19.06.11

22 июня. Роковые решения

Желающие обсудить фильм приглашаются СЮДА. Для начала выскажу свои первые впечатления. Если коротко - мне понравилось. С точки зрения "картинки" все очень здорово (на мой дилетантский взгляд). Много интересных, красивых сценических решений. За одного только "Великого гражданина" и фразу "после хорошей войны" создателям фильма (не мне) надо поставить бутылку коньяка при...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
0
- : 22.06.11 05:02

Статья в GAZETA.RU о фильме:

http://www.gazeta.ru/column/taroschina/3670797.shtml?lj2#comments

0
Марк - black-raven: 22.06.11 14:19

Там есть такой комментарий:

Скопировано с "РИАН":
"Служба внешней разведки (СВР) России в преддверии 70-й годовщины начала ВОВ рассекретила документы, поступившие в Кремль в период с 1938 по 1941 годы; эти материалы свидетельствуют о том, что руководство страны получало от разведки полную информацию о неизбежности нападения фашистской Германии на СССР. ... Рассекреченные материалы свидетельствуют о том, что по каналам разведки шла всеобъемлющая и полная информация о подготовке фашистской Германии к нападению на СССР ... Документы из архива СВР России публикуются в "Агрессии" без каких-либо изъятий - в том виде, как они сохранились в оперативных делах."
И с "Вестей":
"В кабинеты наркомов потоками шли сообщения. Разведчикам удалось даже перехватить шифровку Муссолини от посла Италии в Германии. Посол сообщал дуче, что был вызван в генштаб Вермахта, где ему сообщили, — нападение на СССР начнётся в промежуток с 20 по 22 июня."

Какие документы, где их посмотреть? Как они противоречат версии Солонина и Суворова? И почему, если все знали, не подготовились?

А вот финны, как оказывается, соломку заранее подстилали, зная место вероятного падения.

+12
ilia - il1950: 22.06.11 05:32

Наконец то удалось посмотреть фильм. Определённо фильм удался. Чётко дана концепция,подтверждённая документално,что СССР- империя с захватнической политикой,а не жертва своей миролюбивой политики. Высказывания М.Мельтюхова по поводу законного захвата стран Балтии,типа ,что это была желание их пр-в не выдерживает критики-типичный  шантаж с угрозой применения силы,аналогично под угрозой применения силы Гитлером президент Гаха подписал договор о присоединении остатка ЧСР к Рейху. Этот всегда расценивалось как акт агрессии со стороны Германии,действия СССР почти аналогичны(выборы под контролем после ввода войск и насаждения комм.пр-в) Налицо по моему двойной стандарт в подходе,изжить имперские привычки безуслоно трудно уважемому М.Мельтюхову(и страны Балтии вовсе не были задворками Европы,это конечно мягко говоря неверно)Чётко позазана захват.политика двух стран в разделе Польши,а ведь официальное признание советским руководством самого факта существования секретного протокола имело длительную историю. После второй мировой войны Сталин старательно заметал следы протокола. В этой связи представляют интерес события, развернувшиеся во время Нюрнбергского процесса. Хотя Вышинский, обладавший на Западе одиозной репутацией режиссера судебных инсценировок, не выступал на этом процессе, он был послан Сталиным в Нюрнберг и находился там в составе делегации, планировавшей действия советских обвинителей. Вышинский провёл совещание делегации, утвердившее перечень вопросов, которых не следует касаться на суде, чтобы советское правительство не стало "предметом критики со стороны подсудимых". Составленный Вышинским список таких вопросов, о недопустимости обсуждения которых следовало договориться с обвинителями и судьями от других стран, включал десять пунктов. Кроме одного пункта ("вопросы, связанные с общественно-политическим строем СССР"), все остальные так или иначе затрагивали вопросы, связанные с пактом 1939 года или с его последствиями. Вскоре после представления в трибунал соответствующего секретного советского меморандума защитник Гесса Зайдль получил письменные показания Гауса, включавшие описание хода переговоров в Москве и подробное изложение секретного протокола. Зайдль добился обсуждения этого вопроса на суде - во время допроса Риббентропа, который признал факт подписания секретного протокола. Хотя главный обвинитель от СССР пытался оборвать Риббентропа, тот успел сказать: "Нет сомнения, что Сталин никак не может обвинить Германию в агрессии или захватнической войне против Польши. Если рассматривать это как агрессию, то в ней повинны обе стороны". Далее Зайдль предложил вызвать в качестве свидетеля защиты Вейцзекера, на что трибунал дал согласие. После того, как Вейцзекер подтвердил показания Гауса, Зайдль обвинил СССР в совместной с Германией агрессии против Польши и поставил вопрос о правомочности участия Советского Союза в процессе, потребовав вызвать Молотова в качестве свидетеля. Трибунал постановил исключить эту часть речи Зайдля из стенограммы. Далее Зайдль, раздобывший копию с фотокопии секретного протокола, попытался огласить его текст. Поскольку он отказался назвать источник получения этого документа, трибунал запретил оглашать его, как доказательство, не вызывающее доверия. Спустя несколько месяцев Зайдль опубликовал текст протокола в одной из американских газет. Это была первая публикация данного текста, не вызвавшая широкого международного резонанса. По-иному обстояло дело в 1948 году, когда протокол и связанные с ним документы, извлечённые из германских архивов, были опубликованы Госдепартаментом США в книге "Нацистско-советские отношения. 1939-1941 гг.". . Неприглядная роль сталинской дипломатии  в катастрофе Европы по-моему очевидна а фильм заставит человека,даже незнакомого с трудами М.Солонина и др.заствит задуматья,в этом мне мыслиться главная заслуга фиьма.несмотря на отдельные ляпы("Тигров" у немцев в те годы её е было)
 

+36
Павел - pavgod: 22.06.11 15:06

Очень дельно, жаль что это, и многое другое, не прозвучало в фильме.

Странно, но по-моему, цели по "захвату" никто, никогда и нигде в СССР не отрицал. Во всяком случае, до конца июня - начала июля 1941 года. Начиная от программных "документов" Коминтерна и "Соображений по развёртыванию", кончая агитками, вроде упомянутого "Великого гражданина" и стишками придворных "классиков".

На вскидку:

И вот опять к заставам сизым,
Составы тайные идут,
И коммунизм опять так близок,
Как в восемнадцатом году.
И мы еще дойдем до Ганга,
И мы еще падем в боях,
Чтоб от Японии до Англии,
Сияла Родина моя.

 

"...Под Кенигсбергом на рассвете
Мы будем ранены вдвоем,
Отбудем месяц в лазарете
И выживем, и в бой пойдем..."
 
А вот это - Константин Симонов. Написано ещё в 37-м.

и многое-многое другое. Не суть важно. Даже "освобождением" это всё стали называть не в 44-45 годах, а несколько позже.

Драма июня 1941 года в том, что в одночасье обе стороны - и СССР, и Германия, проиграли эту войну. Остальное было только стремлением вождей спасти свои жизни (или, если угодно - шкуры)  от петли трибунала. Ценой миллионов жизней.

Так рассудила История, что этот трибунал состоялся в Нюрнберге. Мог он состояться и в Смоленске (чисто к примеру). А лучше всего - в Варшаве или в Праге.  Только  скамью и верёвку - подлиннее, чтоб на всех хватило.

 

+14
ilia - il1950: 22.06.11 19:13

Только факты,выводы делайте сами.25 мая Молотов заявил посланнику Литвы в СССР, что недавно исчезли двое советских военнослужащих и что их исчезновение организовано "некоторыми лицами, пользующимися покровительством органов литовского правительства, которые спаивают красноармейцев, впутывают их в преступления и устраивают потом их побег либо уничтожают их"(Полпреды сообщают... С. 331.) Эти и другие аналогичные обвинения были опубликованы спустя несколько дней в советской печати в форме сообщения Наркоминдела(Известия. 1940. 30 мая). В последующие дни советские власти, отвергая предложения литовского правительства о проведении совместного расследования подобных эпизодов, продолжали нагнетать провокационные обвинения в адрес правительства Литвы. 14 июня 1940 г. Молотов направил литовскому правительству заявление Советского правительства, содержащее требования о вводе дополнительных советских военных частей для размещения их в важнейших центрах Литвы и о немедленном формировании нового просоветского правительства.(Полпреды сообщают... С. 375) 15 июня советские гарнизоны перешли границу с Литвой и начали продвижение в глубь страны. В середине июня была поднята газетная шумиха и по поводу якобы враждебного отношения к СССР со стороны правительств Латвии и Эстонии. В ночь на 17 июня Молотов вызвал к себе посланников этих стран и ультимативно заявил им о переходе на рассвете того же дня советскими войсками государственной границы(Документы внешней политики. Т. XXIII. Кн. 1. С. 350, 351). Хвастливо рассказывая Чуеву в 80-е годы о своих действиях в то время, Молотов вспоминал: "Я вам должен сказать по секрету, что я выполнял очень твёрдый курс. Министр иностранных дел Латвии приехал к нам... я ему сказал: "Обратно вы уже не вернётесь, пока не подпишете присоединение к нам... Из Эстонии к нам приехал военный министр... мы ему то же сказали". (Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. С. 15)

0
Федор Икаров - argir: 27.06.11 07:46

И мы еще дойдем до Ганга,
И мы еще падем в боях,
Чтоб от Японии до Англии,
Сияла Родина моя.

 

Написано не придворным классиком. Мироощущение части советских людей.

0
Павел - pavgod: 27.06.11 14:50

Мироощущение - абсолютно согласен. Как говорится - и ныне, и присно, и вовеки веков.

Написано упомянутым "классиком". И отпечатано  огромными тиражами. Разве все мироощущения,  пусть даже миллионов людей, попадали на первые страницы газет, в хрестоматии и исторические труды ?? Это определялось исходя из "требований момента". И даже в календарные планы подготовки к "чему-то" включалось. Не мироощущения, конечно, а что писать, где и когда печатать.

Извечный принцип - пишут то, что читают. А вот печатают - только то, что нужно.

Кстати, "Взять всё, да и поделить !" - мироощущение не меньшего числа советских и постсоветских людей...

0
Семен - semen-izdali: 22.06.11 12:23

Мне возразят: западные демократии тоже заигрывали с Гитлером, обязательно вспомнят о Мюнхенском сговоре. Все так. Только вот у англичан была возможность избавиться от провалившегося Чемберлена. А русский народ имел единственное право: радостно внимать генералиссимусу, который цинично отблагодарил за долготерпение и веру в руководителей.

Самое поразительное, что атавистические следы этой самой Realpolitik без труда обнаруживаются в политике современной России

http://ej.ru/?a=note&id=11132

0
Марк - black-raven: 22.06.11 14:16

Ну, превентивным удар явно не был, думаю, Гитлеру надо было вывести из игры конкурента. А потом заняться Англией. Насчет Англии, он высказывался и после 22 июня. Не помню только, в каких документах.

-1
Ринат - rest: 22.06.11 12:50

Сегодня грустный юбилей. До сих пор эта дата большинством населения постсоветского пространства воспринимается просто как «вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз». Я тоже много лет воспринимал дату 22 июня также, но, прочитав книги Виктора Суворова, Марка Солонина и некоторых других авторов, понял, что нападение немцев на СССР было не более вероломным, чем нападение СССР на Финляндию, Польшу, Румынию, а в послевоенные годы на Венгрию, Чехословакию или Афганистан.

Теперь дата 22 июня воспринимается мною как начало конца Советского Союза. До этого дня практически все события в Европе развивались по сценарию вождя всех народов. Но в этот день все планы по установлению большевистского режима в мире рухнули в одночасье. Сам Сталин, на мой взгляд, впервые осознал это 28 июня, когда после недели бесплодных попыток взять ситуацию под контроль удалился на дачу со словами: «Ленин оставил нам великое дело, а мы это дело прос-ли!».

Конечно, потом надежда снова появилась. До конца своих дней Сталин не оставлял попыток стать владыкой мира, но было слишком поздно. Советский Союз как государство, а большевизм как идеология и система государственного управления 22 июня 1941 года «свалились в штопор», выйти из которого им было уже не суждено.

0
Ринат - rest: 22.06.11 16:12

"Эхо Москвы": "клинч" Марка Солонина и Алексея Исаева

http://echo.msk.ru/programs/klinch/786109-echo/

+18
Антон Дронов - antondron: 22.06.11 18:06

Безусловно, фильм удался, "клинч" удался и "Наше дело правое..." Но вот сегодня реально я (еще вчера завел часы) проснулся в час начала артподготовки германских войск по погранпостам и заставам СССР. На улице стояла редкая, звенящая тишина, сегодня через 70 лет после того страшного грохота войны. Я вспомнил, что именно в этот день я хотел посмотреть другой фильм о войне "Буду помнить" (2009 года) http://my-hit.ru/film/11963/online. Если у кого-то появится немного времени? не поленитесь, посмотрите. В своем полемическом споре об истоках, причинах, развитии войны мы как-то поставили на второй, вернее сказать, на задний план проблемы гражданского населения. Им (нам всем!) более всего досталось от той войны. Вспомните, как Фурманов написал в "Чапаеве": "Белые пришли - грабят, красные пришли - грабят, куда крестьянину податься?" Гражданское население всегда бесправное и вынесшее все невзгоды страшной войны хочет забыть то лихолетье. И сегодня после чарки о павших, я подниму другую о моих и ваших родных и близких гражданских людях, вынесших все, родивших нас послевоенных, нашедших в себе мужество выжить и страну отстроить и не согнуться, не сломаться....

Вечная всем память!..

 

0
Antanas - antanas-kin269ius: 22.06.11 18:28

Я сегодня проснулся в 4.30 и сразу вспомнил-22 июня, ртовно в 4 часа... 19 лет прожитых в СССР (1972-1991) дают о себе знать... 

0
Семен - semen-izdali: 22.06.11 22:51
0
- : 22.06.11 22:37

Пардон! Немного ошибся с адресом, поскольку дал адрес не самой статьи в GAZETA.RU о фильме Пивоварова, а адрес комментариев к ней.

А сама статья здесь:

http://www.gazeta.ru/column/taroschina/3670797.shtml

+20
Семен - semen-izdali: 22.06.11 23:29

Сказки Гареева про фильм, даже приводить и критиковать не хочется.

http://kp.ru/daily/25707/907271/

0
Александр - duxford: 23.06.11 01:41

Вы правы, уровень критиков вне критики.

Да и уровень их публикаций тоже. Вот в ВПК в одной номере со статьей Марка Солонина (а может быть и специально в противовес ему к 22 июня!) опубликована статья о героизме народа в 41-м.

http://vpk-news.ru/rubric/9

Уровень мировоззрения автора можно иллюстрировать хотя бы вот этой цитатой из западного автора:

«Критически оценивая сегодня пограничные сражения в России, можно прийти к выводу, что только группа армий «Центр» смогла добиться таких успехов, которые даже с оперативной точки зрения представляются большими».

+6
Егор - wegwarten: 23.06.11 18:31

Уважаемый Семен, а я все-таки прочитал по предоставленной Вами ссылке и даже какое-то удовольствие получил, хотя может быть это просто злорадство...

Гареев, похоже, просто уже в той возрастной категории, когда лучше интервью не давать... Солонина перепутал с Осокиным (Или не перепутал, а вообще уже мало кого различает...), а вот эта фраза прелестная хоть на заборах пиши:

"Вся сложнейшая обстановка того времени до предела упрощается, подгоняется под идеологические установки." 

Генерал Гареев против идеологических установок в истории!  :) :)

Однако Вы правы, есть в этой публикации особая "комсомольская" мерзость - опять они к своему срамословию пытаются слова "фронтовики и ветераны" присобачить...

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину