12.02.11

В.Суворов, "Образцовая война". Глава из книги "Главный виновник"

Задачу главнокомандующему войсками на Дальнем Востоке маршалу Василевскому и командующим фронтами Сталин поставил в Москве. Количество документов о подготовке внезапного нападения на Японию было минимальным: тетрадь с расчетами и одна карта. Эти документы остались в Кремле. Маршалы и генералы должны были помнить свои задачи без использования каких-либо бумаг...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+17
Евгений - murom: 12.02.11 20:49

До сих пор казалось, что В. Суворов оставил активную деятельность. Но вот военный разведчик наносит внезапный удар. Это серьезный вклад в отечественную историографию, что бы ни говорили его противники.

+8
admin - admin: 12.02.11 22:37

"Внезапным" я бы этот удар не назвал. Представленный текст - это глава из книги "Главный виновник". Книга, представляющая собой "исправленный и дополненный" вариант Ледокола и Ко, была переведена на качественный американский язык и издана в США уже года два назад.

+16
URA - tsusima05: 12.02.11 21:33

Вот, только представить, что Рузвельт и Черчилль, перед высадкой в Нормандии, просили бы Сталина, об обеспечении Сил Вторжения продовольствием и т.д. на три месяца. Над такой шуткой еще долго смеялись бы в Европе (и не только). А тут - все в порядке вещей.  Дипломатической наглости Сталина - нет предела.

В.Суворов, как всегда - молодец. Вот уже и до Тихого океана добрался.

+4
Антон Дронов - antondron: 18.02.11 19:43

А нужно еще "тихую войну в Иране" осветить. Тогда про русского солдата будет почти все описано. Кто за это дело возьмется?

-3
Сергей - petrovich: 12.02.11 22:08

Всё это очень интересно и занимательно, но как Сталин мог нарушить денонсированный им же четыре месяца назад договор? При всем уважении, подводит иногда Суворова любовь к эффектам.

+2
URA - tsusima05: 12.02.11 22:22
10. Заявление Правительства СССР

5 апреля 1945 г.

Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заключен 13 апреля 1941 года, т.е. до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами Америки, с другой.

С того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.

При таком положении Пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого Пакта стало невозможным.

В силу сказанного выше и в соответствии со статьей 3 упомянутого Пакта, предусматривающей право денонсации за один год до истечения пятилетнего срока действия Пакта, Советское правительство настоящим заявляет правительству Японии о своем желании денонсировать Пакт от 13 апреля 1941 года.

http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/1941.html

Вот согласитесь, что Япония, "в связи с обстановкой, изменившейся в корне", после 22.06. 41 - так  не поступила.

+20
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 06:51

По условиям договора от 13.4.1941, он будет продлён на дополнительные 5 лет после 13.4.1946 по умолчанию, если одна из сторон не заявит обратное ЗА ГОД ДО 13.4.1945. Следовательно, денонсация договора Молотовым 5.4.1945 не означала отмену договора, а всего лишь предупреждение, что через год он не будет продлён. Японцы так и поняли.

Суворов прав: СССР напал на Япония в нарушение договора между ними.

+1
URA - tsusima05: 12.02.11 22:55

Согласно пункту 3, «Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.»

----------------------------------------------------------------

Н. Сато напомнил, что пакт действует до 13 апреля 1946 года и выразил надежду, что это условие будет выполнено советской стороной. Молотов ответил, что «фактически советско-японские отношения вернутся к тому положению, в котором они находились до заключения пакта». Сато заметил, что юридически это означает аннулирование, а не денонсацию договора (на что, в соответствии с Парижским пактом 1928 г., Советский Союз также имел полное право). Молотов согласился с Н. Сато, что с точки зрения самого пакта о нейтралитете, будучи лишь денонсированным (а не аннулированным), он может юридически сохранить свою силу до 25 апреля 1946 г.[4]

9 августа 1945 года СССР начал войну с Японией, что де-факто прекратило действие пакта о нейтралитете.

 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BA%D1%82_%D0%BE_%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%B8_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B9

+7
Э.Я.Алкснис - edu-a: 12.02.11 22:46

Спасти свою страну от разрушения Сталин не смог: его предвидение и забота о людях было ограниченным, но его искусство в осуществлении злодейских подлостей не знало себе равных.

+28
Nick - sedimenter: 12.02.11 23:17

 

2 сентября 1945 г. в Токийской бухте на борту линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции милитаристской Японии.

...

В целях разгрома Квантунской армии, являвшейся основной группировкой войск Японии на материке, советским командованием была подготовлена и в период с 9 августа по 2 сентября 1945 года проведена Манчжурская стратегическая наступательная операция.

...

- Главное — возвращение Курильских островов и моральное удовлетворение в связи с реваншем. Правда и здесь американцы пытались навязать «свой интерес».

«СП»: - Как?

- 14 августа японское правительство приняло требование союзных правительств о капитуляции. Президент США сразу же дал распоряжение американским командующим прекратить наступательные операции против японских сил.

18 августа Сталин получил послание Трумэна с подтверждением согласия на то, чтобы советские войска заняли «все Курильские острова», с одновременным добавлением, что «правительство Соединенных Штатов желает располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно, в центральной группе, для военных и коммерческих целей». Это было началом очередной махинации американских правителей по очередному отторжению исконно русских территорий.

В ответном послании от 22 августа 1945 года Сталин прямо заявил: «Что касается Вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов, которые, согласно Крымскому решению трех держав, должны перейти во владение Советского Союза, то я считаю своей обязанностью сказать по этому поводу следующее. Во-первых, должен напомнить, такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав ни в Крыму, ни в Берлине и ни в какой мере не вытекает из принятых там решений. Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории и выражает готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую базу. Я не думаю, чтобы Советский Союз можно было причислить к разряду таких государств».

http://svpressa.ru/society/article/29809/

(Выделено мной - N,S,)

+8
admin - admin: 13.02.11 00:21

Однако, это письмо товарища Сталина начиналось со следующей фразы:

Получил Ваше послание от 18 августа.

1. Я понимаю содержание Вашего послания в том смысле, что Вы отказываетесь удовлетворить просьбу Советского Союза о включении северной половины о. Хоккайдо в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам. Должен сказать, что я и мои коллеги не ожидали от Вас такого ответа.

2. Что касается Вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов...

22 августа 1945 года.

 

 

+5
Nick - sedimenter: 13.02.11 01:30

Этим дополнением Вы как раз подтвердили правильность моей ссылки на отрывки из беседы с известным военным историком, фронтовиком, доктором военных наук, профессором, генерал-майором Михаилом Беловым.

Это один из примеров "мозгоимения", рассчитанного на то, что обычный человек не станет сопоставлять даты (как это сделал я), не станет искать полный текст документа (как это сделали Вы), а запомнят то, что сказано в процитированном мной выше или вот такое:

 С этой победой старались не связывать окончание второй мировой войны (хотя и не отрицали это), поскольку в таком случае СССР как бы соглашался в косвенном участии в преступлении американских союзников, осуществивших варварское уничтожение атомными бомбами мирных японских городов Хиросима и Нагасаки.

+12
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 03:57

Если прав Закорецкий,  Сталин планировал там освободительные войны, в которых народно-демократические северяне освободят страждущие массы от местных американских наймитов. США в таких войнах завязнут надолго, северян поддержат китайцы, а СССР лишь оружие поставлять будет. Для этого в Потсдаме Сталин от юга Кореи  отказался (к удивлению американцев) и безуспешно требовал половину Хоккайдо .

+7
Егор - wegwarten: 13.02.11 05:29

Американцы, которые должны были завязнуть ( и, принципе, действительно завязли) в Корее, в тот момент были единственной реальной военной силой, способной защитить Западную Европу от закаленной в недавних страшных сражениях Советской Армии...

 

+7
Марк - black-raven: 13.02.11 02:01

Это значит, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии».

Всюду один и тот же почерк: захват чужих территорий под предлогом защиты своей, как с Финляндией, так и с Японией.

Наверное, чтобы быть в полной безопасности от любой возможной агрессии, России нужно захватить весь мир...

+12
Э.Я.Алкснис - edu-a: 13.02.11 04:31

Уважаемый Марк! Конечно, Сталину нужно было захватить весь мир, безотносительно от безопасности России. Высшая степень безопасности - добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество, Сталина никогда не интересовали. Новую Россию - тоже.

+2
- : 16.02.11 04:48

Мне не очень ясно про новую Россию. Оно конечно форма от Юдашкина или наВучный центр в Сколково сила страшная, но больше-то нет НИ ФИГА ! Не кажется ли Вам, что оснований для такого вывода как-то ну недостаточно что-ли.

+3
Э.Я.Алкснис - edu-a: 16.02.11 15:07

Уважаемый al_i!  Ни правительство, ни парламент, ни президента (это и есть Новая Россия), добрососедские отношения и международное взаимовыгодное сотрудничество не интересуют, и оснований для такого вывода, более, чем достаточно. При чем тут Юдашкин или Сколково, мне не очень ясно.

+2
- : 18.02.11 02:24

Уважаемый Э.Я. Алкснис ! Юдашкин и Сколково - соответственно военная форма и научные достижения (планируемые, значительная часть которых должна бы относиться к военной сфере) - использованы мной как общеизвестные примеры (увы, саркастические) нынешних "достижений" в военно-хозяйственно-технической сфере.  Говоря прямо, я имел в виду, что руководство страны, перечисленное Вами, просто обязано иметь за собой некие экономические и силовые аргументы, чтобы мало заботиться о "добрососедских отношениях" и "взаимовыгодном сотрудничестве". Я лично таких аргументов не вижу. Вы не привели ни одного (хотя пишете, что их множество) основания, которое подтверждает незаинтересованность власти в добрососедских отношениях и международном сотрудничестве. И получается, что власть ведет себя так не с позиции силы (сомнение в наличии которой я описал выше) , а ... почему ? Мне не очень ясно.

0
URA - tsusima05: 13.02.11 09:01

Уважаемый Nick, извините, но никак не могу взять в толк, почему Вы заостряете внимание на датах? Я нестыковки не вижу. Ведь, всё так и было: 14 августа - Япония официально принимает условия безоговорочной капитуляции и сообщает об этом союзникам. Затем проводится "героическая" и "необходимая" Курильская десантная операция (18 августа - 1 сентября). 2 сентября - подписание капитуляции. Как "честно" войну начали, так же "честно", ее  и закончили. Рвали согласившихся на безоговорочную капитуляцию японцев и ведь - победили! Вот, только с оккупацией сев. части Хоккайдо - как то "не очень хорошо" получилось, но тут не враги виноваты, а союзники.

+10
Nick - sedimenter: 13.02.11 14:54

Уважаемый URA!

Речь-то не о нестыковках.
Объясняю - что я хотел сказать:

9 августа СССР начинает войну против Японии (главная составляющая - Квантунская операуия).
14 августа японское правительство соглашается на капитуляцию и многие члены императорской фамилии разъезжаются по фронтам, чтобы лично подтвердить японским военачальникам необходимость прекращения сопротивления.
14 августа Президент США отдает распоряжение прекратить наступательные операции.

Но советская армия подчиняется не Трумэну, а Сталину, поэтому она продолжает Квантунскую наступательную операцию до 2 сентября - до дня подписания капитуляции (и, в некоторых случаях, деже несколько позже):

 18 августа была начата Курильская десантная операция, в ходе которой советские войска заняли Курильские острова.

Южно-Сахалинская сухопутная операция была проведена для захвата южной части Сахалина.

В Северной Корее были осуществлены также три тактические десантные операции - Сэйсинская, операция в Юки, Расинская.

18 августа, главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал приказ об оккупации японского острова Хоккайдо силами двух стрелковых дивизий[8]. Эта высадка не была осуществлена из-за задержки продвижения советских войск в Южном Сахалине, а затем отложена до указаний Ставки.

Основные боевые действия на континенте велись 12 дней, по 20 августа. Однако отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября, ставшего днём окончания полной капитуляции и пленения Квантунской армии.

Боевые действия на островах полностью закончились 5 сентября.

(Википедия)

+2
URA - tsusima05: 13.02.11 17:31

Понял, спасибо Вам, Nick, а то я думал, что чего то не вижу. Да, там всё - "честнее некуда" было.

С американцами в то время, уже конкретно "зацепились". 18 августа Трумэн, что бы не допустить высадку десанта СССР на Хоккайдо, пишет Сталину, что генералу Макартуру сдаются японские вооруженные силы на всех островах собственно Японии: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю.

На самом деле, на японской территории, десант Союзников начал высадку только 28 августа.

Союзники не верят Сталину, а Сталин не верит им и начинает Курильскую десантную операцию, против согласных с капитуляцией японцев, что бы не допустить американцев на Курилы. "Холодная война" с США - уже идет: Сталин рвется в Японию, Трумэн, отдавая Сталину Курильские о-ва, желает иметь на одном из них свои авиабазы. Оба показывают друг другу фиги.

+6
Александр - duxford: 13.02.11 22:38

Узнаю "дядю Джо"! Война закончена - мы победили - Курильские острова вы нам отдали - ленд-лиз ваш нам больше не нужен - пошли вон со своими просьбами.

+1
Егор - wegwarten: 14.02.11 02:39

Вот только одна странность в поведении "дяди Джо"...

Для продолжения войны ленд-лиз как бы действительно больше не нужен... а для голодающей, разоренной и разрушенной, населенной инвалидами, беспризорниками, и другими жертвами войны страны? Ресурсы для дальнейшей помощи у США имелись... Возможность ее получать тоже... Но гордый генералиссимус счел, что сами справимся - икры и киндзмараули на ближней даче и так хватает...

Но военные программы при этом не только не свернул, а даже наоборот... 

Замечаете в чем странность?

+3
Александр - duxford: 14.02.11 22:54

Тут я вижу два варианта одной болезни. "Остапа несло" , либо "Кинзмараури ударило в голову".

Вождь окончательно забыл 41-42 годы и решил, что он круче всех на этой планете. Он видел, что Великобритания выдохлась, а население США было в шоке от длительности и размеров потерь войны за двумя океанами и за непонятно чью свободу.

Наверное он решил, что "Пора двигать знамя коммунизма по планете" капитально. В Европе уперлись в союзников - значит надо идти в Азию, ведь "неизбежности победы коммунизма во всем мире" никто не отменял..

+1
Егор - wegwarten: 15.02.11 05:35

Мне тоже кажется, что вождь считал, что он круче всех на этой планете. Мне кажется, уважаемый Александр, что точнее уже не выразить...

Остается одна небольшая странность, мне до сих пор непонятная - гордо плюнув на американскую помощь, которую можно (и нужно, если исходить из интересов населения) было получить после войны,

На что еще рассчитывал Сталин собираясь одновременно срочно перевооружать армию и готовить новый победный марш?

На ограбление Восточной Европы?

На выжимание последних соков из своего народа?

Что-то я не могу это просчитать как следует...

+4
Северянин - nordman: 13.02.11 01:17

Да уж. Борзый вождь был Иосиф наш Виссарионович. До обидного поражает только несовпадение блестяще проведенной операции, военного гения полководцев и грязноватых целей усатого "крошки Цахеса". Что бы там не говорили, но наши потери были и на той войне и на последующих, которыми закрепляли результат. И сказать, что эти потери были во имя Родины, во имя народа можно с большой натяжкой. 

Время честный парень, и что теперь осталось от завоеванного? Китай отпал менее чем через два десятилетия, Вьетнам попозже, но опять из-за того, что мы затягивали агонию. Северная Корея, так дружба с ней компрометирует. 

Да еще Курильские острова, которые "сам не ам и другим не дам".  65 лет спустя руки дошли порядок там навести, назло соседу. А приобретем мы чего-нибудь на этом или потеряем, бог весть. 

+3
Егор - wegwarten: 14.02.11 04:30

Размах и масштаб этого "дальневосточного блицкрига" (и подразумевавшихся вслед за военными победами геополитических перспектив) кроме прочего показывают насколько уже в 1944 вождь чувствовал себя опять в седле.

После всех катастроф 1941-42го, которые народ до сих пор забыть не может, после всех потерь, оплативших успехи 43-44...

А что ему, гению?

Материальные убытки компенсировал ленд-лиз, а затем и кое-какая добыча  в освобождаемой Восточной и Центральной Европе.

Человеческие жертвы - не вопрос, для спасения человечества не жалко, ("спасителем человечества" его назовет вскоре благодарная РПЦ), а в смысле убыли трудовых и моб.ресурсов, так на бывшей оккупированной территории некоторый излишек сохранился, да и в той же Европе хоть их еще  осовечивать надо, но, на первое время пригодятся и какие есть...

Тут надо темпы наращивать, наверстывать, ведь не только восточные перспективы открываются - Западная Европа тоже войной ослаблена, измучена, а коммунисты начинают пользоваться все большим заслуженным (в сопротивлении) авторитетом...

И вот возникает законный вопрос - завершив войну таким блестящим военным (и политическим) успехом, освоив наконец, такие масшатабы (только грезившиеся в 39)

неужели вождь и гений собирался остановиться и почить на лаврах?!...

А вот В. Суворов и М.Солонин, к сожалению, останавливаются... :)

И дальше в своих расследованиях как бы не заглядывают...

(Заранее тысяча извинений, как говорят французы) если я не прав, и просто, может быть, не в курсе...

Но ведь и этот фрагмент из книги Суворова и, например, детальный разбор блокады Берлина 1949 г. из статьи М.Солонина и многие другие подробности их работ так и сигналят - у Второй Мировой предполагалось продолжение и, (может быть нужно говорить - зачиналось) и, похоже, не вина "Отца народов", что это его новое чадо все-таки не развилось в полный богатырский рост...

 

+17
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 06:04

Суворова и Солонина на всё не хватит, спасибо им за то, что сделали. А о деяниях Сталина после мая 1945 писал Кейстут Закорецкий: http://zhurnal.lib.ru/z/zakoreckij_k_a/daym2.shtml

+7
Егор - wegwarten: 13.02.11 08:11

Спасибо! Но К.Закорецкий все-таки слабовато пишет - все больше по "Технике-Молодежи" и собственным армейским воспоминаниям... Как- нибудь бы общественность подключалась понемногу, что ли ?

Ведь что удивительно - тема более открытая чем "1941"г. И свидетелей больше пока еще живо.

И на Западе в конце 40х-начале 50х открыто говорили, что Сталин готов к продолжению банкета... А проблему мы как-то не замечаем до сих пор.

Кстати ведь Ваша страна тогда, получается чуть ли не первой сталинские планы начала рушить.

Вы, как мне кажется, первыми из его игры вышли на благо всего мира... Чем и вызвали неудержимый приступ державного бешенства. А отыгрывался красный император на евреях оставшихся в СССР...

А затем уже, после Израиля,  его тезка - Иосиф Югославский взбрыкнул - свою страну увел и едва не утянул из под сталинского носа, из барака приготовленных на убой в новой большой войне еще и Болгарию...

А ведь начинал как верный сталинец... Парадоксы истории!

 

+18
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 17:43

Верно, Бен-Гуриону с трудом удалось не оправдать доверия Сталина, и его сильные левые противники серьёзно обдумывали, как им пригласить Красную Армию. Пронесло.

И сегодня мне очень трудно убедить израильтян, что СССР виноват не менее Рейха во ВМВ, а для спасения евреев и пальцем не пошевелил.

+8
Егор - wegwarten: 13.02.11 18:40

Зато потом СССР проявил явную заботу о бывших соотечественниках - вооружая Египет и Сирию...

А вот, кстати, еще один маленький парадокс истории - танк который создавался по личному приказу Сталина специально для WW3, через два десятилетия вдруг помог спасти ненавидимое им государство в решающий момент Войны Судного дня...

 

 

0
Владимир - shershen: 13.02.11 23:47

приобрел очередной сборник: составитель Д. Хмельницкий из серии "Правда Виктора Суворова". всем вам спасибо.

А Закорецкий пишет хорошо, хотя и совершенно не академично. Его "Разгром Виктора Суворова" очень хороша.

+6
Борис - tolstyak: 13.02.11 02:15

Молодец  Владимир  Богданович! Интересно,чем  будут  пытаться  крыть  мозгоиметели

+8
Егор - wegwarten: 13.02.11 19:08

А помните, уважаемый Борис, что у него целая книга была построена на таком лирическом образе - Сталин чувствует себя (в результате событий июня 41 года, провала дня "М" ) подобно русскому крестьянину-погорельцу - все дело жизни разрушено, все потеряно, война (та, что замышлялась, а не та, что получилась) проиграна. Даже Парад Победы нет смысла принимать - не та Победа, чтобы отмечать по-императорски...

А вот в этом тексте получается другая картина - никакие провалы, выходит, Кремлевского Горца не обескураживали, потери не смущали (это уже в коллективизацию и индустриализацию ясно было), похоже, что главным принципом маньяка оставалось ленинское "не ошибается, тот, кто ничего не делает"...

Это народ был в 1945 году погорельцем-победителем и явно проявлял некоторое недопонимание - зачем еще одна война? (И это недопонимание, заметьте, осталось до сих пор... )

А вот Сталин, похоже, чувствовал себя прекрасно в новых обстоятельствах, но с прежними планами...

От Маньчжурской стратегической наступательной операции так и веет бодростью и уверенностью в дальнейших победах... И готовностью продолжать еще и еще, "до полной победы коммунизма"...

И тогда может быть другой смысл в отношении Сталина к Параду? Не тот, что Суворов уведел поначалу? Не старческая усталость и пессимизм, а наоборот - уверенность, что этот Парад не последний и вообще еще не главный - пусть пока маршалы покрасуются, до новой большой работы?

 

+5
Марк - black-raven: 13.02.11 22:45

У него было целых четыре года, чтобы оправиться от шока.

+2
Александр - duxford: 14.02.11 00:14

Думаю, Сталин хорошо понимал цену триумфа на Дальнем Востоке и он не помог вождю унять горечь "поражения в Европе"(по Суворову).

А на пути к "победе коммунизма во всем мире" были победоносные USAAF+RAF и US+Royal Navy, да и US Army + British Army в Европе были вполне боеспособны.

И это, однако, могла быть уже совершенно другая война.

+1
Егор - wegwarten: 15.02.11 07:57

Вы совершенно правы, Александр - совершенно другая война.  И Красная Армия немедленно начала переворужаться... Для совершенно другой войны.  Редко бывает, чтобы переворужение началось почти сразу после большой войны - обычно наоборот...

А насчет ЦЕНЫ ТРИУМФА  на Дальнем востоке - боюсь, что для Сталина этот триумф имел особую цену и ценность -  эта победоносная война показала, что Русская Армия полностью управляема после мая 45 и готова выполнять любой приказ в любой точке земного шара, куда только ее смогут доставить...

Ну а больше всего я согласен с Вами по пункту

USAF (+RAF)

в самом деле - в этой области перевооружение (Красной) Советской Армии не получалось у "спасителя человечества"  (к счастью для человечества). Были редкие успехи вроде Ил-28, но дорасти до извергов-империалистов в области стратегической авиации усатый не успел, насколько я способен понять... Возможно это и спасло мир в Европе тогда...

Впрочем про авиацию лучше, как всегда, у М.С. Солонина спросить, тем более, что он уже кое-что высказывал (косвенно) по этому поводу - его статья про блокаду Берлина на многие умозаключения наводит :)

+2
Александр - duxford: 14.02.11 22:58

Вполне возможно, что Блицкриг в Китае оказал такое же воздействие на ум Сталина, как и Победа над Финляндией 40 года - мы самые крутые, порвем всех, даешь Сингапур-Сидней-Веллингтон.

+4
Семен - semen-izdali: 13.02.11 02:53

Меня больше заитересовало, что документов, практически никаких по подготовке нападения на Японию.

Аналогично и по 22.6.41 - ничего не найти будет.

+10
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 17:51

Интересное сравнение! Если в 1945-м даже командиры армий не получили документов о готовящемся вторжении в Японию, то   вполне возможно, что и в 1941-м до генерал-майоров бумаги не дошли , и те из них, кто в плен к немцам попали, не знали ничего конкретного о готовящемся вторжении в Германию. И Власов, попавший в плен позже, не знал.

+2
Егор - wegwarten: 13.02.11 08:21

А может быть образцовая секретность 45-го просто была следствием катастрофы (и больших политических проблем) 41 года?

 

0
Семен - semen-izdali: 13.02.11 15:08

Скорее система.

 

Это Гитлер все стенографировал.

 

+2
Nick - sedimenter: 13.02.11 23:51

А мне вспоминается описанная в "Моменте истины" Богомолова подготовка к операции "Багратион". Не знаю насколько это описание согласуется с фактами, но, в принципе, сильно похоже на описанное В.Суворовым,

+2
Александр - duxford: 14.02.11 23:03

С "Багратионом" тоже не все ясно. На сайте www.iremember.ru были воспоминания ветерана боев за Витебск (или Могилев - не помню уже).

Так вот, город весной-летом 44 года штурмовали несколько раз в лоб, неся просто неисчислимые потери. И только потом маршалы решили воевать на окружение.

+2
Nick - sedimenter: 15.02.11 00:40

Александр, я, видимо, недостаточно связно изложил свою мысль: я вел речь об описанных в книге мерах секретности при подготовке операции.

А что "в лоб"... Ну так это "святое" - "мы за ценой не постоим". Зато "героически преодолевая сопротивление озверевшего противника". А людишки... когда их в России жалели?...

+1
Марк - black-raven: 13.02.11 03:41

Количество документов о подготовке внезапного нападения на Японию было минимальным: тетрадь с расчетами и одна карта. Эти документы остались в Кремле. Маршалы и генералы должны были помнить свои задачи без использования каких-либо бумаг.

Вероятно, и с планом "Гроза" все обстоит так же.

+8
ilia - il1950: 13.02.11 05:31

Пакт о нейтралитете между СССР и Японией
13 апреля 1941 г.
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических
Республик и Его Величество император Японии, руководимые желанием укрепить мирные и дружественные отношения между обеими странами, решили заключить пакт о нейтралитете, и для этой цели назначили своими уполномоченными:
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик:
Вячеслава Михайловича Молотова, Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик;
Его Величество император Японии:
Иосуке Мацуока, министра иностранных дел, Жюсанми, кавалера ордена Священного сокровища первой степени, и
Иосицугу Татекава, чрезвычайного и полномочного посла в Союзе Советских Социалистических Республик, генерал-лейтенанта, Жюсанми, кавалера ордена Восходящего солнца первой степени и ордена Золотого коршуна четвертой степени,
которые, по предъявлении друг другу своих соответственных полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, договорились о нижеследующем:
Статья первая
Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.
Статья вторая
В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.
Статья третья
Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья четвертая
Настоящий пакт подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Токио также в возможно короткий срок.
В. МОЛОТОВ ИОСУКЕ МАЦУОКА
ИОСИЦУГУ ТАТЕКАВА
(Подписан в Москве 13 апреля 1941 г. Ратифицирован 25 апреля 1941 г.)
Замечание1: Подписав Ялтинские соглашения нарушил ли СССР вторую статью пакта?    Замечание2: Если пакт сохраняет силу в течение пяти лет ,то это значит до 25 апреля 1946 г, а денонсация за год до истечения срока, означает   на дипломатическом языке лишь его непродление с 25 апреля 1946 г на следующие пять лет.  Следовательно СССР напал на Японию  нарушив договор.P.S.Согласно Конституции, международные договоры, заключённые Союзом ССР, ратифицируются Президиумом Верховного Совета СССР (статья 49 Конституции). Закон о порядке ратификации и денонсации международных договоров, принятый Верховным Советом СССР 20 августа 1938 г., определяет, какие именно международные договоры, заключённые Советским Союзом, подлежат обязательной ратификации Верховным Советом СССР .Т.е. я так понимаю,что денонсирование как и ратификация -находится в ведении Верховного Совета СССР и  заявление о денонсации от имени правительства без даже формального обсуждения в Верховном Совете СССР неправомочно даже с позиций липовой Сталинской  конституции .

+2
Moisey - moisey: 13.02.11 04:19

Хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство.  

 На Крымской конференции в феврале 1945г. было принято "Соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока", в котором предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе  (СССР объявил войну Японии ровно через три месяца после капитуляции Германии).  Так что вступление СССР в войну с Японией было совершенно легитимно.

  Как, по мнению участников дискуссии, должен был действовать СССР с февраля 1945г., чтобы добиться конечной цели – разгрома Квантунской армии?   В цитируемой главе из книги «Главный виновник»  В.Суворов отмечает, что Сталинские маршалы готовились к войне с Японией точно так же, как и к войне с Германией, и если бы японская разведка эти приготовления вскрыла, то Япония могла бы нанести упреждающий удар, повторив разгром Красной Армии в 1941г..     

 И второй вопрос.  Вы что же, думаете, что Рузвельт с Черчиллем были настолько наивны, что полагали, что,разгромив Квантунскую армию,  Сталин не будет вмешиваться в дела стран Юго-Восточной Азии и возвратит войска в СССР? 

+15
Миша Шаули - mishauli: 13.02.11 17:53

На Ялтинской конференции Сталин согласился напасть на Японию (в нарушение договора о ненападении) лишь после того, как Рузвельт и Черчилль обещали заплатить японскими землями за его преступление против мира. Иными словами, СССР стал платным ландскнехтом империалистов.

В Нюрнберге нацистов судили и за вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23.8.1941 , но они хотя бы сделали это не за плату.

+2
Егор - wegwarten: 13.02.11 08:23

Уважаемый Moisey, знаете, а второй Ваш вопрос заставил меня задуматься еще больше...

А действительно на что рассчитывали Рузвельт (затем Трумен)  с  Черчиллем?

В том ли было дело, что польза от участия СССР в войне с Японией (сбережение собственных войск и сил) перевешивала все прочие риски и проблемы?

Или у них тоже был расчет втянуть Сталина и его военную машину в Дальневосточные дела - оттянув их таким образом от Европы, где советские танковые армии были слишком опасны?  В Азии просторы обширны и там много всяких сил противоборствовало - может и завязнет "деревенский Джо" и надолго?..

А в Берлине и Париже поспокойнее будет в результате?...

+1
Александр - duxford: 13.02.11 22:44

Союзники понимали, что Квантунскую армию вывести из войны сможет только огромная масса войск, артиллерии и танков Красной Армии - отсюда и заведомое согласие что-то потерять в Азии (=отдать Сталину), но побыстрее разбить Страну Восходящего Солнца.

+2
Егор - wegwarten: 14.02.11 02:50

Я раньше тоже так и думал - главное побыстрее разбить Японию, а вот теперь есть другие соображения... Особенно почитав, что здесь коллеги пишут и цитируют...

+2
- : 16.02.11 05:02

Солидарен. И к тому же "побыстрее" это все же тактика, т.е. краткосрочная перспектива. А вот "что-то потерять" - это стратегия. Так какой смысл для Штатов в тактическом успехе при стратегических "убытках" ?

+4
Александр - danilov: 15.02.11 21:03

Я тоже думаю, что скорее чисто военные мотивы. Зимой 45-го еще не было атомной бомбы. Получится или нет - не ясно, а если получится, то что получится, тоже не ясно. И придется штурмовать гористую Японию с фанатичным населением, да еще выковыривать японские войска из всей Юговосточной Азии. Тут и США могли пупок надорвать, то же ведь не железные.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину