28.04.15

Не буди лихо покуда спит тихо

Ликвидация ядерной монополии США - это не одномоментное событие, а процесс, занявший без малого 18 лет (с 1945 по 1963 годы), при этом до середины 50-х годов американское превосходство было абсолютным...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+72
Семен - semen-izdali: 04.05.15 15:53

Никто не смотрел по НТВ "Вторая мировая. Великая Отечественная". Фильм называется "Оружие возмездия", а то меня от НТВ тошнит. Увидел аннотацию:

Борман в обмен на жизнь и свободу передал США некие технологии, которые должны были обеспечить американцам контроль над послевоенным миром. В презентации фильма говорилось, что речь идет об атомной бомбе, которую, оказывается, придумали совсем не в США, а в гитлеровской Германии, но почему-то Гитлер, видимо, из присущего ему гуманизма, ее не применил.

"Снизу постучали"

+48
Анатолий Протопопов - anatoliy-protopopov: 04.05.15 18:46

Атомной бомбе, которую, оказывается, придумали совсем не в США, а в гитлеровской Германии

Старый баян.

+8
shimon - shimon: 04.05.15 20:32

"Придумали", может, и в Германии, а создали впервые в США.

+32
Игорь - red: 04.05.15 21:47

Ради точности:  если считать открытие цепной реакции  начальной точкой то  - да, в Германии.

+24
shimon - shimon: 04.05.15 23:26

Это я и имел в виду.

+96
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 01:02

Ради точности: 

1. Деление урана нейтронами было открыто экспериментально в 1938 г. в Германии О.Ганом и Ф.Штрассманом. Однако Ган и Штрассман, будучи не физиками, а химиками, не смогли понять смысла своего открытия и дать ему сколько-нибудь серьёзное истолкование.

2.Физический смысл открытия Гана и Штрассмана был понят и объяснён Лизой Мейтнер (многолетней сотрудницей Отто Гана, вынужденной к тому времени бежать из нацистской Германии в Стокгольм, ибо ей как еврейке грозил концлагерь) и её племянником Отто Фришем. Это произошло в начале 1939 г., после получения Мейтнер подробного письма от Гана.

3. Так случилось, что в это же время, в начале 1939 г., через Стокгольм проезжал Н.Бор, направлявшийся в США на международную конференцию по ядерной физике. Мейтнер и Фриш посвятили его во всю эту историю, и он отплыл на пароходе в Нью-Йорк, полный решимости обнародовать открытие деления урана и его интерпретацию Мейтнер и Фришем.

4. Прибыв в США на конференцию, Бор немедленно попросил слова и рассказал о состоявшемся в Европе открытии. Среди  участников  конференции, слушавших сообщение Бора, был и Энрико Ферми, к тому времени эмигрировавший в США. Услышав о том, что при делении из  ядра урана, помимо тяжёлых осколков, вылетают 2-3 вторичных нейтрона, Ферми догадался о возможности осуществления цепной реакции в уране.

5.Теорию цепных ядерных реакций построили  в 1940 г. в Москве Ю.Б.Харитон и Я.Б.Зельдович. Их статья оказалась последней открытой публикацией по данной тематике - до 1956 г., когда эти исследования рассекретили.

6.Впервые самоподдерживающуюся цепную реакцию в уране осуществила группа физиков под руководством Э.Ферми в Чикаго в декабре 1942г. Созданный Ферми ядерный реактор "открыл дорогу" к созданию бомбы, каковая и была изготовлена  под руководством Р.Оппенгеймера к лету 1945г. Дальнейшее всем известно.

  Традиционно прошу прощения за столь длинный, и в общем небезызвестный, комментарий. Просто хотелось уточнить и расставить акценты.

+80
Алекс - aleksey: 05.05.15 01:04

прошу прощения за столь длинный, и в общем небезызвестный, комментарий.

Кому небезывестный, а кому и интересный. Большое спасибо.

+16
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 01:28

Спасибо и Вам за лестный отзыв.

+16
Игорь - red: 05.05.15 07:19

Присоединяюсь к предыдущему оратору) Действительно очень познавательно

+16
Семен - semen-izdali: 05.05.15 13:39

"Арийская" физика не срослась.

Да и среди немцев-физиков сторонников нацистов было мало.

+16
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 23:50

Однако всё же были, и очень серьёзные: например, нобелевские лауреаты Йоханнес Штарк, Филипп Ленард, Вернер Гайзенберг, один из создателей квантовой механики Паскуаль Йордан,  известный физик -ядерщик Карл фон Вайцзеккер ...

А вот противников нацизма среди немецких физиков-неевреев было, к сожалению, немного: Макс фон Планк, Макс фон Лауэ... Впрочем, и Гайзенберга к сторонникам Гитлера можно причислять тоже с оговорками. Во всяком случае, когда вскоре после войны один из близких знакомых Эйнштейна собирался ехать в Германию и спросил Эйнштейна, не хочет ли тот передать привет кому-либо из немецких  коллег, великий физик, который до войны много раз встречался практически со всеми европейскими физиками и хорошо их знал, ответил только:"Передайте привет Лауэ."

+16
Елена - helen0083: 05.05.15 22:41

В начале 20 века Германии было чем погордиться - заслуженно: научный гений, инженерный гений, рабочий гений и вместе с ними высокая организованность и ответственность за свое дело. Гитлеризм, как и всякая тоталитарная диктатура, погубил эти гениальные качества: не то, что их не стало, а лучше бы их и не было. Если бы их не было, если бы немецкие ученые, инженеры и рабочие были похуже, так сколько бы жизней было спасено.

+24
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 23:42

Я могу сказать со всей определённостью, что, например, в области фундаментальной физики, а во многом и прикладной, Германия вплоть до середины 30-х  гг. прошлого века была бесспорным мировым лидером. Впоследствии, по хорошо известным причинам, это лидерство было ею утрачено и, судя по всему, навсегда; сегодня такой же бесспорный лидер в области фундаментальных наук (и не только) - Соединённые Штаты. При этом даже высочайший уровень экономического развития сегодняшней Германии не в состоянии сделать эту страну вновь мировым научным лидером, хотя, конечно, научные исследования там ведутся на очень высоком уровне.

+24
shimon - shimon: 06.05.15 01:18

Германия была также лидером в гуманитарных науках, в медицине...

+16
shimon - shimon: 06.05.15 07:10

Насколько я понимаю, Гейзенберг был националистом и консерватором, но не нацистом. Для этого он был слишком религиозен и порядочен. Впрочем, его отношение к нацизму менялось, видимо.

+16
Михаил - mikhail-rom: 06.05.15 09:43

Вы совершенно правы. Я приблизительно это и имел в виду, когда писал, что его можно причислять к сторонникам Гитлера лишь с оговорками. О противоречивости и неоднозначности позиции В.Гайзенберга говорит и весьма непростая история его взаимоотношений со своим учителем Н.Бором в этот период. Впрочем, после войны, когда страсти поулеглись, отношения учителя и ученика стали вновь нормальными, и Гайзенберг не раз выступал с докладами на семинаре у Бора в Копенгагене (кстати, как раз после одного из таких докладов Бор произнёс свою известную фразу о том, "достаточно ли новая гайзенберговская теория сумасшедшая, чтобы быть правильной"). 

+16
Семен - semen-izdali: 04.05.15 20:47

А, что у них не "баян"?

+16
Игорь - red: 04.05.15 21:49

Фильм не смотрел. Что, там утверждается что немцы сделали бомбу физически?!

+16
shimon - shimon: 04.05.15 23:28

Даже на уровне расчетов немцы не все завершили, и сделали роковые ошибки. Не исключено, что и намеренные, пусть и подсознательно.

+72
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 01:22

"Роковая ошибка", по существу, была сделана только одна: немцы (насколько помню, это был Вальтер Боте) неверно рассчитали сечение рассеяния нейтронов и на этом основании забраковали графит как эффективный замедлитель (тогда как именно графит оказался в   этом плане оптимальным решением проблемы: и по сей день все ядерные реакторы используют его  в качестве замедлителя нейтронов). По этой причине они остановили свой выбор на "тяжёлой воде"(в которой водород заменён более тяжёлым изотопом - дейтерием). При этом тяжёлая вода, будучи хорошим замедлителем нейтронов, намного дороже графита и требует специальной технологии для своего получения. Такая технология в то время была реализована только на одном предприятии, расположенном в северной Норвегии, в Рьюкане. Этот завод был уничтожен четырьмя молодыми норвежскими лейтенантами в результате блестяще проведённой диверсионной операции, организованной из Лондона. В итоге немцы остались без атомного оружия, но выяснить это с достоверностью удалось только летом 1945г. с помощью специально созданной американским военным командованием группы физиков (т.н. "миссия АЛСОС").

+16
shimon - shimon: 05.05.15 01:37

Да,  спасибо, я тоже имел в виду ошибку Бёте.

+16
Михаил - mikhail-rom: 05.05.15 02:06
+16
shimon - shimon: 05.05.15 02:42

Вы правы, спасибо. Я когда-то читал эту фамилию в написании Boethe, но, видимо, автор там спутал с Гансом Бете (Bethe), тоже работавшим над атомной бомбой, но с другой стороны.

+28
Павел - pavgod: 05.05.15 15:56

Чистая физика - теоретическая или прикладная, как таковая, в проекте "Манхеттен" - далеко не решающий фактор. Прежде всего - организационная и техническая мощь США, и это - не метафора, а строгое определение. Ну, и финансовая, конечно. Не забывайте, что экономика США вооружала и снабжала много больше половины воюющих в мире армий, притом - без особого перенапряжения, не разоряясь, а развиваясь.  Физика - физикой, но представить себе, например, стабильно работающий ядерный реактор промышленных масштабов (и не один), радиохимические и  обогатительные заводы в воюющей на 4 фронта Германии Гитлера просто невозможно. Всё это - объекты огромных размеров, крайне уязвимые с воздуха, которые в Германни просто негде разместить, не говоря уже об их элементарной скрытности. И реальных денег, и  ресурсов у Гитлера на этот "проект" тупо не было.

Даже в СССР это стало возможно только в "мирное" время и ценой предельного напряжения всех сил и ресурсов, и то - только к самому концу 1940-х годов. При том, что "бомба" РДС-1  на 99% - "цельнотянутая конструкция", чему собственно, и посвящён весь материал М.С. Беспрецедентный размах и наглость шпионажа СССР, и полная беспомощность мощной в общем-то, контрразведки США,  не дают мне избавиться от мысли, что всё это кем-то в США делалось умышленно. И отнюдь не на уровне Розенбергов, Фукса и других "левых идеалистов-одиночек".  Но это - отдельная тема, не теперь и не здесь.

Говоря собственно, о стряпне ПуТВ, всё это, как говорил Коровьёв "...опять-таки случай так называемого вранья !" - и точка. Незачем разыгрывать краплёные карты из рукавов Кремля.

+24
Игорь - red: 05.05.15 08:23

Этот завод был уничтожен четырьмя молодыми норвежскими лейтенантами в результате блестяще проведённой диверсионной операции, организованной из Лондона.

 Я читал совсем другую историю этой диверсии - все было гораздо сложнее если верить авторам статьи в журнале "Максим"( Да-да, не удивляйтесь, в этом журнале почти в каждом номере печатаются интереснейшие статьи о различных исторических эпизодах иногда малоизвестных, в последних двух  например было о успешных побегах из ГУЛага и Освенцима)

Про диверсию на заводе тяж. воды в Рьюкане было в номере за позапрошлый ЕМНИП год,  не пожалейте времени, попробуйте найти в архивах -статья довольно большая но читается на одном дыхании как захватывающий детектив, трагический (кроме норвежских патриотов было 2 группы британских коммандос - одна полностью погибла) но со счастливым концом если можно так сказать.Я еще тогда подумал - вот готовый сценарий для фильма типа "Спасти рядового Райана", взялся бы снимать хороший режисер типа Спилдберга - получилось бы гораздо круче .

+16
Русский UA - russkiy-ua: 05.05.15 16:03

Вы наверно забыли - это Штирлиц помешал гитлеру сделать атомную бомбу!

+16
Игорь - red: 04.05.15 21:59

Кстати, может ли кто ответить на вопрос - почему для бомбардировки были выбраны имено Хиросима и Нагасаки,  были ли в этих городах какие-то военные цели или это просто была демонстрация нового оружия? Недавно зашел разговор на эту тему но беглый поиск по инету никаких вменяемых результатов не дал.

+80
Lina - lina: 04.05.15 23:45

Это - крупные порты. А Хиросима к тому же была нетронута бомбардировками и поэтому эффект от бомбы было легко оценить. Нагасаки, кстати, не был основной целью для второй бомбы, но не помню, почему в конце концов выбрали именно его. (Кажется, в Кокуре погода была облачная).

+24
Анатолий Протопопов - anatoliy-protopopov: 04.05.15 23:24

Кокуре погода была облачная

Именно так.

+16
Игорь - red: 05.05.15 07:42

Спасибо

-57
- : 05.05.15 20:28

А ведь надо отдать должное товарищу Сталину, летчики которого в 52 году сбивали в Корее сотнями американские самолеты. По моему у китайцев есть выражение "Дергать тигра за усы". Да в 52 у США было подавляющее превосходство в ЯО но Сталин  почему  то этого не боялся. Вероятно в случае конфликта советская армия прорвалась бы в Европу, где США были заняты реализацией плана Маршалла. Так что американцам новый  крупный конфликт был пожалуй не выгоден. Еще мы сейчас точно знаем соотношение сил а сколько было в 52 зарядов у Сталина американская разведка могла и не знать.

+16
Павел - pavgod: 05.05.15 21:14

Уже "прорывались", в 1941 году... Посмотрите по материалам сайта результаты...

0
- : 05.05.15 22:07

На этом же сайте признается совершенно другой уровень Красной Армии в 45. А от Вас ожидал чего то большего..

+40
Павел - pavgod: 05.05.15 23:47

А кроме Красной Армии никто типо не развивался ? Вспомните и сравните, что было в тылах Красной Армии и бывш. Союзников.

Да что там я, вот публичное мнение дилетанта, генерала Паттона: "…Только прикажите, и я выброшу русских за Вислу…  »". Думаю, что именно этим объясняется скоропостижное миролюбие Сталина, Молотова, Жукова, Берии и иже с ними ...

И ладно, хватит об этом.

+31
Елена - helen0083: 05.05.15 22:54

Должна признаться, что выражения "надо отдать должное товарищу Сталину,  летчики которого..." - производят на меня впечатление оскорбительное. Должное товарищу Сталину - это извлечь уроки из его провального и чудовищного правления и обязательно плюнуть на могилу. Тьфу!

 

 

+8
shimon - shimon: 06.05.15 01:22

А ведь надо отдать должное товарищу Сталину, летчики которого в 52 году сбивали в Корее сотнями американские самолеты.

И? Каков результат для страны, для народа? Да и для Сталина... А в Южной Корее с тех пор и до сих пор стоят американские войска.

+24
Игорь - red: 06.05.15 04:51

Зато в Северной амер. войск нету. Впрочем как и всего остального вплоть до еды)

+16
Viktor - hbzn: 06.05.15 00:15

 А как понять это?  Израиль отменил сделку по продаже беспилотников Украине после того, как президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поговорили по телефону. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на израильского чиновника, который разговаривал на условиях анонимности   http://news.rambler.ru/30144558/

0
Игорь - red: 06.05.15 04:48

Путин шантажировал поставками систем ПВО Ирану например?

+8
shimon - shimon: 06.05.15 07:15

Насколько я понял, здесь не сообщается о недавней отмене. Речь о том, что та отмена сделки, о которой уже давно сообщали, произошла после телефонной беседы Путина с Нетаньягу. Тогда это было сделано в ответ на замораживание поставок С-300 Ирану. Теперь, когда замораживание сняли, идут разговоры о поставках беспилотников Украине. Посмотрим.

+8
Игорь - red: 06.05.15 08:09

Пока мы тут дискутируем в Новой Газете опубликовали попавший к ним  конф. доклад по Боингу: http://www.novayagazeta.ru/inquests/68332.html

Непонятно правда что за организация и по чьему заказу делала эти исследования, похоже на вброс но намного более убедительно сделаный чем версия с Су-25

+16
Семен - semen-izdali: 06.05.15 14:34

Для этих вбросов и не закрыли "Новую газету". И "Эхо".

Вот про это село Зарощенское (там не было ВСУ) 

http://ru.slovoidilo.ua/articles/3771/2014-07-20/karta-ato-po-sostoyaniyu-na-20-iyulya.html

http://ykras.livejournal.com/4575.html

+8
Михаил - mikhail-rom: 08.05.15 10:17

"Для этих вбросов и не закрыли "Новую газету""

Похоже, так оно и есть. И это очень печально...

+16
Семен - semen-izdali: 06.05.15 14:46

https://pbs.twimg.com/media/CEPjgV1VEAAhQlM.png "сами от атомной бомбы в метро спрячемся" - совсем крышей съехали".

+8
Сергей - fortu: 06.05.15 20:19

и по сей день все ядерные реакторы используют его  в качестве замедлителя нейтронов (графит)

Поглощающие стержни (карбид бора) и теплоноситель - раствор борной кислоты

+8
sashapetrov - sashapetrov: 11.05.15 04:50

ужасающих размеров монстры (вес 19 тонн, диаметр 1,6 м, длина 7,5 м ) благополучно размещались в бомбовом отсеке межконтинентального бомбардировщика В-36…

Там еще проекты были, от которых волосы дыбом. Пример: крылатая ракета с дальностью 200 тыс. км (пять окружностей Земли), низким профилем полета, скорость 4.2М, боевая часть - 16 водородных бомб. От продолжения проекта отказались из-за угрозы радиоактивного заражения в районе испытаний. Это 1955 год. Вот Хрущев бы от такого проекта отказался в 1955-м.

 

0
denis - dobukhov: 13.05.15 23:25

На мой взгляд осталось не раскрытой след тема. Учитывая что американцы использовали бомбы в Херосиме и Нагасаки, а также союзники особо не заморачивались бомбя мирный Дрезден не очень воспринимается довод о гуманизме не использовать бомбы против СССР (тем паче автор доходчиво объяснил качественное и количественное превосходство запада в период 45-55гг.)

+7
shimon - shimon: 14.05.15 07:24

Использование атомных бомб против Японии помогло сберечь жизни американцев, да и японцев. Дрезден при приближении войск антигитлеровской коалиции к Эльбе стал уже не совсем мирным. В мирное время американцы бомбы не использовали. Война в Корее - промежуточное состояние, не было прямой войны с СССР.

+8
Павел - oriens: 21.05.15 06:37

На память:

The American inquiry established that the Soviets, pursuant to allied agreements for the United States and the United Kingdom to provide air support for the Soviet offensive toward Berlin, had requested area bombing of Dresden to prevent a counterattack through Dresden, or the use of Dresden as a regrouping point after a strategic retreat.[125]

А то уже поднадоели эти сказки про злобных американцев и добрых советских людях сеющим хорошее, доброе, вечное... Мы бы и сами бы этот Дрезден бомбили - да только кишка тонка оказалась. Вот и все объяснение.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину