26.07.13

Форсирование Даугавы (продолжение ЖБД 1-й танковой дивизии вермахта)

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+8
Юрий - ancientraven: 26.07.13 23:23

  28 июня 1941 г 

Само форсирование реки Дайгава начнется потом [после захвата моста диверсионной группой]. Еще во время подготовки к атаке русские взрывают мост.

Дайгава - это не опечатка?

0
Alex - alexmf: 27.07.13 00:29

5:24. …Из-за плохих дорожных условий боевые группы находятся очень далеко друг от друга.

 ...

В 12:12  по докладу разведбата дивизии, который проходил по маршевому пути группы Westhoven, выяснилось, что боевая группа [Westhoven] движется по маршевому пути боевой группы   Kruger.

Похоже, заблудились... Или дивизия иx "заблудила".

 

0
жора - gosha1: 27.07.13 00:38

Попытка захватить мост в рукопашную [оказалась] неудачной. Северный берег и собственно мост [были] заняты сильным  противником. 14 солдат спецотряда убиты, в том числе их испытанный командир оберфельфебель Werner, 7 солдат  ранены.

Вот тебе и спецотряд. Ещё одно подтверждение тому, что против лома нет приёма.

+16
валера - lob2: 27.07.13 00:45

Их просто опознали и перебили. Когда прикрывавшая их мотопехота открыла огонь, наши спокойно перешли через мост на северный берег, после чего его рванули. только благодаря этому прикрытию наши не добили остальных, которых начали было искать, когда они попрятались.

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 27.07.13 01:15

Очень интересно рассказываете. С подробностями. Словно присутствовали.

+24
валера - lob2: 27.07.13 01:16

Не-а. Просто довелось переводить отчет ефрейтора Буррера, старшего из выживших.

-8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 27.07.13 01:18

Так и сказал он, что чуть не добили, когда прятались? Вот бедняги!

+16
валера - lob2: 27.07.13 10:27

Да, так и сказал. "Мимо прошло четверо русских, я не стал стрелять, чтобы не обнаружить себя".

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 27.07.13 14:17

Ну, если 4:1, то ясно, что лучше не рыпаться.

+1
Alex - alexmf: 27.07.13 03:31

Когда прикрывавшая их мотопехота открыла огонь, наши спокойно перешли через мост...

Вот так, уважаемый Валера, под огнем и спокойно?

 

 

+24
валера - lob2: 27.07.13 10:31

Конечно. Немцам не досталось ни одного пленного, ни одного убитого и ни одного трофея. Это значит именно "спокойно перешли".

0
Alex - alexmf: 28.07.13 10:12

А раненые были?

0
валера - lob2: 28.07.13 12:43

В отчете ефрейтора об этом ничего не сказано.

0
Alex - alexmf: 27.07.13 03:28

 14 солдат спецотряда убиты, в том числе их испытанный командир оберфельфебель Werner, 7 солдат  ранены.


А такое соотношение чисел убитых и раненых о чем-то говорит?

+1
Арсений - arseniy: 30.07.13 20:43

это же не позиционная война, а бой в стиле black hawk down - по сути встречный бой - те кто смог отступить, спрятались где смогли, остальных красные добили. так что странно, что раненые вообще есть.

+8
Alex - alexmf: 31.07.13 00:31

Да, уважаемый Арсений, пожалуй Вы правы. А раненые были, думаю, потому, что они ведь тоже могли отступить и спрятаться.

+1
Павел - pavgod: 27.07.13 03:04

В соответсвие с обсуждаемым регионом - Daugavа, карты будут Латвийского Генерального штаба, 1:75000. И обзорная - немецкая, 1:300000. Карты ГШ РККА надо подбирать, не могу угнаться за М.С.   :=))

+24
Фома - fomakopaev: 27.07.13 04:22

Пытался сообразить, сколько же времени немцы строили мост через Даугаву?

Заключительное положение:

… 27 июня вечером, после преодоления бесконечных трудностей местности, [дивизия находится] в готовности на следующий день форсировать [р. Даугава]….

28 июня 1941 г.

13:52   2-й батальон 1-го мпп боевой группы Kruger подвезен (доставлен) для занятия предмостного плацдарма… Создан предмостный плацдарм на восточном берегу…. Командование 41 ТК поручило штабу 628-го саперного полка строительство моста через Даугаву.       Штаб полка и мостовая колонна 36-й моторизованной дивизии для этого были подчинены дивизии.

К вечеру 28.6. дивизия  крепко держит в своих руках предмостный плацдарм…

Дивизия намеревается создать постоянную переправу у предмостного укрепления, чтобы гарантировать наведение моста и его  охранение….

В интересах скорейшего прибытия необходимых мостовых  колонн, дивизия приказывает беспощадное освобождение (очистку) маршевой  дороги….

        29 июня 1941

День (использовался) для того, чтобы [расширить] предмостный плацдарм до приказанной линии. Тыловая местность очищена от противника….

30 июня 1941 г.

… 17:30  мост через р. Даугава готов.

Но так и не смог понять сколько?

+8
Alex - alexmf: 27.07.13 04:39

Пытался сообразить, сколько же времени немцы строили мост через Даугаву?

Они это предвидели, уважаемый Фома, и нарочно следы запутали. :=)
У меня не получилось толком понять когда же они плацдарм создали.

 

0
Павел - pavgod: 27.07.13 04:49

Никак это не похоже на пару часов !

0
валера - lob2: 27.07.13 10:45

Перечитайте еще раз .

В два часа 28-го немцы подошли к реке. К полуночи переправили на лодках один батальон. Одновременно направили к месту еще два саперныхй батальона  три мостовых колонны. На следующий день переправили на паромах артиллерию и несколько других частей . За это время явно подошли назначенные части и  30-го построили мост. Даугава река широкая, наверняка весь день ушел.

+17
Фома - fomakopaev: 27.07.13 17:48

Перечитал. В два часа (дня) 28-го немцы подошли к реке (точнее, 13:52). Тут же сказано: «Создан предмостный плацдарм на восточном берегу….», и: «К вечеру 28.6. дивизия  крепко держит в своих руках предмостный плацдарм…». По сути, уже можно начинать наведение моста. Вопрос в том, когда («В еще не взятой под контроль местности» и «Вследствие плохих дорожных условий, в т.ч. необходимости протаскивания каждого отдельного колесного транспортного средства тракторами») подошли два саперных батальона  три мостовых колонны? Но этого в документе не отмечено. Однако сказано (ещё до 11:15 29-го), что сапёры там уже есть и они уже поработали: «37-м саперным  батальоном и саперными взводами войск изготовлены плавсредства (паромы) для форсирования». Можно ли считать, что они при этом и, тем более, сразу после этого и до следующего дня (30-июня) ничего не делали для подготовки наведения самого моста? Так что, наверное, на возведение моста ушло всё-таки больше, чем весь день 30-го (до «17:30  мост через р. Даугава готов»). 

0
Павел - pavgod: 27.07.13 04:58

Первый раз в этом бою 37-й саперный батальон с большим успехом использовал тяжелое метательное устройство (вероятно, речь идет про реактивные минометы "Небельверфер" - М.С.).

Сапёрный батальон этим занимался ? Никогда не слышал...

+1
stopper - stopper: 27.07.13 12:32

аналогичная запись - первый раз, большой успех - есть в это время в ктб шестой тд, наступавшей в паре с первой. в шестой дивизии аббревиатура не совсем ясная - первая мысль: саперы. но, возможно, имеется ввиду нечто иное. попробую уточнить по лексикону и ктб еще раз.

п.с. спасибо за ссылки по предыдущей теме. с потерями первой тд 22 июня разобрался - просто исаевские штучки. он просто разделил потери всей группы за месяц и придумал жестокий бой за таураге. мои соображения более развернуто в ответах в предыдущей теме.

+8
admin - admin: 27.07.13 23:42

исаевские штучки. он просто разделил потери всей группы за месяц и придумал жестокий бой за таураге

??? Ничего подобного, никакого Исаева; цифра указана в приложениях к КТД 1 тд

0
stopper - stopper: 28.07.13 02:20

какая цифра?  в ктд ежедневно в конце дня  даются три цифры.

в упомянутой цитате исаева идет речь не о 400+  а трех сотнях+

0
stopper - stopper: 27.07.13 14:15

52 полк небельверферов был придан 41 танковому корпусу и принимал участие в русской кампании с 22 июня. три дивизиона (девять батарей), плюс одина батарея на бронетранспортере.

..."На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией — за счёт этого в советской историографии появился миф об якобы больших скоплениях тяжёлой артиллерии противника"...

+24
Павел - pavgod: 27.07.13 20:44

...на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией

Т.е., там, где важен суммарный забрасываемый тоннаж на определённую площадь за минимальное время, а никак не точность отдельных выстрелов по конкретным целям. "Небельверфер", как и Ju-87-Stuka - оружие блитцкрига. Как только противник, вместо того, чтобы драпать - укрывается, рассредотачивается и маневрирует (не путать с разбеганием), эффективность этих "чудо-систем" резко падает, уступая традиционным ствольным системам и пулемётам. А вот тактика боевых и штурмовых групп гибкого состава показывает себя весьма эффективной. Вместо бесконечных генштабовских поисков "золотого сечения", которые по-моему, не окончены и до сегодня...

в советской историографии появился миф об якобы больших скоплениях тяжёлой артиллерии противника...

для того, чтобы таким образом "компенсировать и затушевать" тактическую беспомощность советской артиллерии, особенно в первые часы и дни войны, когда РККА имела несомненный позиционный и численный перевес в артсистемах всех типов.

М.С. верно замечал, что учитывая дальность стрельбы массовых артсистем Вермахта (до 15-17 км, из которых минимум 3-5 км приходилось на сопредельную территорию), в полосу огня попадали только погранотряды и боевые дозоры РККА. Исключения, типа  "стратегических находок" ГШ РККА с 22 тд или 42 сд в Бресте, только подтверждают справедливость этих наблюдений. За то время, пока немецкие артсистемы подтянутся сами (а в большинстве случаев ещё и переправятся через реки) и подтянут запасы снарядов, артиллерия РККА должна была "обрушить град снарядов на головы захватчиков" в тех нескольких узких и неглубоких участках, где "враг осмелился прервать мирный труд". Это - оборотная сторона концентрации сил для прорыва, откуда и классическое соотношение потерь 4 к 1. На деле мы (и немцы) наблюдали в основном бессистемный огонь разрозненных орудий. И горы трофейных артстволов и складов, попавших  немцам...

На счёт - "не было команды", во-первых, это достоверно не подтверждается, во-вторых - местами огонь был открыт вовремя и весьма успешно. Для того и существует в армии универсальная формула "Действовать по обстановке".

+8
stopper - stopper: 27.07.13 16:10

"золотые сечения" - в журнале боевых действий 6 тд именно так и есть. описываются исключительно боевые действия боевых групп, которые именуется по имени командира.

дивизионы 52 полка реактивных минометов были 25 июня подчинены соединениям корпуса.

п.с. любопытна запись в ктб от 1 июля: возведен 8 тонный мост через реку. налеты не него русской авиации каждые полчаса. потери (за день) ограниченные. трое раненых, убитых нет.

 

0
Павел - pavgod: 27.07.13 20:42

дивизионы 52 полка реактивных минометов были 25 июня подчинены соединениям корпуса.

Но не сапёрам же...

0
stopper - stopper: 28.07.13 02:52

да, очевидно, ложный след . хотя по времени вполне совпадает. посмотрел внимательней: и в шестой дивизии упоминаются верферы. но речь идет четко о саперной роте. так что в обоих случаях, вероятно, идет речь об огнеметах, кои как раз на вооружении у саперов были.

естественно это не отменяет всего сказанного об рсзо небельверфер. получается что легендарные катюши случились, увы, лишь вслед за куда менее легендарными ванюшами. германия вступила в войну с ссср имея четыре полка рсзо, которые приняли участие с первого дня войны. а вот легендарная батарея флерова под оршей - это, конечно, отчаянная импровизация. хотя, конечно, россия - родина слонов.

+16
URA - tsusima05: 28.07.13 12:49

Уважаемый Стоппер!

Ну Вы же как-то признались, что у Вас обе руки целы, а большие букафки, Вам просто лень писать.
Ну, может сумеете перебороть  свою лень?

Честное слово:
часто бывает трудно разобрать - где Вы поставили точку верно, а где просто не добили запятую.

Иной раз, даже прописанное Вами название населенного пункта (или инициалов), не сразу правильно воспринимается. 

Давайте попробуем перебороть лень.
Вдруг получится. 

0
Фома - fomakopaev: 28.07.13 21:15

- получается что легендарные катюши случились, увы, лишь вслед за куда менее легендарными ванюшами…

А вот это, что такое мне встретилось? Что-то поисковик ничего не выдаёт?

По ночам появляются новые войска. В леске расположились танки. Мимо нас протащили вперед пушки для стрельбы прямой наводкой. В долинке установили серию ящиков с «Иванами» — громадными головастыми ракетами, которые летят прямо из ящиков и поражают большие площади. Взрыв их круглой головы, весящей сто килограммов, делает воронку метров десять в диаметре….

По всем признакам наступление вот-вот должно было начаться. Для штурма Погостища предназначался штрафной батальон, сокращенно ШБ, или «школа баянистов», как называли его в шутку солдаты. На этот раз в батальоне были не профессиональные уголовники, дезертиры или самострелы, а разжалованные, проворовавшиеся интенданты, хозяйственники и прочая тыловая сволочь. Они получили по десять-пятнадцать лет тюрьмы, замененной теперь штрафбатом. Как же надо было бессовестно воровать, чтобы попасться! Это были дяди лет по тридцать-сорок, а иногда и старше. С холеными, жирными мордами, двойными подбородками и толстыми животами. Они щеголяли модными, сшитыми на заказ шинелями, красивыми фуражками. Только вместо сапог на них были обычные грубые солдатские ботинки с обмотками. Картина, на которую стоило посмотреть!

И вот приказ: утром — атака; нашему лейтенанту — находиться с разведчиками и радиостанцией при командире батальона, сопровождать его и корректировать огонь пушек. Чуть свет мы уже были у «баянистов». Их накормили, дали водки и объявили, что если батальон займет три немецких траншеи, судимость с них будет снята. После такого обещания «баянисты» рвались в бой, как борзые за дичью.

Грянула артподготовка. Отличная, полновесная, из многих орудий, по хорошо разведанным целям. Снарядов было много, били долго: над немецкими позициями поднялись тучи дыма, огня и пыли. Такую бы артподготовочку в 1941 году под Погостьем! Еще продолжалась стрельба пушек, а «баянисты» уже выскочили из укрытий и в считанные минуты преодолели двести метров нейтральной полосы. Перебрались через речку, и вот они уже в первой траншее. Немецкая оборона в основном оказалась подавленной. Били лишь отдельные пулеметы. Да, очевидно, немцы не ожидали атаки, и не так уж много войск было у них на передовой. За первыми цепями атакующих двинулись и мы. Шальные пули никого не задевали, артиллерийского огня пока не было…. Вот и первая траншея. Разбитые дзоты, мертвые немцы. Наших не видно, они уже забрасывают гранатами вторую траншею. Идем следом за ними и вдруг страшный вой, скрежет, свист. Бросаюсь в воронку и застываю. Земля содрогается, от грохота уши словно заложило ватой. По ноге выше колена что-то сильно и тяжело бьет. Оторвало! — решил я. Оглядываюсь — нога цела, но огромный ком земли лежит рядом. Что же это было? Оказывается, опрокинув по четверть литра водки, «баянисты» поторопились и вырвались вперед раньше графика, без особых хлопот взяли две линии траншей и здесь их застал заключительный аккорд нашей артподготовки — залп реактивных минометов «Иванов». Произошла «маленькая неувязочка», так часто сопутствующая нашим начинаниям. Мы отделались легким испугом, но «баянистам» досталось посильней. По сути дела, батальон был деморализован и к третьей траншее не вышел. А немцы тем временем успели оправиться и начали контратаку. Завязались бои.

Новелла XI. Деревня Погостище. Сашка Палашкин, Иван Иванович Варенников, Сережка Орлов и другие

0
Алекс - alexf: 28.07.13 22:34

Это мог быть как раз "небельверфер" - Wurfgerät 41, уж больно описание конструкции похоже. Понятно, как некоторых военных посетила мысль обтекаемой формы...


0
stopper - stopper: 28.07.13 23:19

http://ru.wikipedia.org/wiki/Nebelwerfer

+16
Фома - fomakopaev: 29.07.13 05:20

Да, похоже, именно с этой штуковины был скопирован «Иванов»:

В мае 1942 года в СКБ завода «Компрессор» конструкторская группа В. А. Рудницкого по заданию Главного управления вооружений гвардейских минометных частей разработала специальную пусковую установку рамного типа — пусковой станок М-30 для 300-мм реактивных снарядов М-30. За основу этой весьма простой пусковой установки были взяты германские метательные приборы обр. 1940 и 1941 гг. , из которых немцы стреляли 28-см и 32-см реактивными снарядами.

Пусковой станок М-30 при стрельбе устанавливали непосредственно на грунт и на нем помещали четыре снаряда в специальной укупорке («ящик 30»). Внутри ящика имелись направляющие полосы, по которым снаряд скользил при выстреле. В этой укупорке реактивные снаряды поступали с заводов и складов, из нее и запускались….

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/shirokorad/ot-min/03.html#3-04

 

С 1942 по 1943 год в Ленинграде, в период блокады, на основе немецких турбореактивных мин была разработана турбореактивная мина М-28 калибра 280 мм с фугасной головной частью и несколько типов станков. Снаряд был разработан группой конструкторов Ленинградского научно-исследовательского артиллерийского института под руководством генерала С.М. Серебрякова [73].

http://rbase.new-factoria.ru/pub/gurov/gurov.shtml

+24
Павел - pavgod: 27.07.13 20:40

Ещё один аспект соотношения сил артиллерии (и не только). Пока батареи немцев отстреляв сворачиваются, перемещаются, снова разворачиваются (на надёжно отвоёванных позициях), разведывают и пристреливают цели, подвозят боезапас (а это - многие сотни тонн), они (батареи) вести огонь не могут. А посему, боевую численность арторудий наступающего противника нужно умножать на коэффициент 0,5, это как минимум. В то же время обороняющаяся сторона только усиливает огонь, по мере приближения супостата, вводя в действие миномёты и среднекалиберные системы. Такая вот арифметика Пупкина (с картинками) получается. А у нас, традиционно, соотношения численности артсистем сторон (и не только артсистем) расчитывают в статике, с учётом ещё подходящих из глубины орудий и припасов. У грозных немецких "ахт-кома-ахт" тоже нет снарядов, пока их не подвезли и не разгрузили. Даже на сельском складе учёт ведётся в какой-то динамике: что-то прибыло, что-то убыло, что-то в дороге, что-то мыши съели....

А у историков  ИВИ и примнувших к ним товарищей (в мундирах и  партикулярно),  до сих пор - глухая статика, одни "средние значения".

+16
Родион - tripleks: 27.07.13 22:05

Весьма сомнительная аргументация,однако уровни маневренности артилерии историками не учитываються предпологая большую зависимость от человеского фактора.

+16
Павел - pavgod: 28.07.13 18:15

Ну никак не могу понять, как "человеческий фактор" может заставить стрелять орудия на марше или без снарядов, которые ещё не подвезли. Фактор этот может, разве что, только уменьшить применённый коэффициент c 0,5 до 0,3. "По-моему - так",- как говаривал Винни-Пух.

0
Родион - tripleks: 28.07.13 21:00

Без человеского фактора орудия стрелять и маршировать не могут.Пулемет тоже циклического действия,тоже бесконечно огонь вести не может.Динамика возникает в результате воздействия человеческого фактора.

0
Алекс - alexf: 28.07.13 22:45

Весьма сомнительная аргументация

 

Отчего-же? Физику пока не отменял никто.
Думаю, только вот уважаемый Павел коэффициент таки завысил, хорошо если не на порядок ((

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину