30.01.13

В. Овчинников. Боровский район под немецкой оккупацией

Третья часть краеведческих очерков В.Овчинникова рассказывает про то, чем закончились первые две

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+62
Семен - semen-izdali: 31.01.13 10:34

Да, люди оказались между "молотом и наковальней". Но никому не предъявлено обвинение в соучастии в уничтожении людей, полицейских акция и т.д. Большинство просто хотело выжить.

Отдельно репрессии против "активных верующих". Даже бабушку не пожалели. Но "новая церковь" (здесь большевизм и атеизм, как вера) всегда боролась со старой. Просто на другой стороне были послабления церкви, так здесь отыгрались.

74-летняя Екатерина Константиновна Астахова «в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками открыла закрытую церковь и через нее проводила антисоветскую деятельность. .................Приговорена к расстрелу.

+132
Павел - pavgod: 03.02.13 01:54

Во одном из "перестроечных" номеров "Огонька" была опубликована удивительная статья по материлам Областного Суда (по памяти - Новосибирского). Женщина тех же лет, колхозница, в далёком Сибирском селе, в поле на работе, в первые дни войны сказала что-то вроде "Скорее бы немцы нам дали, и кончилась бы эта власть". На неё, как водится, тут же донесли, её арестовали. Если бы её немедленно осудили и даже расстреляли, ничего необычного в том не было бы. Но тут практически всю войну шло "следствие". Приведены протоколы "допросов" и даже "следственных экспериментов", когда в 1941-1942 годах, десяток молодых здоровых бугаёв на сытном НКВД-шном пайке везли эту "подследственную" за десятки километров "под конвоем" на допрос в село, а потом назад, в город, в тюрьму. Протоколы допросов - "сказочка про серого бычка", три года - одно и то же. Главное в этом - эти все "защитники власти" больше всего защищали свою собственную "классово близкую" шкуру от фронта. Не иначе, как на племя. Конечно, "защищать Родину" в райотделе НКВД или заградотряде как-то надёжнее. Чем кончилась эта история - неизвестно. "Дело" просто обрывалось, где-то уже в 1944 г.

Та же самая история была и с моим родным дядей, всё "преступление" которого было в том, что он уклонился от отправки "на шахты". Даже не бежал, а ловко вывернулся, так же, как уворачивался от отправки в Германию. И вот, до начала 1950-х годов, его "искали" множество людей. К нам приходили, соседей и знакомых расспрашивали. И так - всех родственников по всей стране. Я как-то прикинул, что в это "дело" было вовлечено до сотни "чекистов", и наверняка - море осведомителей и всяких "кадровиков" и "особистов". Как и в первом случае, "дело" кончилось ничем. Дядя ушёл в армию, потом учился, всю жизнь много и славно работал. То есть, он сам не был ничьим "врагом" и  никого не интересовал. Но мало кому из военных и послевоенных НКВД-истов светило уехать в свой колхоз или вернуться на "трёхсменку", на завод. По разным прикидкам, в начале 1950-х годов в разных "гос-органах" - армия, НКВД, милиция, ВОХР и проч., и проч., было свыше 10 (десяти) миллионов человек. Это - в разрушенной войной, разорённой стране. Если к этому добавить ещё военную промышленность и сов-гос-парт-аппарат, то просто удивительно, как всё это народ выдержал.

P.S.  Учитывая интерес аудитории к материалу, я постарался найти в архиве упомянутую статью в "Огоньке". И мне это удалось: "Матрёнин грех", Огонек 1989 - 05. Выкладываю для заинтересованных

http://91.200.113.89/downloads/Public/Books/%d0%9e%d0%b3%d0%be%d0%bd%d0%b5%d0%ba.1989.05.pdf

+55
Егор - wegwarten: 31.01.13 21:40

По разным прикидкам, в начале 1950-х годов в разных "гос-органах" - армия, НКВД, милиция, ВОХР и проч., и проч., было свыше10 (десяти) миллионов человек.

 

Какими были конкретные точные цифры, конечно нужно разбираться, но сама ситуация сомнений не вызывает - значительное количество трудоспособного мужского населения или охраняли или сажали других трудоспособных, или проводили годы в казармах в ожидании очень важного приказа... (Правда те, что в казармах тоже работали без отрыва от службы...)

Но еще интереснее, что и сейчас очень похожая ситуация - "правоохранительные" и "силовые" структуры", "чопы", и традиционно, - Фсин - осовремененный Гулаг...

И всякие учебные заведения от этих структур недостатка в абитуриентах не испытывают...

Традиционная форма занятости хотя и в эпоху нефте-газодолларов.

Ну и отдельный вопрос - влияние всего этого на психологию населения из поколения в поколение... 


+31
Павел - pavgod: 01.02.13 01:08

С грустью должен заметить, что в эпохи, когда вместо "нефте-газодолларов" были лес, пенька, щетина, дёготь и пр., соотношение "на рынке труда" мало менялось.

...влияние всего этого на психологию населения из поколения в поколение...

видно невооружёнными глазами: любая работа - "западло". Самый подлый "бизнес" почётнее и "престижнее", а "воры в законе" (хоть в форме, хоть партикулярно) - "элита". И самый последний шнурок из "государевых людишек" и их челяди для властей важнее честных труженников (будь то рабочий, Народный Артист или Нобелевский лауреат).

+24
ilia - il1950: 01.02.13 07:20

Сталин расплачивался за коллективизацию хлопком, золотом и драг. металлами ( некоторая часть была конфисковона у рядовых граждан, большая часть добывалось на приисках зеками в особых лагерях НКВД  и конечно сдача гражданами драгметаллов в обмен на талоны    магазинов "Торгсина", где в голодные 30 годы можно было приобрести норм. товары но по завышенным ценам ) . "Только в Московской области работало 68 пунктов "Торгсина", а всего по стране их насчитывалось более полутора тысяч. Государство получало колоссальную выгоду, ведь в торгсиновских точках подавляющее большинство самых необходимых продуктов (крупа, масло, сахар) продавалось вдвое-втрое дороже, чем при поставках на экспорт. При этом накладные расходы были минимальны. В одном из документов "Торгсина" с удовлетворением отмечалось, что в Польше за один доллар можно купить 1300-1800 грамм масла, а в СССР — 250-400."
 http://www.kommersant.ru/doc/1905802  Последний магазин  закрылся  в 1936 году после того, как из населения выкачали все драгметаллы

+36
Павел - pavgod: 01.02.13 09:06

 "Сталин расплачивался за коллективизацию...", только интересно - с кем ? А теперь  вот  за эту самую  "колоссальную выгоду"  поколениями приходится "расплачиваться"  и конца этому не видно...

+64
ilia - il1950: 01.02.13 17:24

То что  было "эффективно" для режима безусловно обернулось  трагедией народов СССР, об этом двух мнений быть  не может. Я просто хотел  сказать,что по рецепту Сталина строили "социализм" в отдельно взятой стране с одной лишь целью -подготовки к будущей войне против проклятых буржуев, используя новейшие на то время американские технологии и так были построены Сталинградский, Челябинский,Харьковский тракторные заводы, а по сути дела танковые заводы, вот тут и золото пригодилось. Сша построили тяжёлую индустрию СССР а значит и ВПК, т.е сами пестовали своего потенциального могильщика на свою же голову,т.е.частный капитализм США в лице его фирм усиливал своего классового врага экономически и в военном отношении и им было до фонаря даже то ,что Сталинградский тракторный завод, предназначался для выпуска танков, а не мирных тракторов.Великая депрессия1929 года была за окном и вместо убытков светила прибыль.                                                                                                                                                                             СССР как тоталитарному гос-ву, где все и вся подчинялясь гос-ву и понятия личная свобода или личный интерес не было вообще, было легко вести игру с эгоистическими демократическими странами с их понятиями свободы, "Свобода – это буржуазный предрассудок" -по словам Ленина.                                                                                                                                                                                  Только после WW2 капитализм в полной мере осознал опасность тоталитаризма(коммунизма и нацизма) и больше никто из них не продавал СССР ведущих технологий, которые могли бы использоваться последними в оборонке. Вот такое рассуждение

+27
Павел - pavgod: 03.02.13 06:25

Я уже как-то иронизировал, что Никита Хрущёв собирался "похоронить Америку", а теперь Сергей Никитич Хрущёв живёт и профессорствует в Америке. По-видимому, место для похорон никак не подберёт...

Что касается строительства ВПК, то Сталин отнюдь не был первооткрывателем. Столыпин и Ко "строил" Донецкий, Харьковский  и Днепропетровский промузлы, Николаевские Судоверфи (и не только) руками и на деньги многих будущих сердечных противников и не менее заклятых союзников. России же в этом раскладе не осталось ничего, кроме огромных долгов, миллионов люмпена а полуразвалившихся заводов, которые каждый раз надо было "возрождать", теми же руками и на те же деньги. Эта "промышленность" была не в состоянии поддерживать даже простое самовоспроизводство. Не осталось ни золота, ни заводов, одни танки, с которыми неизвестно что делать. Даже резать на металл эти танки и корабли приходится в Корее и Китае. А на утилизацию тысяч атомных бомб сшибают  деньги у тех же американцев, которые таким образом "нажились" и на строительстве этих бомб, и на противостоянии им, а теперь вот - и на разборке.

Был такой анекдот

В Политбюро идут горячие споры: сможем ли построить  коммунизм за 20 лет и сколько нужно для этого средств. Выступает Громыко и говорит:

- Вот тут у меня есть предложения от ряда ведущих фирм Америки. Они предлагают построить у нас коммунизм на пять лет раньше, и на NN миллиардов дешевле.

И со "свободой" Ленин не был оригинален. Его предшественники минимум  304 года всегда говорили нечто подобное: "Русскому человеку свобода не нужна". Да и нынешние недалеко от него ушли...

И вот с этим

Только после WW2 капитализм в полной мере осознал опасность тоталитаризма(коммунизма и нацизма) и больше никто из них не продавал СССР ведущих технологий, которые могли бы использоваться последними в оборонке.

имея каких-то 45 лет опыта работы в  и  возле ВПК, ну никак не могу согласиться.  Одной из основных причин лавинообразного развала ВПК в 80-е годы было как раз следствие Рейгановского эмбарго, хотя и весьма мягкого. А китайские "аналоги" американских компонентов и "суперклей" на барахолке для сегодняшних российских самопадающих ракет покупают не из-за  эмбарго, а по простому жлобству.

Должен заметить, что сталинградский (и другие) заводы с их "эффективностью", выпуская танки и другое, наносили своей стране больший урон, чем союзные бомбардировки Германии. Союзники, и даже Германия, вышли из войны с обновлённой промышленностью, кадрами  и технологиями, а СССР/Россия продолжает упираться в те же недостройки Сталинских пятилеток и Столыпина с Демидовым.

+6
Andriy - alt: 06.02.13 12:51

Я уже как-то иронизировал, что Никита Хрущёв собирался "похоронить Америку", а теперь Сергей Никитич Хрущёв живёт и профессорствует в Америке. По-видимому, место для похорон никак не подберёт...

Павел, Ваша ирония - просто высший пилотаж. Я чуть со стула не упал, прочитав этот афоризм :). 

 

+16
shimon - shimon: 01.02.13 19:37

"Сталин расплачивался за коллективизацию..."

Скорее, за индустриализацию и милитаризацию. Я бы еще добавил произведения искусства в конце 20-х.

Только после WW2 капитализм в полной мере осознал опасность тоталитаризма(коммунизма и нацизма) и больше никто из них не продавал СССР ведущих технологий, которые могли бы использоваться последними в оборонке.

Государство взяло экспорт технологий в СССР под свой контроль, так продавать стали меньше. Но кое-что продавали европейцы легально и фирмы всех западных стран  нелегально. Сегодня вся та история повторяется с Китаем в гораздо более опасных масштабах.

+22
Семен - semen-izdali: 01.02.13 00:58

В это количество, наверняка, и дивизии НКВД входили.

+23
Павел - pavgod: 01.02.13 01:21

Навеяло. Не только танки со "сгоревшим фрикционом" бросали...

http://waralbum.ru/10458/

Немецкие пехотинцы на трофейном советском бронепоезде. Бронепоезд принадлежал 57-му полку 4-й дивизии охраны железных дорог войск НКВД и был потерян в бою. Группа армий «Юг», июль 1941 г.

Как можно "потерять в бою" целёхонький бронепоезд - не знаю. И мосты эти доблестные чекисты типа как-бы не успели взорвать.

+14
Павел - pavgod: 03.02.13 01:44

Учитывая интерес аудитории к матералу, я постарался найти в архиве упомянутую статью в "Огоньке" - "Матрёнин грех". И мне это удалось. Выкладываю для заинтересованных

http://91.200.113.89/downloads/Public/Books/%d0%9e%d0%b3%d0%be%d0%bd%d0%b5%d0%ba.1989.05.pdf

 

+48
Иван - tihiy: 31.01.13 10:57

В списке - все простые советские люди. Рабочие, крестьяне. То что священников загребли - так это понятно, такой случай предоставился - надо брать.

Интересно, как решали что делать с железнодорожниками? При немцах железные дороги работали, значит много квалифицированных работников (стрелочников, путейцев, ремонтников паровозов и составов, сцепщиков) выходило на работу. Достаточно много, чтобы обеспечить перевозки. Если не большинство, то наверно как минимум значительное меньшинство. Всех их расстрелять было нельзя - СССР тоже нужно было обеспечивать перевозки и с максимальной интенсивностью, поскольку от этого зависел успех войны. Невозможно представить, что расстреляли всех железнодорожников, работавших при немцах. Значит кого-то расстреляли для острастки, а остальных "не заметили"? Слепой жребий и дело случая. А всего-то у людей оказалась профессия с расстрельным потенциалом.

И вот еше что - целых 6 председателей колхозов в списке. Это немалая доля в списке и высокий процент для одного района - сколько там всего было колхозов-то. Такие вот надежные советские руководящие кадры - все равно под кем руководить, что под Советами, что под нацистами.

+35
Alex - alexmf: 31.01.13 11:59

Такие вот надежные советские руководящие кадры - все равно под кем руководить, что под Советами, что под нацистами.

А как они должны были поступить, уважаемый Иван? Это сейчас, когда мы знаем чем все закончилось, 2 месяца оккупации кажутся каким-то не таким уж длинным страданием. Но они ведь этого не знали. В октября 1941-го фронт трещал и рвался, КА отсупала (я выбираю слова) и конца этому отступлению видно не было. С одной стороны - немцы, с другой - партизаны (или просто гэбня), все чего-то требуют, что-то (кусок хлеба, теплую одежду, жизнь). При этом как-то существовать надо, семью кормить.  Я даже не хочу Вас спрашивать как бы Вы поступили, потому что у меня самого нет ответа на этот вопрос.

+22
Иван - tihiy: 01.02.13 09:19

Уважаемый Алекс, я целиком и полностью понимаю людей, оказавшихся в оккупации. Простой человек, который научился что-то делать, получил профессию, которая позволяла ему не протянуть ноги с голоду и кормить семью - что ему делать с приходом немцев? Только пытаться прокормиться в новых, более сложных условиях доступными способами. То есть если человек не доносил на евреев и коммунистов в расчете на мешок муки, а просто делал что умеет, что делал и при Советах - никакого порицания он не заслужил. То что железнодорожников после освобождения потащили в застенок - подло и бесчестно со стороны Сов Власти. Что еще они могли делать чтобы выжить - пытаться освоить новую профессию в хаосе оккупации??

Но в цитате которую привели я говорил о другом. Председатель колхоза - какая-никакая, а власть. На должность председателя утверждал райком и коммунисты не допускали председателями любого человека из деревни. Это были люди связанные с Советской властью. Они только вчера гоняли своих колхозников на работу за палочки и, каждый в меру своей порядочности, обеспечивали лояльность населения Советам. Рука об руку с партийными органами и госбезопасностью поддерживали порядок военного времени. Поэтому я и удивился что так много председателей сотрудничало с нацистами на руководящих должностях. Получается как в анекдоте времен снятия Хрущева

Космонавты рапортуют с орбиты: "Готовы выполнить приказ любого Советского правительства".

А так, конечно, председатели тоже люди и тоже имеют семьи, которые надо кормить.

+22
Павел - pavgod: 01.02.13 20:02

...если человек не доносил на евреев и коммунистов в расчете на мешок муки...

По моему опыту, вернее - по опыту моих земляков и собеседников, немцам было глубоко начхать (извините мою латынь, как говорит М.С.) на коммунистов и даже евреев. В 90% с лишним это были "местные разборки", недоразобранные в 1929 или 1937 годах. Их интересовали только поставки и ordnung. И те же разборки закономерно продолжились и с уходом немцев.

Помню свою давнюю поезку в один из глухих колхозов на Львовщине. Там голова (председатель колхоза) был бывший повстанец, а парторг - наоборот. Они мирно работали в паре, пока были в трезвом виде. Выпивши они по очереди драли чубы друг другу. А бывало и наоборот, парторг был "из лесу", а голова - от райкома. Жизнь намного сложнее всех этих привычных схем. Особенно там, где люди заняты реальным, нелёгким делом.

Рука об руку с партийными органами и госбезопасностью поддерживали порядок военного времени.

Часто-густо так было и в оккупацию...

Недаром, бывшие диссиденты оказались, в массе, большими и убеждёнными защитниками интересов государства, чем апологеты гос-парт-сов-аппарата.

+57
Павел - pavgod: 31.01.13 21:10

В списке - все простые советские люди.

Вольно или невольно утверждается, что простые = советские.  Это, мягко говоря, более чем спорно. В этом и есть дофеодальная суть режима - презумпция "преданности" и принадлежности к власти всего народа, и каждого человека  в отдельности. Наряду с уничтожением имущества, власть требует и самоуничтожения от каждого, чтобы "не достался врагу". Хрестоматийный пример - "подвиг" Зои Космодемьянской (оставляя личные обстоятельства трагедии в стороне). Она, как и многие другие, выполняла призыв "Гони немца на мороз !", для чего в разгар зимы поджигали деревенские дома. То, что при этом на 40-градусном морозе оказывались семьи и дети крестьян, никого "из начальства" не интересовало. Крестьяне, выдавая поджигателей немцам или верша самосуд, не "помогали Гитлеру", а просто защищали себя. Такова страшная правда войны.

"Перекличка поколений" - российская армия, планомерно и методично из 152-мм гаубиц и с воздуха уничтожала в преддверии зимы сёла и посёлки Чечни, чтобы "лишить укрытия и поддержки"  чеченских повстанцев. Судьба населения во время и после налётов, как и "законность" этого, никого не волновали. То есть, в точности именно за это судили и казнили обвиняемых на Нюрнбергском и других процессах.

Репрессии против коллаборационистов (в массе своей - бессудные и несправедливые) были повсюду. Все знают о том, что везде преследовались молодые женщины просто за сожительство с "врагами". В СССР, правда,  это была расширено и на тех, кто поддерживал отношения с союзниками. Дошло даже до того, что участников Польского Сопротивления (Армия Крайова, Польская армия за рубежом), все годы с 1939 по 1945 воевавших с нацистской Германией, осуждали и расстреливали "за пособничество врагу".

Соучастие в преступлениях хоть вражеской, хоть "своей" системы - равнонаказуемы. А стремление сохранить свою жизнь и жизнь своих близких - природное право Человека. И даже Воинская Присяга  и  Самурайский кодекс чести - разные вещи.

+22
Alex - alexmf: 31.01.13 11:45

Я, откровенно говоря, когда начал читать эту новую публикацию (спасибо, уважаемый Марк), надеялся найти, помимо стандартного набора совковых обвинений (в адрес и так уже безмерно настрадавшихся людей), источники "информации", на основе которых те обвинения строились. Ведь были же, наверное, доносы (некоторые пункты обвинений сильно напоминают цитаты из них) и доносчики/доносчицы (как же без них)... Но таких сведений в публикации нет. Интересно - почему?

У автора не было достоверных сведений? Но ведь он, если не ошибаюсь, цитирует какие-то протололы, приговоры, дела, а там вполне могли быть сведения об источниках.

Не хотел губить еще больше жизней? Наверное так...

+39
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 31.01.13 15:13

Заинтересовавшимся темой напомню о книгах Б.Н.Ковалёва "Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941 -1944." и Игоря Ермолова "Три года без Сталина". В последней приведена интересная таблица "Данные... о советских руководителях, сотрудничавших с оккупантами". Например: Зыков Т.Т. До оккупации техник -строитель, во время оккупации техник-строитель, после оккупации техник строитель. Паренко И.В. До оккупации бухгалтер  торга, во время оккупации зам. мирового судьи, после оккупации главный бухгалтер торга. Кулагин Е.М. До оккупации учитель, во время оккупации староста, после оккупации директор школы. Фитьков А.А. До оккупации председатель колхоза, во время оккупации староста, после оккупации председатель колхоза. И ещё много примеров успешной карьеры.

+22
Иван - tihiy: 01.02.13 09:22

Как якобы сказала злополучная Зоя Космодемьянская, нас 200 миллионов, всех не перевешаете. Половина Европейской части страны побывала под оккупацией и всем надо было как-то зарабатывать хлеб. Всех не посадишь. Пятно в анкету - это да, но кому-то надо ведь и работать на всей огромной освобожденной территории.

+48
vitaly - kriukov: 31.01.13 15:25

 

М-да... Вот только все жестче и жестче возникает совершенно естественный, но практически не звучащий вопрос: "А когда же, наконец, мы придем к необходимости да и собственно к СУДУ над теми, кто всех этих несчастных людей СДАЛ врагу?? Да еще и где - под Москвой, под Сталинградом да и на Кавказе?!" Неужто нет в этом преступных, виновных деяний - и не только военно-политического руководства, а и командиров пониже - тех, кто бежал вглубь страны далеко впереди своих солдат, кто «воюя» примитивно, бестолково, как, например, тот полковника, что подо Ржевом два месяца, если не ошибаюсь, клал тысячи и тысячи людей в лобовых атаках, а новый командир взял ту деревушку в обход, с первого раза и за несколько часов, эту оккупацию растягивали на годы?? – Вот их бы – по совести, по-людски – осудить напервой, а потом уже и тех несчастных, не по своей воле в ней оказавшихся, если, конечно, совесть не остановит… Вот и сейчас – будут на государственном уровне и с соответствующим апломбом отмечать 70-летие Сталинградской битвы, но хорошо, если хотя бы вскользь, скороговоркой скажут о том, почему же немцы оказались аж на Волге после целого года войны! – В 1942-43 г.г. дальше от границы, чем после блиц-крига в 1941-ом! Не «учли», «просмотрели», «ошиблись»… Хотя, по сути – не исполнили свой служебный долг и не выполнили свои служебные обязанности, или, просто – совершили преступление с тягчайшими последствиями!

 

 

 

 

+22
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 31.01.13 17:00

Не «учли», «просмотрели», «ошиблись»…

Вы абсолютно правы. Сталин предполагал новое наступление на Москву.

А суд, естественно, может быть только моральный.

+14
troll - troll: 01.02.13 19:43

Вы здесь ошибаетесь. Сталин в начале 1942 года предполагал наступление на Берлин, чему доказательств существует уже более чем достаточно.

+14
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 02.02.13 02:56

А не на Лиссабон?

+20
shimon - shimon: 02.02.13 04:59

Неудобно идти на Лиссабон, оставляя Берлин в тылу.

+30
troll - troll: 01.02.13 03:20

но хорошо, если хотя бы вскользь, скороговоркой скажут о том, почему же немцы оказались аж на Волге после целого года войны!

Ни за что не скажут. Кстати, состав войск, одержавших победу под Сталинградом, тоже большая государственная тайна. Где, к примеру, можно найти сведения, сколько танков и каких типов было 19 ноября 1942 года в 5й танковой армии генерал-майора Прокофия Логвиновича Романенко? Или хотя бы в 26м (будущем 1 гвардейском) танковом корпусе генерал-майора Алексея Григорьевича Родина? И даже по составу 19й (с 8 декабря 1942 г 16 гвардейской) танковой бригады полковника Филиппенко Николая Михайловича - полная тишина.

 

 

+23
Павел - oriens: 31.01.13 15:35

Понятно,что все эти люди попадают под определение некомбатантов - а следовательно абсолютно невиновны в предъявленных им обвинениях.

Конечно, можно по-обсуждать моральный облик гражданки, которая "добровольно проводила время в обществе немцев", но, имхо, интереснее всего то, что в 1954 году СССР ратифицировал конвенцию о "защите гражданского населения во время войны", где в частности подписался под следующим:

"Статья 39

 Покровительствуемым лицам, потерявшим вследствие  конфликта  свой заработок,  должна быть предоставлена  возможность  найти  оплачиваемую работу."

http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm

Возможно, на момент ратификации конвеции, некоторые из осужденных еще отбывали свой срок в лагерях.

+69
admin - admin: 31.01.13 18:01

Гражданка дала оккупантам только то, что ей дала природа. Генералы сдали циклопические горы ГОСУДАРСТВЕНННОЙ военной техники, отдали "несколько франций" ГОСУДАРСТВЕННОЙ территории. Про государевых людишек промолчим. И почти все, кроме слишком болтливых Кулика с Гордовым, после Великой Победы звякали орденами до пупа

+33
Павел - oriens: 31.01.13 19:01

Марк Семенович, я и не возражаю. И гражданку упомянул только исключительно в ироническом смысле.

Тот следователь смерша/нквд (или как они тогда назывались) который допытывался у неё с кем она проводила свое свободное время, наверное за столь блистательную операцию получил благодарность командования, может быть даже награды, а потом после войны вешал лапшу на уши школьникам байками как он ловил немецких диверсантов и шпионов.

+41
Виктор - katalins: 31.01.13 19:34

Проверяли и судили НКВД, Прокуратура, Военные трибуналы.

В общем и целом, теоретически и практически оно было так, как указано в статье. Но были и такие случаи, о которых мне рассказывал отец, будучи 14 летним пацаном в то время и жившим в деревне Шубино Калужской области, только другого района. После освобождения РККА в начале 1942 года их деревни, сразу всех оповестили, где находятся, как сейчас говорят, компетентные органы. И потянулся народ... Так вот, сам отец видел, как группки чекистов, дабы долго не задерживаясь в одной деревеньке и однозначно, по указке односельцев, арестовывали и выводили за огороды задержанных, особо не утруждая себя расследованиями, разборами и судами, как указано в статье. И расстреливали... Вот такие случаи были...

+71
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 31.01.13 17:09

Очень интересный материал, вызывающий здоровое сострадание. Но я в первую очередь отметил то, что поближе ко мне,  то есть как женщина и священник были расстреляны за открытие церкви. Это к слову о том, что сейчас больно много сказочек про "покаявшегося" Сталина, про "тайноверующего державного вождя", про разные "облеты с иконами", про "явление святителя Феодосия на военном совете Ленинградского фронта" и прочие мифы древней Греции. А тут вот конкретно взяли и расстреляли за открытие храма.

+30
Oleg - polkovnik: 01.02.13 05:27

А тут вот конкретно взяли и расстреляли за открытие храма.

Так они ж храм не во славу советской власти открыли. А на оккупированной территории, т.е. немецкой. Так что не вижу противоречия с "покаявшемся" Сталиным. Это ж не наш (советский) храм был открыт, поэтому и расстреляли.

+74
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 31.01.13 17:16

И вообще хочу пожелать автору держать этот курс. Ведь те, кто изобличает сталинизм, те на самом деле уподобляются в чем-то святому Иоанну Крестителю с его словами "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". С призыва к покаянию начинается Новый Завет и наше возрождение России тоже должно начаться с осмысления советского периода. Немногие из нас напрямую виновны, но по крайней мере славословить этого усатого антихриста -- грех.

+28
Павел - pavgod: 01.02.13 17:54

"Несть власти не от Бога" - этот справедливый евангельский принцип не распространяется на преступления власти, будь она советская, антисоветская или религиозно-ортодоксальная. Для меня таким же преступлением, как коллективизация, голодомор и гонения на церковь,  являются и многие "либеральные реформы", такие, как грабительская приватизация, криминальная "экономика" и сращивание Церкви с властью.  Современная деморализация общества ничуть не лучше советского безбожия и чревата такими же последствиями.

Справедливо сказано: "Если греху суждено войти в мир, то не через меня !". Иоанн Креститель порицал не власть, а беззаконие Ирода, а любой  беззаконной  власти приходится рано или поздно заигрывать и "прикрываться" Церковью. Власть же Церкви "не от мира сего".

+14
о. Николай Савченко - pravoslavnij: 01.02.13 18:26

Обязательно надо понимать, что фраза "несть власть аще не от Бога" означает сам принцип власти, но ни в коем случае не его конкретных выразителей. В это й фразе в греческом тексте применено слово, означающее отвлеченный и обобщенный принцип власти.

+6
Павел - pavgod: 01.02.13 20:09

Я именно об этом и говорю, только не о "выразителях" власти, а о деяниях её же.

+14
shimon - shimon: 01.02.13 21:26

многие "либеральные реформы", такие, как грабительская приватизация, криминальная "экономика" и сращивание Церкви с властью.

И еще крестовые походы: не менее "либеральная реформа", чем сращивание Церкви с властью. И уж точно менее антилиберальная.

+32
shimon - shimon: 31.01.13 18:15

Интересно, какой процент осужденных реабилитирован? Автор не называет общего количества осужденных. Зная эту цифру, можно было бы попытаться сравнить обвинения против реабилитированных и нереабилитированных.

+31
Константин - holic: 31.01.13 20:05

Реабилитированных... Как быть с этими, 170 семьями, их ведь даже никто и не судил...

http://www.obd-memorial.ru:82/Memorial/TV/006/38673-0000002-0002/00000107.JPG

И попробуйте догадаться, что с ними стало за две недели сидения в лесу под присмотром бойцов 138 полка НКВД. Из этого пояснения судьба их не понятна...

http://obd-memorial.ru:82/Memorial/TV/006/38673-0000002-0002/00000134.JPG

http://obd-memorial.ru:82/Memorial/TV/006/38673-0000002-0002/00000135.JPG

 

Документы с ОБД.

РГВА ф. 38673, о. 2, д. 2, листы 80-101

+14
Alex - alexmf: 31.01.13 23:33

Автор не называет общего количества осужденных.

Вроде бы называет, уважаемый Шимон:

Материалы получены от УФСБ по Калужской области. Итак 152 осужденных...

+6
shimon - shimon: 01.02.13 00:06

Впоследствии 152 боровчанина были реабилитированы

Это можно понять двояко: то ли все 152 осужденных реабилитированы, то ли автор расматривает здесь только дела реабилитированных. Первый вариант кажется малоправдоподобным: неужели никто не служил полицаем? Или их тоже реабилитировали?

+44
Константин - holic: 01.02.13 00:33

 Или их тоже реабилитировали?

Амнистировали. Указ Хрущева 1956 года. Амнистия осужденных "за сотрудничество"  и прекращение преследования подозреваемых...

+6
shimon - shimon: 01.02.13 00:47

Известное дело, но амнистированные не реабилитированы же автоматически тогда же. Кто-то мог быть впоследствие и реабилитирован, но вряд ли все. Т. е. похоже, что автор рассматривает только дела реабилитированных.

+38
Павел - pavgod: 01.02.13 02:07

Навело, старый анекдот (лет на 10, в своё время):

1937 год. Человек со списком ночью стучит в дверь: "Гр. Иванов - собирайтесь..."

1957 год. Человек со списком ходит по кладбищу: "Гр. Иванов, Вы реабилитированы..."

1987 год. Человек со списком объявляет: "Гр. Иванов. Ваши облигации выиграли..."

Теперь серьёзнее. Уже в Горбачёвские времена был освобождён немолодой человек, осуждённый ещё "при Сталине" за мнимую  антисоветчину на 10 лет. Потом были два побега, ловили и срок добавляли. Так вот, Генеральная Прокуратура отказывалась освобождать его, и тем более, реабилитировать потому, что "Побег" - общеуголовная статья и реабилитации не подлежит. Так же, как и множество "указников", которые были осуждены за "хищения". Буквально вчера видел передачу о пожилой женщине, ещё девчёнкой сбежавшей из ФЗУ и всю жизнь прожившую под чужим именем, со страхом, что её в любой момент могут "посадить". Только сейчас, уже в "демократической" России, буквально перед смертью, она осмелела настолько, что стала разыскивать своих настоящих родственников.

Такие  вот  "амнистия"  и "реабилитация"...

+76
Константин - holic: 01.02.13 03:14

Уже в Горбачёвские времена был освобождён немолодой человек, осуждённый ещё "при Сталине" за мнимую  антисоветчину на 10 лет. Потом были два побега, ловили и срок добавляли

 

Неведомский Леонид, лагерный номер К-577. Арестован 23.06.1941!!!. 58-10 по двум частям - 25 лет. В лагере получил еще два по пять в 1943 и 1949 годах по Указу 7/8. Освободился в 1958... Добились реабилитации в 90-х уже в Украине. К сожалению, 4 года как покинул нас. Оставил книгу воспоминаний "Дивна планета Колима..." 

+30
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 01.02.13 03:13

Мой отец, будучи с инспекцией, встретил в колонии человека, осуждённого за Кронштадский мятеж. 40 лет за решёткой.

+22
Павел - pavgod: 01.02.13 04:21

Я говорил о другом человеке, случай которого ещё более дикий, чем Леонида Невядомского. Я читал отписки Генпрокуратуры, за которые стоило бы их самих посадить.

+22
Константин - holic: 01.02.13 04:30

Я понял, что не о нем. Леонид Александрович Неведомский - мой родственник с некоторых пор. Судьбу его привел как иллюстрацию к вашим словам...

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину