10.10.15

Победители (отрывки из книги воспоминаний Л.С. Разумовского)

Есть такой странный «жанр» - незаслуженно неоцененный роман. Просто и без затей написанные воспоминания Разумовского - яркий пример тому...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+43
Миша Шаули - mishauli: 11.10.15 01:59

Выпускникам курса офицеров израильской армии в 1960-х вручали "Волоколамское шоссе" (в переводе на иврит называлось "Люди Панфилова"). Тогда, правда, никто не знал, что 28 героев-панфиловцев - выдумка. Жаль, что воспоминания Л.С. Разумовского лежали в ящике его стола.

+41
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 11.10.15 06:28

Сильно. Проникновенно. Вызывает сострадание, а потому очень полезно.

+32
shimon - shimon: 11.10.15 08:43

Лично мне книга Разумовского напомнила «Конармию» И.Бабеля (кстати, и в этом случае любой плагиат исключен – тогда, когда книги Бабеля издавались в СССР, Лева Разумовский был еще ребенком, а «перестроечные» издания «Конармии» появятся лишь через два десятка лет после завершения работы над книгой).

После реабилитации Бабеля "Конармия" была еще раз издана (в книжку с этим названием вошли и некоторые рассказы). Именно это издание 50-х годов, с предисловием Эренбурга, было у нас дома. Так что отнюдь не исключено, что Разумовский эту вещь прочел.

Плагиата, конечно, все равно никакого нет.

+30
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 13:09

Точно. И у нас тоже такая дома была: И.Бабель. Избранное. Год издания  1957. Там были "Конармия", "Одесские рассказы", а также пьесы "Закат" и "Мария". Так что Л.С.Разумовский вполне быть знаком с творчеством Бабеля. Хотя, как Вы совершенно справедливо отмечаете, ни о каком плагиате речь в данном случае идти не может.

Кстати, упомянутую книгу Бабеля наверняка читал В.Высоцкий: строка о "гибельном восторге" в его знаменитой песне "Кони привередливые" - прямое заимствование из "Конармии" Бабеля.

 

+47
Николай - nsyedin: 11.10.15 09:40

очень отрезвляющая статья. подобное много раз читал про запасные полки. здесь ярко показано, что основной состав тех, кто их готовил - это убийцы и преступники, а так же пьянь и профнепригодные люди - суть режима, а "отца солдатам" и "честного" через месяц отправляют на фронт. впрочем и у главного героя было очень мало шансов выжить, ему очень повезло. даже удивательно, что он выжил, скорее всего это ужасное ранение его спасло.

+98
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 10:43

"суть режима"

Не желая  ни в какой степени умалить ценность публикуемых воспоминаний, действительно берущих за душу,  и будучи вполне согласен с автором предыдущего комментария, хочу только заметить, что армейские безобразия, подобные описанным Л.Разумовским, встречались, например, и в армии США того же периода, - об этом хорошо  написано  в известном романе Ирвина Шоу "The Young Lions"(почему-то  при чтении Л.Разумовского мне вспомнилось именно это произведение, хотя я читал его довольно давно).

+31
Иван - tihiy: 11.10.15 11:43

Видимо, война такая штука, что грязи не избежать. Когда снимается самое святое ограничение - запрет убивать других людей, то происходит какой-то перелом. Не у каждого лично, но в общем война действительно списывает многое.

+69
Николай - nsyedin: 11.10.15 18:58

В СССР заперт на убийство был снят с самого начала, государству можно было все, это видно и по тому, как расходовали людей и что "штык - не человек". я думаю именно такие люди строили социализм, проводили коллективизацию, боролись с "контрой" в ленинско-сталинский период. неудивительно, что то, что они построили не простояло даже 2 поколения после. Если почитать про коллективизацию, то там не жалели даже детей, впрочем и в войну тоже, но не убивали, а заставляли работать по 12 часов с 12 лет. Я думаю уже с 30-х годов была именно такая "вертикаль". Вообще я считаю, что нашу историю следует преподавать дозированно, иначе у нормального человека может крыша поехать. Потому что о такой звериной жестокости я еще нигде не читал. Как говорится правда жесче любого вымысла.

+9
Иван - tihiy: 11.10.15 22:59

Насчет запрета на убийство - одно дело когда разрешено сотрудникам, а когда более 10 миллионов призвано только в первый год - это другой масштаб, это касается большей части взрослых мужчин, которые до войны могли быть только мишенью, а теперь сами получил;и право стрелять.

+33
Семен - semen-izdali: 11.10.15 13:15

Главное, чтобы это не превращалось в систему, как унас. Хотя, естественно, в мирное время, когда я служил в 70-90-е гг, подобного я не видел (о. Русский был исключением). Но сразу вспомнилось поведение наших "офицеров" в Грузии 2008 (унитазы в Гори в тч), в 2014гг Украине.

+25
troll - troll: 11.10.15 13:39

армейские безобразия, подобные описанным Л.Разумовским, встречались, например, и в армии США того же периода

"Дедовщина", произвол, мордобой несомненно встречались. Не было уних голода и массового посылания на убой.

+17
Семен - semen-izdali: 11.10.15 20:46

На флоте "дедовщина" называется "годковщиной"(от слова -  "годок",  год службы - при мне 3 года, матросы срочники служили, СА - 2). Когда пришел на корабль молодым лейтенантом сразу пришлось столкнуться, были "теоретики", историю приплетавшие, главное сразу их на место ставить и постоянный контроль. Любое ослабление контроля и все по-новой.

+190
admin - admin: 11.10.15 15:40

об этом хорошо написано  в известном романе Ирвина Шоу "The Young Lions"

Уважаемый Михаил, к сожалению, я этот известный роман не читал (и даже не слышал про него). Would you be so kind, настучите пальцем коротенько - о чем "об этом" там написано?

Солдаты/новобранцы американской армии ради развлечения грабят и убивают местных жителей? воруют портянки, сухари, табак друг у друга?  на гаубтвахте людей забивают до смерти? командир роты всегда пьян? солдат кормят помоями из немытых мисок? сухари сыпят из мешка в толпу? солдаты одеты в то, что "уже невозможно продать или пропить"?  

+69
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 18:14

Да роман вообще-то хорошо известный - первый роман этого писателя и, на мой взгляд, один из лучших романов о 2МВ. Ну конечно, перечисленное Вами - это для U.S.Army всё-таки чересчур, это наше отечественное know how, но и там довольно красочно изображены и издевательства над новобранцами со стороны самодуров-сержантов или идиотов-офицеров, и зверские избиения солдата своими же товарищами по казарме, и пещерный антисемитизм,  и ещё много чего. Правда, когда дело доходит до реальных боевых действий (подробно описана высадка в Нормандии), то война всё расставляет по своим местам. 

Понимаю, как Вы заняты, но книга, по моему, всё же стоит того, чтобы её прочесть.

Например, здесь:  http://knijky.ru/books/molodye-lvy

Или здесь: http://www.litmir.co/br/?b=26988&p=1

+48
Николай - nsyedin: 11.10.15 19:38

Возможно вся армия в любой стране подпадает под стэнфордский тюремный эксперимент и эксперимент Милгрэма.

0
Елена - helen0083: 11.10.15 22:49

Думаю, что в дороге восемнадцатилетний новобранец видел проявления глубокой архаики. В нашей архаической традиции поведение человека в дороге подчиняется иным нормам, чем его поведение в деревне или в городе. Уважаемый Анатолий Протопопов подтвердит.  Те, кого мемуарист с удивлением спрашивал, зачем они это делают, сами толком не знали. Страх, озлобление - да, но и внерациональное чувство, что в дороге это можно, что в дороге нет морали.

+41
Анатолий Протопопов - anatoliy-protopopov: 11.10.15 23:51

в дороге это можно, что в дороге нет морали

Именно дорога здесь ни при чём. Дело в полном отсутствии даже минимального контроля "по горизонтали".

+24
Lina - lina: 11.10.15 22:52

Возможно вся армия в любой стране подпадает под стэнфордский тюремный эксперимент и эксперимент Милгрэма.

Надеюсь, современная армия США выглядит более прилично. 

+74
admin - admin: 11.10.15 19:36

там довольно красочно изображены и издевательства над новобранцами со стороны самодуров-сержантов или идиотов-офицеров

Спасибо за наводку. Очень своевременная книга. Теперь и я буду знать. что в американской армии были ТАКИЕ  ЖЕ нравы первобытной орды, как и в армии Сталина:

 Колклаф посмотрел на тумбочку  Ноя,  на  аккуратно  сложенные  носки  и
симметрично расставленные туалетные принадлежности.
   - Сержант, - приказал он, - снимите крышку.
   Рикетт наклонился и  поднял  крышку.  Внизу  были  аккуратно  сложенные
полотенца, рубашки, шерстяное нижнее белье, разные другие вещи и книги.
   - Сколько у тебя книг? - спросил Колклаф.
   - Три.
   - Только три?
   - Три, сэр.
   - Они государственного издания?
   Под  нижним  бельем  лежали  "Одиссея",  сборник  стихов  Т.С.Элиота  и
драматические произведения Бернарда Шоу.
   - Нет, сэр, - ответил Ной, - не государственного.
   - В тумбочках можно держать книги только  государственного  издания,  -
проговорил Колклаф, дыша в лицо Ноя. - Ты знал об этом, солдат?
   - Да, сэр, - ответил Ной.
   Колклаф наклонился, грубо отбросил в сторону  шерстяное  белье  и  взял
потрепанную, в сером переплете "Одиссею". Ной невольно наклонил  голову  и
стал наблюдать за капитаном.
   - Смирно! - крикнул Колклаф.
   Ной уставился на противоположную стену, на отверстие, образовавшееся  в
доске от выпавшего сучка.
   Колклаф открыл книгу и перелистал несколько страниц.
   - Я знаю эту книгу, - сказал он, - это непристойная, грязная  книжонка.
- Он бросил ее на пол. - Выкинь ее, все выкинь! Здесь не библиотека, и  ты
здесь не для того, чтобы читать. - Книга осталась одиноко лежать  на  полу
посредине  казармы,  открытая,  обложкой  книзу,  с  измятыми  страницами.

+16
Alex - alexhh: 15.10.15 02:10

Клааааасс! Мне бы такого сержанта в славном КДВО! :)))))) А если серьезно, то: ребята, не лезьте в бутылку. Всю дорогу хвалились, что мы самые-самые во всем и везде. Например, пить умеем лучше всех. Так что и дедовщина у нас тоже - самая-самая. И зверство наше тоже самое зверское из всех зверств. А вообще-то понимаю я этого очкастого еврея. В чем именно - Марк Семенович уже перечислил. За одним исключением. Немытые миски. Это по мне ничего. Схавал бы и не задумался. Голод не тетка. Но в остальном... Да! Еще бы покосил гадов на его месте. Это где ему показалось, что и войне на этом конец.

+16
Вадим - vadim-astanin: 11.10.15 22:33

На эту же тему. Стенли Кубрик "Цельнометаллическая оболочка". Фильм о Вьетнамской войне. Молодые новобранцы от учебки до вьетнамских джунглей.

+8
Lina - lina: 11.10.15 22:50
+8
Вадим - vadim-astanin: 11.10.15 22:57

Пропустил, увы. :(

+8
Alex - alexhh: 15.10.15 02:00

 Вот вот. И я про то же. Этот кряж в голову путеобходчику я уж никогда не забуду.

0
Меркатори - alekc: 12.10.15 20:58

А цитату приведете. А то роман дело такое. 

+8
Honey badger - honeybadger: 13.10.15 00:14

Не желая  ни в какой степени умалить ценность публикуемых воспоминаний

Не желая ни в какой степени умалить ценность произведений Ирвина Шоу, я все-таки с трудом себе представляю такую картину мародерства и воровства в американской армии. А жестокость к солдатам и между ними - конечно, есть в любой армии.

+16
Alex - alexhh: 15.10.15 01:58

Что-то не помню я там такого, чтобы американский солдат швырял полено в голову американского же путевого обходчика. Или даже не американского. Впрочем, возражение знакомое. У самой муж пьяница.

+66
Иван - tihiy: 11.10.15 09:44

Впечатляет. Запасной полк в особенности сильно напоминает "Один День Ивана Денисовича". Бесправие, голод, холод, уголовное верховенство, вертухаи и маленькие радости солдата/зека: утянуть чего-нибудь сверх положенного.

+41
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 13:11

Быть может, ещё более сильно всё Вами перечисленное описано в "Колымских рассказах" Варлама Шаламова. Хотя и "Иван Денисович", конечно, в своё время перевернул душу многим (и мне в том числе).

+31
Вадим - vadim-astanin: 11.10.15 22:57

А вот из воспоминаний Леонида Рабичева (военное училище, где обучались связисты, 1942 год):

"Очень высокая полутёмная комната, к стене примыкают двухярусные нары.

Никаких перегородок.

Матрас к матрасу.

Постельного белья нет.

На каждом матрасе лежат: подушка без наволочки, сапёрная лопатка, по два патронташа, противогаз.

- Спать будете в шинелях, - приказывает старшина, - с ремня не снимать ни сапёрной лопатки, ни патронташей, наполненных вместо патронов кирпичами, ремни перед сном можно ослабить, лямка противогаза на плече, только сапоги с обмотками можно снять и поставить на пол перед нарами.

В семь утра - подъём, построение. Вскакиваем, как спали, в шинелях, застёгиваем гимнастёрки, затягиваем ремни. Слева на плече противогаз, на ремне -набитые осколками кирпичей патронташи, на ногах у всех сапоги, а у меня - валенки с оторванными подошвами. Снег, грязь всё попадает туда. Справа, на ремне в чехле, сапёрная лопата, десять минут на приведение в порядок, бритьё, умывание, туалет.

Парового отопления, водопровода, уборных в наших кирпичных казармах нет. Отапливается помещение дровами. Воду утром приносят в вёдрах из расположенной метрах в пятидесяти от казармы неогороженной скважины и заливают в умывальники проштрафившиеся курсанты.

Рядом с колодцем в сарае-уборной около сорока загаженных овальных дыр. Из-за спешки никто в дыру не попадает.Чтобы расстегнуть ремень и пуговицы на брюках, приходится расстёгивать ремень на шинели, противогаз и лопата мешают поднять полы шинели.

Приподнимаю противогаз, и в это время лопата соскакивает с ремня и, падая в дыру, зарывается в содержимое ямы.

Опускаю противогаз.

Достаю покрытую испражнениями лопату, тру о снег, пытаюсь отчистить, а время идёт, я опаздываю на построение и получаю три дополнительных наряда.

+49
Иван - tihiy: 11.10.15 11:02

И еще одно наблюдение. Разумовскому исполнилось 18 в 1944-м, более полугода после призыва. Я многократно слышал что 17-летних стали призывать в 44-м. А тут получается что уже в 43-м призвали 17-летнего. Когда же конкретно был снижен призывной возраст и как много 17-летних призвали уже в 43-м?

+41
Семен - semen-izdali: 11.10.15 14:26

Не в тему:

Клэр Холлингворт, корреспондентке The Daily Telegraph, первой сообщившей о начале Второй мировой войны, исполнилось 104 года. Сейчас она живет в Гонконге.

http://external.polskieradio.pl/files/9854b7d5-2863-470d-8fd6-4c905e49a04a.file

+194
Solomon - samss: 11.10.15 17:08

Мой отец часто говорил, что миру очень повезло, что эти два сволоча (он имел ввиду Гитлера и Сталина) жили в одно и то же время.

+324
admin - admin: 12.10.15 03:49

, и совсем уже невероятным везением стало то, что они передрались раньше, чем успели разорить и испоганить полмира

+25
troll - troll: 11.10.15 23:34

Оба считали что сами с усами, партнер в этом деле не требуется.

+48
Анатолий Протопопов - anatoliy-protopopov: 11.10.15 23:43

что они передрались раньше, чем успели разорить

А вот это - уже не случайность, и не "везение".

+17
Solomon - samss: 12.10.15 17:40

Если в качестве "мира" понимать независимые страны, то им таки да удалось "разорить и испоганить полмира"

+8
Alex - alexhh: 15.10.15 02:20

Помилуйте, почему же везеньем, да еще невероятным? Это было закономерно, и Рузвельт это своевременно понял и столкнул этих двух идиотов лбами. Эту мысль неоднократно выражал Игорь Бунич, Ваш учитель. Да и полмира испоганить они все же успели. До сих пор вон это дерьмо сочится.

+16
Lina - lina: 12.10.15 14:53

миру очень повезло, что эти два сволоча (он имел ввиду Гитлера и Сталина) жили в одно и то же время.

А сегодня... Сегодня, вероятно, роль второго сволоча играет радикальный ислам.

+32
Грицько - perelayaniy: 12.10.15 17:30

Пардон, "сволочи" вместо "сволоча".

+25
Lina - lina: 12.10.15 17:43

В оригинале у отца ув. Соломона "два сволоча".  Гораздо колоритней ИМХО. :) Видно умный человек был.

На таких сволочей как Сталин, Гитлер, Путин и т.п. грамматика не действует. :)

+24
Solomon - samss: 12.10.15 17:48

Я же цитироал отца, как справедливо указывает Лина.  Для него русский не был родным языком, он этот язык выучил в казахтанской ссылке.

+32
Грицько - perelayaniy: 12.10.15 18:01

Что сказано языком, то не вырубишь топором. Согласен, "сволоча" лучше чем "сволочи".

+24
Solomon - samss: 12.10.15 17:46

Ислам противостоит не России или Путину.  Напротив, они отлично уживутся вместе в ближайшие десятилетия, если, конечно, идиотизм Путина не приведет к открытой конфроныации. Да и Россия Путина даже близко не СССР Сталина.  

Ислам противостоит "свободному" миру.  А вот там не только Сталина или Гитлера, но и Черчилля не видно.  Так что все еще впереди.

+8
Lina - lina: 12.10.15 17:53

если, конечно, идиотизм Путина не приведет к открытой конфроныации.

Кажется, приводит. Не знаю, хорошо это или плохо.

+8
Alex - alexhh: 15.10.15 02:27

Всё к лучшему. Но вот Израилю грозит серьезная опасность. И Израиль сегодня реально в одиночестве. Тут Нетаньяху прав.

+16
Lina - lina: 15.10.15 05:00

И Израиль сегодня реально в одиночестве.

Не впервой, надеюсь что выдюжим. 

Тут Нетаньяху прав.

Прав, конечно. Если бы он ещё умел дело делать, а не только языком хорошо трепать, цены бы ему не было...

Вот сейчас они совсем озверели, а по всему миру на нас бочку катят. Но тоже не впервой.

+16
Alex - alexhh: 15.10.15 21:32

Нет, ну Вам хорошо со стороны-то его критиковать. А вот бы Вас на его место. Шапка мономаха, она ведь, знаете, того. Впрочем, возможно, Вы и правы с Вашей решительностью. Я вот о чем, если Вы не знали:

http://evroua.com/vladimir-bukovskij-ya-gotov-priexat-i-obuchit-poroshenko-posylat-putina-u-menya-xoroshij-opyt/

А насчет всего мира - не волнуйтесь слишком зазря. Это не весь  мир. Это красная сволочь. Леваки. А они, как известно, трусы. И бездарны. Так что разогнать их будет просто. Тогда и прекратится эта безобразная антиизраильская кампания по всему миру. Но и друзей у Израиля - искренних друзей - тоже не мало. Так что выстоите, конечно, куда вы денетесь. Но мне лично глубоко жаль каждого убитого еврейского мальчика. Умного, очкастого, образованного, интересного. С кучей идей в голове. С неповторимой жизнелюбивой улыбкой. Одно лишь утешение: за правое дело кровь прольют. И не даром. Не зря.

+16
Lina - lina: 15.10.15 22:11

Я вот сегодня разговаривала с человеком - левый, из тех, которые "тольконебиби". 

И он! мне говорит: "Сейчас все заняты Сирией и на нас никто не смотрит, нужно делать что-то". Спрашиваю: "А что, Гай?" Не знает... Я тоже не знаю. 

Время сейчас такое - "окно возможностей". А мы только защищаемся. На нынешнюю волну террора надо как-то отвечать. Желательно не ответным террором, а чем-то более конструктивным.

+98
Павел - pavgod: 11.10.15 21:09

Коммунисты «ДНР» выступили в поддержку 150-летнего «донецкого народа» (фото)

Представители КПДНР, съехавшиеся на митинг со всех концов и районов необъятной республики, заверили многочисленных соратников, что ряды их растут и крепнут.

Глядя на фото, это не может не радовать...

+65
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 21:39

"Донецкий народ" - это, несомненно, новое слово в этнографии...

+66
alise - sveiki: 12.10.15 16:17

В 21 веке создать  новую нацию невозможно.

Донецкий народ - это нация шахтеров ?  У них и дети в шахтах рождаются ?

Формирование наций закончилось в первой половкуине 20 века. А культурные корни многих наций уходят назад в тысячелетие, и связаны они прежде всего с климатом, земледелием или скотоводством.

Сколько своеобразных потенциальных наций погибло на территории современной России !

Россия - тюрьма народов.

+8
Lina - lina: 12.10.15 17:41

Формирование наций закончилось в первой половине 20 века.

Это Вы нашим соседям расскажите. 

0
alise - sveiki: 13.10.15 00:09

А  разве палестинцы - не нация ?  А курды  ?  Курды - нация, только у них нет своего государства. В советское время на экскурсии в Туркмении попался экскурсовод, по национальности - курд, он не собирался себя идентифицировать ни с туркменами, ни с русскими.

А в России, например, башкиры или буряты - это нация или уже нет ?

Если кто-то захочет создать новую нацию в 21 веке, то в лучшем случае получится клуб по интересам.

+8
Lina - lina: 13.10.15 00:43

А  разве палестинцы - не нация ?

Если они считают, что нация, то нация. Но нация, искуственно созданная во второй половине 20-го века.

А что Вы хотели сказать примерами курдов и бурят?

0
alise - sveiki: 13.10.15 02:03

Только то,  что есть угроза   их  исчезновения как нации  в будущем. 

+24
Lina - lina: 13.10.15 02:42

А какое это имеет отношение к делу? Древней палестинской нации грозит исчезновение?

+8
alise - sveiki: 13.10.15 22:58

Не грозит.

0
Honey badger - honeybadger: 13.10.15 20:10

Только то,  что есть угроза   их  исчезновения как нации  в будущем. 

А американцы - нация?

+16
alise - sveiki: 13.10.15 23:01

Думаю, что за 300 лет им удалось  искусственно создать  вполне себе жизнеспособную нацию.

0
Honey badger - honeybadger: 14.10.15 01:32

Думаю, что за 300 лет им удалось  искусственно создать  вполне себе жизнеспособную нацию.

Но американское понятие нации совсем другое. Согласно их пониманию нации, курды - это просто этнос.

0
alise - sveiki: 14.10.15 02:23

Ну так можно ли в 21 веке создать новый этнос (народ) ?

+8
shimon - shimon: 15.10.15 06:06

Если будет создано новое государство (чего про Донбасс я не думаю), то по западным понятиям тем самым будет создана и новая нация.

-8
Alex - alexhh: 15.10.15 02:35

Дааа... Ох и пришлось же постараться американскому стальному кулаку, когда он стучался в Вашу черепную коробку. В коре возникла таки мысль, хоть и с оговорками. Послушайте, неужели не достаточно, скажем, вот этого проникновенного "ай эм эн америкэн" после 911? 

+8
alise - sveiki: 16.10.15 02:31

И все-таки американцы - это нация, но не этнос.  Это разные понятия, получается.

0
shimon - shimon: 16.10.15 02:59

Разумеется. Иногда могут совпадать.

+8
shimon - shimon: 14.10.15 05:30

А культурные корни многих наций уходят назад в тысячелетие, и связаны они прежде всего с климатом, земледелием или скотоводством.

Но климат, например, в России очень разный, а за тысячелетие менялся и в одной и той же местности.

+41
Михаил - mikhail-rom: 11.10.15 21:52

Россия обиделась на молдавских болельщиков: те пели во время отборочного матча песню "Путин - х...ло" и вывесили сзади российских ворот флаг Украины.

http://grani.ru/Politics/World/Europe/m.244931.html

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2014
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину