пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

12

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину