12.03.12

ЖБД 6-й танковой дивизии вермахта ("Расейняйский танк -2")

Как удалось выяснить после осмотра местности, противник потерял более 100 танков, 400 грузовых автомашин, 30 артиллерийских орудий, огромное количество другого материала и панически покинул поле боя или рассеялся по лесной местности. После этого танковая битва в районе р. Дубиса подошла к концу...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+26
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 13.03.12 01:49

Arko 30 - 30-е артиллерийское командование (корпусного подчинения). Если армейского подчинения, то Höh. Arko и №.

+16
Richard - frankott: 13.03.12 20:01

Абсолютно точно.

Можно добавить,если  кому  интересно про ArKo30 :                                                               Einheit:Stab/подразделение:штаб    Feldpostnummer  23360/номер полевой  почты 23360         Сформирован 26.8.1939 в Х военном округе(Hamburg).

С 16 марта 1941 по  декабрь 1942  ArKo 30  командовал полковник Рихард Метц /Oberst Richard Metz 16. März 1941 - 21. Dezember 1942

С 22.2.1941 штабу (ArKo30) при 4 танковой группе(PanzerGruppe 4) подчинены:

  618 арт.полк особого назначения /Artillerie-Regiment z.b.V.618                                              

II дивизион 67 арт. полка /   II. / Artillerie-Regiment 67( дивизион состоял  из 2х батарей 15-см   sFH 18  и одной  батареи 10-см(105 мм) пушек FK10,моторизованный)  

 615 арт.дивизион/ Artillerie-Abteilung 615  (2 батареи 15-см пушек + 1батарея 21-см мортир в 1939,с 15.5.1940-усилена 3й бат. 15-см пушек, с 3.7.1940 перевооружена искл. 21-см  мортирами Mrs.18,моторизованный )                                                                                          

511 арт.полк/Artillerie-Regiment 511(511 тяж.арт. дивизион-3 батареи 150-мм пушек К16/15-cm Kanone К16,526 тяж. арт.гауб. див-н  3 батареи гаубиц 15-см   sFH 18)

В Вермахте тяжелые артполки формировались,как правило,без  штаба (полка),подчиняясь непосредственно арт.командованию(корпусному,армейскому) ArKo-фактически штаб. 

По  информации сайтов Lexikon  der Wehrmacht  &  Sturmvogel

+14
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 13.03.12 14:53

Во избежание неясностей я и предлагал приводить наименования частей и подразделениий на двух языках. Это не так уж увеличит объём статьи.

0
Richard - frankott: 13.03.12 21:37

Согласен полностью

+44
Евгений - murom: 13.03.12 02:16

Наступление противнка по территории Литвы не выглядит легкой прогулкой. Налицо затруднения с доставкой горючего и боеприпасов. Советские тяжелые танки создают временные препятствия наступлению врага. Но грамотное организованное сопротивление отсутствует. Красная Армия отступает. Противник воюет не числом, а умением.

Спасибо М .С. Солонину и переводчику Дмитрию Баранову за интересный материал, анализ которого станет основой новых книг.

+28
admin - admin: 13.03.12 03:49

"Наступление противнка по территории Литвы не выглядит легкой прогулкой. Налицо затруднения с доставкой горючего и боеприпасов"

Вы забыли еще упомянуть жуткую жару. Попробуй прогуляться при +35 от Бреста до Астрахани!

0
Николай - tamoj: 06.04.12 15:16

Полностью согласен.

Как много нам сюжетов дивных готовит переводов дух.

На первый взгляд: как все просто. Взял и опубликовал переводы немецких архивов. Их можно просто пояснять. Однако это тяжелый труд. Огромная работа.

 Огромная благодарность Марку Семеновичу за этот труд.

+64
жора - gosha1: 13.03.12 03:10

Феноменальный документ! Переворачивает все всосанные с молоком образы 41-го. Особенно впечатляет описание технологии борьбы с КВ: связка гранат под гусеницу, подрывной заряд к орудию и прямое попадание гаубицы по башне(?) Только что комсомольца с топором не хватает. А где же была моторизованная пехота, которая должна была сопровождать тяжёлые танки?

Марк Семёнович, а кто такой John Calvin, если не секрет?

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 13.03.12 03:16

Не основатель ли кальвинизма в английском написании?

+28
admin - admin: 13.03.12 03:45

Джон Кальвин - это такой хороший человек, который на своем сайте выложил огромную кучу фотокопий немецких документов, хранящихся в Вашингтонском NARA. 

+12
Arvydas - vitold: 14.03.12 02:42

Желающие посмотреть оргинальные сканы документов это сделать может здесь http://www.wwii-photos-maps.com/ Там много всякого добра, а документы находится в правой колонке.

+8
Don Pedro - don-pedro: 13.03.12 03:42

Активности "сталинских соколов" незаметно.

+8
Richard - frankott: 13.03.12 06:38

Активность будет неуклонно нарастать с 1942-43гг )))

+14
Don Pedro - don-pedro: 13.03.12 18:27

Поздно боржоми пить, когда почки отпали.

+18
Виктор - nora09: 13.03.12 03:49

Прямо какой-то "клондайк"...

каждая статья как самородок... открытие за открытием...

и обжигает, аж читать больно... 

 

+24
Олег - ayvengo: 13.03.12 04:12

"Боевая группа «Колль» немедленно выступила, 65-ый танковый батальон уничтожил тяжелые танки по маршруту наступления группы «Раус».  Чем он их уничтожил, интересно, 37-миллиметровками чешских танков, что ли ?  По логике, должно было быть наоборот - что-то типа -  "когда 65-ый танковый батальон следовал по маршруту, ударом из засады тяжелых танков противника он был наполовину уничтожен. Боевая  группа "Колль" беспорядочно отступила".   Когда Гудериан подошел к Москве (приобретя огромный боевой опыт), только что сформированная танковая бригада Катукова за 7 дней выбила у него 133 машины.  Хотя у немцев к тому времени уже и 88-миллиметровки были в боевых порядках, и подкалиберные снаряды, и куда поражать наших КВ и Т-34, они уже хорошо знали.  Когда читаешь эти переводы, все время вспоминаю рассуждения А.Н. Толстого про  "моральную силу", в "Войне и мире".

+13
Richard - frankott: 13.03.12 06:27

Боевая группа «Колль»:

половина 65-го танкового батальона

1-й батальон 11-го танкового полка

1-я рота 41-го истребительно-противотанкового дивизиона

2-й батальон 114-го пехотного полка

1-й дивизион 3-го зенитно-артиллерийского полка

Зенитками,видимо,уничтожал. При поддержке штук)))),а также 4.7-см Pak auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, входивших в состав истребительно-противотанковых  дивизионов. Бронебойный  снаряд чешской противотанковой 47-мм пушки пробивал броню 70 мм  на  расстоянии  500 м.

"Война и мир"-Л.Н.Толстой.Вы вспоминали рассуждения Л.Н.Толстого.

 

 

+40
admin - admin: 13.03.12 06:41

70 мм на 500 метров - это подкалиберный снаряд. Я не знаю - был ли он к 47-мм в начале войны, но в любом случае, у КВ броня 75 мм, не считая наклон листов. Не случайно же немцы пишут, что 50-мм/L60  Pak-38 не пробивала броню тяжелых танков, а уж она не слабее чешской 47-мм будет. Так что на все про все были одна  батарея 105-мм в артполку танковой дивизии и приданные 88-мм зенитки в количестве 1-2 батареи

+24
Richard - frankott: 13.03.12 22:17

С 1000м  снаряд  пробивал броню 55 мм. С 500 м-70 мм. Данных  пробиваемости с меньших  расстояний пока нет. Так стреляли  в погон башни,чтоб  заклинить механизм  поворота  башни,в  маску и в гусеницы. Сосредотачивали  огонь нескольких  орудий на одной цели.

В  штате 4 PzGr имелся самоходный   противотанковый дивизион  Panzerjäger-Abteilung 616   /4.7-см Pak auf Pz.Kpfw.I Ausf.B  в кол-ве  27  шт.http://sturmvogel.orbat.com/pzjgabt.htm  

 

Фото здесьhttp://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/Bilderseitenneu/Panzerjager1.htm             ТТХ: броня 14.5 мм,высота 2250 мм(высота  оси  ствола  при 0°-ок. 1720 мм), вес  боевой  машины 6.4 тн,вес  орудия  595  кг,длина  ствола 2620 мм, нач. скорость  снаряда(дословно-Panzergranat-Patrone 36 (t) фото http://www.wk2ammo.com/showthread.php?4973-German-WWII-artillery-shell-collection&s=b32626a60efac48297a1443cfe950b3d-танковой гранаты-патрона)=775  м/с, боекомплект 68  выстрелов, угол вертикальной наводки  -8°  до +17,5° ,горизонтальной 10°, максимальная  дальность стрельбы 6000 м,экипаж  3 чел.   Для  сравнения,высота  в боевом положениии Flak 18/36 "acht-acht"/зенитное  орудие "восемь-восемь"(8,8-см)  2418 мм,вес-5000/7400 кг, нач. скор. 795 м/с(Panzergranate),длина  ствола 4930 мм. Особо  не  потаскаешь  по полю  боя.Цена-33600 RM))))) http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/flugabwehrwaffen.htm  

Pak38  5-cm  полуавтоматическая  скорострельная противотанковая  пушка,угол гор. наводки 65°,верт. нводки -8°  до +27°,нач. скор. 835 м/с,длина  ствола 3000мм, бронепробиваемость 60 мм с 500 м, снарядом с вольфрамовым  сердечником(Panzergranate 40)-до 95 мм.Вес 930/986 кг.http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/panzerabwehrkanonen.htm

 

+22
Олег - ayvengo: 14.03.12 03:23

Спасибо, посмотрел на фото. Мощная техника, ничего не скажешь. Как таракан по сравнению с нашим КВ. Надо быть очень смелым человеком, чтобы из такого чудо-оружия подбивать наши тяжелые танки.

Если бы мы с такой легкостью расправлялись с "Тиграми", как немцы с КВ, совсем другая была бы война.  По неуязвимости, по-моему, сравнение корректное.

+48
admin - admin: 14.03.12 04:43

А еще можно привести данные по ширине гусениц, закалке пальца, количестве гребней на траке...

Был задан вопрос: каким образом бронепробиваемость 47-мм чешской пушки оказалась выше, чем у немецкой 50-мм Pak-38?  В качестве ответа Вы приводите кучу лишней информации, среди которой, однако, можно найти : начальную скорость снаряда "чеха" (795 м/сек) и "немца" (835 м/сек).

Бронебойный снаряд пробивает броню за счет своей кинетической энергии. В формулу кинетической энергии скорость входит в квадрате. Таким образом, даже без учета разницы в массе 47-мм и 50-мм снарядов (а масса зависит от куба линейных размеров), начальная энергия снаряда Pak-38 на 10% больше. А бронепробиваемость меньше???

0
Richard - frankott: 14.03.12 06:08

"Die  wog 595 kg und hatte ein 2.62 mm langes Rohr. Bei einer v0 von 775 m/Sek. konnte die Panzergranat-Patrone 36 (t) auf 1.000 m bis zu 55 mm Panzerung durchschlagen. In einer geänderten Montage fand diese Pak auch im »Panzerjäger 1« Verwendung. Außerdem wurde sie auch auf den französischen Renault-Panzer R-35 montiert und als Panzerjäger eingesetzt."

http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/panzerabwehrkanonen.htm

 

 

Помимо ЖБД на  немецком,в т.ч. и 616 PzJäg-Abt.,есть еще книга Эрхарда  Рауса "Танковые  сражения на  Восточном  фронте" на  русском  языке,и  в ней глава 2 "Расейнай". Очень  интересная глава. Там немцы  опробовали  на  неподвижном  КВ все:от 5 см орудий ПТО  и  8.8 см зениток  до подрывных зарядов. Интересен отказ люфтваффе отработать по единичной цели.

 

В армии приходится  воевать тем,что  есть на  воооружении и приспосабливаться к противнику,импрвизировать. В  годе 1989 дедушка-ветеран-противотанкист на  встрече  рассказывал,что,мол, успевали  сделать максимум 2 выстрела по Тигру,целя  в погон башни ,в гусеницы - и врассыпную кто  куда.Поэтому и войну  пережил. Вроде пара Красного знамени у него была. Запомнился  тем,что честно рассказывал про реалии ПТО,тогда  это  здорово контрастировало с мемуарной литературой. 

+8
Richard - frankott: 14.03.12 06:50

Данные  по  снарядам  для 7.5 см  Pak 40(вес 1425/1500 кг):

1.осколочно-фугасная  граната 550 м/с

2.бронебойно-трасс. снаряд обр.39  792 м/с ,на дальности  100м бронепробиваемость 98 мм

3.бронебойно-трассирующий снаряд обр.40  933 м/с

кумулятивный заряд 450 м/с,на дальностях до 600 м,при угле  встречи 60°  бронепробиваемость до 90 мм

 

 

Вес  орудия  имеет большое значение на  поле боя. Как-то лишней эту информацию не назовешь)))))

0
Richard - frankott: 15.03.12 01:44

Типы  снарядов  конкретно  для  4.7 см  в  открытых источниках найти пока не  удалось. Но,видимо,это уже  и не  нужно. Вообще  целью моей писанины  было обратить внимание  на те факторы,которые  если и не определяли  лицо ПТО  двух  сторон на  какой-то период,но  послужили дальнейшим разработкам боевых  систем,в следующих  фазах  протвостояния;  рассмотреть все это без  однобокого восприятия,без  штампов ("дверные колотушки","сверхтяжелые  танки"),спокойно  и без  лишних  эмоций. Читая  доступные выдержки из КТВ  подразделений ПТО, в оригинале, с описанием приемов боя,типов примененных  снарядов и пр., невольно  приходишь  к выводу,что в этой  войне  все  было непросто и неоднозначно:нюансов ,деталей,факторов- масса. На  военной службе вообще  мелочей не  бывает. Насчет  лишней  информации: углы  наводки(перенос огня по целям без смены позиции),размеры(!!!),масса орудия(скорость смены позиций под огнем  противника),бронепробиваемость различными  типами снарядов на разных  дистанциях- все это важно на  поле боя. Понятно,что германская пехота теряла  нервы при виде тяжелых танков(так же,как и любая другая),но  на 100% приемлемого полевого орудия  ПТО во всем  диапазоне факторов  создать за  всю войну  так и не получилось. Если  кто-то в результате моей писанины  стал более внимательным к мелочам(тут и  боевой/командный  поезд,штабцалмейстер с  Oberst a.D. и пр.),стал более  мудрым  в эмоциональных  оценках происходивших  событий,решил найти свое мнение  и в результате стал  более структурным, тогда  свою  задачу  я считаю  выполненной. А  книжку Рауса-рекомендую.

Всем  спасибо и до  свидания.

+8
Richard - frankott: 14.03.12 05:32

Есть информация по  5-см Pak 38:

Боеприпасы:бронебойно-трассирующие  снаряды 3 типов:

1.с привароной  головкой из  тв. стали:вес 2.05 кг,разрывной заряд 0.16 кг,

2.с бронебойным  наконечником,при  стрельбе  по нормали к броне на дальности 100 м пробивает  броню 65 мм, на 500м-59 мм

3.с вольфрамовым  бронебойным  сердечником обр.1940г. в железной  оболочке  с пластмассовым наконечником,с  трассером,но без  разрывного заряда. На 100 м по  нормали  пробивает 120 мм брони,на 500 м-75 мм.

 

 

Был задан вопрос: каким образом бронепробиваемость 47-мм чешской пушки оказалась выше, чем у немецкой 50-мм Pak-38? 

А его  кто-то  задавал? 

В качестве ответа Вы приводите кучу лишней информации,

Информация про 4.7-см Pak auf Pz.Kpfw.I Ausf.B приведена была с целью полноты освещения темы противотанковой обороны,с переводом с немецкого языка,который  знают  не все. Всего лишь.

Для информации: 4.7-см пушка принята  на  вооружение в 1940 г,впервые использована  во Франции,состояла на  вооружении до 1943г.,т.к.  по бронебойности лишь   немногим уступала поступавшим на вооружение в 1941-1942 гг 5-см противотанковым пушкам Раk 38.

Бронепробиваемость зависит и от типа  снаряда. Эти данные  приведены и переведены  с немецких  сайтов,каждый может САМОСТОЯТЕЛЬНО посмотреть. Лишнюю информацию-убирайте. 

+78
Павел - pavgod: 13.03.12 06:37

Извините, не удержался, а сам не соображу.

все время вспоминаю рассуждения А.Н. Толстого про  "моральную силу", в "Войне и мире".

Это "рассуждения" А.Н. Толстого, или его же "Война и мир" ??

Теперь по сути. Под Москвой у Гудериана были те же легкие, местами переходящие в средние машины, прошедшие к тому времени по российским дорогам более 2000 км (вспомните рыд историков по поводу малого ресурса танков в первую неделю войны на Ю.-З. Фронте). И не просто "прошедшие", а прошедшие с боями весь Юго-Западный ТВД в нескольких направлениях, это раз.  Некорректно сравнивать боевые условия глубокой осени (октябрь-ноябрь) с вершиной лета, это два. Наступающие танки Гудериана (или хоть кого ещё) нельзя было "прикрыть" тяжеленными малоподвижными зенитными 88-мм орудиями, которые вместе со снарядами надо было туда же, под Москву, чем-то подвезти, это три. Наступать Гудериан мог только в узкой полосе вдоль нескольких дорог, к тому времени превращённых в сплошное месиво, даже сманеврировать было негде, это четыре. И такой же боевой опыт, как и Гудериан, приобрёл и комбриг Катуков, который вроде не из ускоренного выпуска военного училища прибыл, это пять.

Моё скромное  мнение: сравнивать надо сравнимые вещи, а не "бронепробиваемость снарядов" с "моральной силой". Опять же, неясно, имеется в виду "моральная сила" снарядов, или как ?

Для меня видно другое. Столкнувшись с непреодолимой, на первый взгяд, преградой  в виде "сверхтяжёлых танков", немецкие солдаты не стали с криком "Танки !" драть "на Запад" или "рассеиваться в лесах", а командование не стало гробить батальон за батальоном, а деловито и обстоятельно собрали  силы (какие смогли) и "решили поставленную задачу"

Даже если для этого командиру дивизии и понадобилось лично будить проспавших наступление солдат.

 

+45
admin - admin: 13.03.12 06:50

Для меня не ясно другое, самое в данном вопросе важное: СКОЛЬКО? Сколько КВ ползало по берегу Дубисы и давило пушки с расчетами? Что-то не просматривается в этом документе 59 штук.  Про еще 150 минимум легких танков, которые "гремя огнем, сверкая блеском стали" наматывают на гусеницы немецкую пехоту, тоже как бы не сказано. Кажется, именно по этой причине немцам удалось решить поставленную задачу.

+27
Павел - pavgod: 13.03.12 07:38

Резонно. Правда, какие-то орудия с расчётами танки всё же "намотали".

Возобновившееся было наступление снова остановлено из-за контратаки вражеских тяжелых танков, которым удалось раздавить позицию артиллерийских орудий.

Но если к сверхтяжёлым танкам, даже обездвиженным, могут подобраться сапёры и подорвать их (не подкоп же они рыли !), то много такие танки не навоюют. Опять же, даже 37-мм "дверные колотушки" при надлежащем упорстве рано или поздно могут обездвижить даже КВ, или КВ-2, это ведь не чушка из брони, там куча уязвимых мест. Насколько я понимаю, это "танки прорыва", а не поддержки пехоты на второстепенных направлениях, в лесистой местности. Хотя, они даже в борьбе с парашютными десантами применялись...

И что ещё характерно. В немецких документах оценка численности и интенсивность боевых действий Красной Армии даже как-то занижается. Это вместо того, чтобы расписывать "упорное, фанатическое сопротивление" превосходящих сил врага.

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 13.03.12 14:51

1. А.Н.Толстой как автор "Войны и мира" - это шутка такая?

2 Л.Н.Толстой как раз очень любил рассуждать на моральные темы в своих романах.

+48
stopper - stopper: 13.03.12 06:28

командир дивизии в шесть утра будит спящих солдат ...

+16
Павел - pavgod: 13.03.12 05:37

Недаром пелось:

"Соловьи, соловьи !

Не будите солдат..."

+20
Семен - semen-izdali: 13.03.12 16:46

Это еще и показывает, что и немцы выдыхаться начали. Но, к сожалению, наши дали им возможность выспаться.

0
Николай - tamoj: 06.04.12 16:06

22 июня 1941 г.

В ночь с 21 на 22 июня войсками были заняты исходные позиции для наступления (за исключением 4-го пехотного полка).

КП дивизии перенесен вплотную к границе.

08:00 – Генерал Рейнхардт (командир 41-го танкового корпуса - М.С.) приехал с визитом с КП корпуса. Генерал одобрил боевое распоряжение командования дивизии.

Командующий дивизией, выехавший в расположение передовых частей и находящийся в Kongajly, приказал мотопехотным частям дивизии продолжить наступление.

23.06

В 07:00  командующий дивизией лично выехал на передовую.

25.06

командир дивизии, который прибыл в 09:30, приказал преследовать отступающего противника всеми силами, включая личный состав штаба дивизии.

В 11:30 командир дивизии выехал к мосту через р. Дубиса. Штаб дивизии готовится к переносу КП в Gruzdiski.

В 12:00 КП дивизии переехал на новое место. По маршруту продвижения к линии фронта наблюдается оживленное попутное…

Правая боевая группа 1-й тд отвернула от Bargailiai на Шаукотас (н.п. к востоку от р. Дубиса, между Шилува и Гринкишкис - М.С.), чтобы облегчить положение командного пункта 1-й танковой дивизии, который был атакован танками противника, наступающими с южного направления.

Командир дивизии и командующий корпуса прибыли на КП в Kibortele.

Штаб дивизии выступил в 03:00 из Swedasai, оторвался от частей группы «Зекендорф», прошел через расположение группы «Колль», солдаты которой к тому времени еще отдыхали, и выдвинулся в район Рубени (н.п. в 25 км юго-западнее Ливаны - М.С.).

Только после этого будит спящих солдат.

Такой вот попался командир дивизии. Сам не спит и другим не дает.

Штаб дивизии бежит, обгоняя солдат.  Все как в Красной Армии.

Правда, к линии фронта, преследуя отступающего противника. Ну это уже мои мелочные придирки.  В остальном все очень похоже. 

+8
римантас - rimas1: 13.03.12 05:40

Кстати не первое умминание  у немцев о радиопомехах ночью.

+26
Павел - pavgod: 13.03.12 07:00

По широте местности Литвы (54-56N) в это время года почти белые ночи - закат, переходящий в рассвет. Плюс сплошные грозы, мокрая от дождей листва в лесистой местности. Для использовавшихся в то время частот и полевых антенн,  написанное - скорее всего чистая правда.

+12
Семен - semen-izdali: 13.03.12 16:43

Плюс несовершенство техники, даже немецкой тогда.

+44
Павел - pavgod: 13.03.12 05:47

для переправы 8-й тд удалось задействовать русский трофейный восьмитонный  паром (вмещает до 18 грузовых автомашин).

Странные сверхлёгкие грузовые автомобили: 18 шт. поместилось в  восьмитонном пароме, особенно если учесть, что "Полуторка" весила больше 1700 кг. Да и размеры ! Даже если это вес собственно парома, тоже не очень правдоподобно, вроде Ноева Ковчега...

Мелочь, но всё же.

+20
Семен - semen-izdali: 13.03.12 16:45

Открыть кингстоны (если уж подорвать сложно) и потопить никто не догадался?

Дело недолгоеи ничего дополнительно не надо (типа взрывчатки).

+17
Северянин - nordman: 14.03.12 01:06

Скорее всего опечатка - восьмидесятитонном.  Восемь тонн водоизмещения требуют грубо пусть даже 10 кубового объема корпуса. Это был бы не паром, а большой баркас с размерами 4 х 2 х 1,2 м. Туда даже одну машину загнать проблема. Речной паром на 80 тн уже имеет длину порядка 40м и ширину под 10 м. Уже что-то.

+10
Сергей - zakaton: 13.03.12 07:57

Немцы перечисляют уничтоженные советские танки - получается около трети от общей численности танкового парка противостоявших им частей.  Ну пусть половину уничтожили. Часть могла быть неисправна. Всё равно ещё не меньше сотни должно было оставаться. Куда подевались? Там фраза была об отступающей колонне автомашин в сопровождении танков. Значит, не меньше ста штук кинулись отступать.

+21
Семен - semen-izdali: 13.03.12 17:31

Начну от печки, до 22.6 - эпизод с мотоциклами (резина) показывает, что немецкая техника во многом была изношена. У нас исаевы берут на 22.6 полный комплект "превосходной немецкой" техники, а новых, тех же танков у Германии было мало, большая часть ""б/у". И состояние техники (автотранспорта) - эпизод с преодолением склона......

Крутой обрыв восточного берега р. Дубиса мешает всякому продвижению вперед. Между  автомашинами интервалы по 100 метров, машины пытаются преодолеть склон и застревают на гребне из-за слишком большой загрузки или недостатка водительского мастерства, вследствие чего службе эвакуации техники постоянно приходится вмешиваться в происходящее.

Здесь плюс еще состав и состояние техники (не пишется какая, может и трофейная), не горы же.

Уже не раз отмеченное с самого начала тесное взаимодействие с авиацией (группа 15 чел. с офицером связи на месте).

Часть мостов взорвана, часть оставлена, как и паромы. И тут же помощь местного населения в ремонте.

23 июня 1941 г. Не следует забывать и о проблемах со снабжением боеприпасами, а также о том, что войска в определенной степени измотаны.

Измотаны 23 июня?

Потеря плацдарма определенным образом отразилась на моральном состоянии личного состава боевой группы.............сведения о неуязвимости вражеских тяжелых танков............. вызывая смятение у личного состава наших войск.

Неудачи на всех одинаково действуют. На сколько был важен первоначальный успех.

Авиации немцам явно не хватало, запросы выполнялись с большой задержкой:

В 08:30 был запрошен удар пикирующих бомбардировщиков по этим соединениям, в 09:45 запрос был отклонен.........Запрос на удар пикирующих бомбардировщиков по частям противника, скопившимся на восточном берегу р. Дубиса вдоль шоссе в сторону Гринкишкис, был одобрен в 13:00.

 И это несмотря на то, что часть первоочередных  задач к 24.6. была выполнена.

25 июня 1941г. Ход боев в последние дни лишь усилил сложившееся впечатление, что русские дерутся упорно и настойчиво.

Снова одни дерутся "упорно", а другие уже 22.6:

Их отступление больше походит на бегство. Общие впечатления: Противник в приграничном секторе уклоняется от боя.

Нет организации, нормального командования и взаимодействия.

. Станция радиоразведки 31-го полка связи ВВС, которая уже два дня находится вблизи КП дивизии, смогла перехватить радиограмму противника..........

Из других радиограмм противника, перехваченных в следующие часы, можно безошибочно представить ситуацию в расположении неприятеля.

1. Радиосвязь у нас была.

2. Никакой шифровки, никаких кодов..........Все перехватывалось и тут же сообщалось (от ВВС к ТГр).

Т.е., где надо было - кричали, что средств радиосвязи нет, где не надо было - открыто передавали секретные данные. Немцы, кстати, готовы были к перебоям радиосвязи, широко использовали офицеров связи, "делегатов" связи "по бездорожью и разбитым деревянным мостам".

Вот что удивило:

28 июня 1941 С не меньшей вероятностью можно предположить, что дивизии будет приказано наступать в направлении Петербурга; по крайней мере, момент для этого явно настал.

Не рановато? Или считали, что основные наши силы разбиты к 28.6.41?

 

0
Евгений - murom: 14.03.12 22:41

Леонид Млечин в одной из радиопередач беседовал с участником ВОВ. Была затронута тема использования средств радиосвязи в войсках в предвоенный период и в начале войны. Собеседник Млечина отметил, что для выхода в эфир надо было получить письменное разрешение нескольких инстанций. Командование к выдаче таких разрешений относилось отрицательно, поскольку боялось службы радиопеленгации НКВД. Сложилась практика сознательного отказа от радиосвязи в пользу связи проводной, при пользовании которой требования секретности постоянно нарушались. С таким опытом отношения к радиосвязи армия вступила в войну и на ее первоначальном этапе не смогла его преодолеть.

+4
Семен - semen-izdali: 15.03.12 01:43

У меня в училище преподаватель радиолокации  (кап 1 ранга Латинский) был учеником адмирала Берга Акселя Ивановича (шведско-финского происхождения). Так рассказывал, что сразу после войны испытывали в Крыму РЛС на магнетроне. Магнетрон часто ломался, надо было выписывать новый, а визировать у наркома обороны......... Которым был Сталин......Но визировали, только не так быстро.....

+8
grove - grove: 13.03.12 23:22

2-ой батальон 114-го пп ведет бой за поперечно расположенные (?) позиции.

действительно "?"

+20
Richard - frankott: 14.03.12 00:09

В переводе указана боевая группа Walkenfels . Проверил-должно  быть Waldenfels.

Freiherr von Waldenfels, Rudolf,Oberst-leutnant,Regimentskommandeur  Schützen-Regiment 4/ Рудольф фон Вальденфельс,фрайхэрр/барон,подполковник,командир  4 стрелкового(-досл.)/пехотного полка.

http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Personenregister/W/WaldenfelsRFv.htm

+8
admin - admin: 14.03.12 04:49

Спасибо. Исправил

0
Richard - frankott: 14.03.12 06:19

Не стоит благодарности.

+37
Северянин - nordman: 14.03.12 01:17

Чтение захватывающе интересное, но трудно, поскольку читать приходится "от противника", все рано что играть в шахматы на перевернутой доске, т.е. себе навстречу.  Вот и выясняется, что ничего особенного у немцев припасено не было, и в бой судя по началу они вступили мало что не с колес, и  снабжение отставало и техника подводила и солдаты не деревянные, а тоже спать хотят. Однако же результат тот,  который есть.  Вот и задумаешься, где же дырья в которые утекла наша "непобедимая" сила? Убитая инициатива личного состава, страх сделать что-то не так, в связи с этим стремление понаблюдать со стороны как оно все пойдет, отстутствие настоящих, а не ложных мотивов к сопротивлению... В общем весь набор присущих тоталитарному обществу проблем.  Который и до сих пор, кстати, не изжит.

+8
stopper - stopper: 14.03.12 01:17

последние обсуждения показывают что многие участники активно используют разные источники информации, российские и зарубежные. предлагаю уважаемому мс сделать отдельный раздел с их указанием. лексикон вермахта, люфтваффе хольма, штурмфогель, кранч-мапс, нихорстер и пр.  пожалуй рекомендовал бы не только тех кто разделяет - интересный сайт веремеева. да и закорецкого возможно. кстати, у поляков есть исключительный по полноте ресурс карт.

+19
Сергей - zakaton: 14.03.12 07:06

Да вроде ничего интересного у немцев не было, зато у них была одна простая вещь, которой в нашей армии местами и до 45 года так и не появилось. Называется это взаимодействие родов войск. Да, авиации не хватало и первый запрос о применении бомбардировщиков отклонили. Но через 2 часа опомнились и разрешили. И авиация не смылась куда-то в неизвестном направлении, и по кустам не попряталась, а взлетела и чего-то там бомбила.  Угрохали они там кого или нет - это другой вопрос. И связь у них работала, и части знали где соседи находятся, и генералы вон в передовые части выезжали (попробовали бы вы товарища Жукова отыскать ближе чем за 40 км от фронта, да и не его одного).  В героев немцы "любой ценой" не играли. Не получается так - попробуем иначе. Артиллерия выполняет свою роль "дополнительной брони", уничтожая неприятельские танки и батареи. Свои танки немцы в стада не собирают - они налегают именно на артиллерию, миномёты, которые и наносят врагу наибольший урон.

+6
Don Eujenio - yevgeny: 14.03.12 17:10

Почему это в нашей армии "и до 45 года" не появилось ?

А после 45-ого года что -то  появилось ? Достаточно вспомнить штурм Грозного  под Новый 95 год, да и вторая чеченская война тоже кое-что показала о боеготовности и обученности войск.

 А война 8/8/8   ?   Видимо, это неустранимый недостаток.

+8
ilia - il1950: 15.03.12 02:36

Читая представленные документы ещё раз убеждаешься ,что взаимодействие родов войск +связь+правильно и вовремя организованное снабжение(не только боеприпасами но и продовольствием)- по этим основным факторам боеготовности армии РККА по крайней мере на 1941-1942 года уступала вермахту, а в дальнейшем армия стала более мобильной, насытилась техникой,топливом, меикаментами,продовольствием(помощь союзников пригодилась)+ больший по сравнению с Геманией людской резерв(который Сталин и его генералы безжалостно сжигали в топке войны) вот это и есть вкратце трагические слагаемые "цены победы" . P.s.Эрхард Раус вспоминает http://makhk.livejournal.com/54067.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
Михаил - mihailkotov: 25.05.13 01:11

В 04:30 269-я пехотная дивизия (в первые дни войны эта дивизия была оперативно подчинена командованию 41-го танкового корпуса вермахта - М.С.) достигла Ww (так в тексте – прим.пер.), 114 пп занял Hojstynie

Ww - это "лес Вишвилл" ( wald - лес. )

Hojstynie - неправильно. Правильно - "болото Рейстине" ( Rejstynie )

Русские названия с карты РККА

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину