21.08.13

Генрих фон Штаден, "Страна и правление московитов"

21 августа - хороший день для того, чтобы подумать о будущем России, вспомнить её прошлое, обратиться к истокам, корням, духовным, так сказать, скрепам

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+33
Северянин - nordman: 21.08.13 15:42

В России за десять лет меняется всё, а за двести лет ничего не меняется /Пётр Столыпин/.

Живем традициями... Экономику начинаем с разграбления, войну начинаем, когда враг у стен (а то и в стенах) столицы, самый популярный указ правителя "Стой там - иди сюда, и молчи, когда разговариваешь"

+25
Семен - semen-izdali: 21.08.13 15:58

...Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжко и жестоко, что никто и описать не сумеет, все же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе (Regierung) — одна вера, один вес, одна мера! Только он один и правит! .................................... И как долго продержится это правление — ведомо Богу вседержителю!

Да, актуально

0
Alex - alexmf: 22.08.13 01:01

Да, актуально

А мне кажется, уважаемый Семен, уже нет, не актуально. В том смысле, что Бог-вседержитель тоже не знает, кода это кончится, ему это надоело и он просто забыл эту докуку.

+16
Семен - semen-izdali: 22.08.13 01:04

 тоже не знает

Значит актуально.

0
Alex - alexmf: 22.08.13 01:26

Ну, если задача, не имеющая решения, может быть актуальной, тогда согласен, Вы правы.

+26
Павел - pavgod: 21.08.13 16:19

вполне уместным будет русское слово "проходимец"...

a.k.a.  - "первопроходец"...

Они получали все деньги — доходы страны — из других приказов и опять пускали их из казны, каждый по своему усмотрению. Всячески утягивали они от простонародья третью деньгу (den dritten Pfennigk) и хорошо набили свою мошну. Однако отчеты представляли великому князю в полном порядке.

А это - прямо с "новостных сайтов"den dritten Pfennigk - это ещё по-божески...

В целом - приличная разведсводка.

-147
emmerdale - emmerdale: 21.08.13 17:17

Где то читал,что эти мемуары фальшивка.И никакого немца среди опричников не было.

+58
Виктор - katalins: 21.08.13 17:49

Уважаемый, emmerdale. По-моему, информацию с пометкой "где-то читал", не приводя источника этой информации, не стоит выносить для обсуждения. 

+59
Павел - pavgod: 21.08.13 18:24

Для записок того времени характерна была компиляция многих источников и разрозненных сведений в одно произведение, иногда приписываемое конкретному автору. В этом смысле можно говорить лишь о сомнительной аутентичности конкретного произведения. Фактография же в целом не вызывает сомнения, многое подтверждено другими, независимыми авторами.

Что касается "немцев", то среди опричников их было много, хотя в то время этническое происхождение ещё не играло такой роли, как впоследствии.  До эпохи этноцентризма ещё было лет сто, как минимум. Да и само понятие - немец - трактовалось тогда очень широко.

Систематическая чистка архивов и собраний Московского Государства от идеологически вредных материалов началась ещё в Допетровские времена. После Петра, а особенно - во второй половине XVIII века, это распространилось и на спецхраны того времени - монастырские архивы. Великое множество документов, о которых были упоминания историков,  исчезли навсегда. Многие были заменены сомнительными "списками", котрые пестрят купюрами и вставками. Но многое из источников было сохранено в Литве, Польше, в той части Украины, которая не попала под Москву. Сохранились во множестве дипломатические документы, путевые записки и другие источники.

Карамзин, выполняя государственный заказ, как бы завершил этот процесс, канонизировав "Историю Государства Российского" и её источники. Всё, что не втискивалось в канон, объявлялось клеветой и фальшивками. Тогда же пышным цветом расцвела индустрия фабрикации псевдоисторических памятников, призваных "заполнить исторические пробелы".

+16
konstantin - konstantin1: 27.08.13 01:19

Вся история государства российского-это сплошные былины и сказания. Один Александр Невский , возведенный в сан святых, чего стоит. Он ведь стал Невским не за битву при Чудском озере, а за " сражение" на Неве, когда разграбил караван шведских купцов. При сей великой битве погибло аж ..6 человек и человек двадцать было взято в плен. В дальнейшем бытописателями типа Карамзина ( из татарского рода Кара Мурза) и Ключевского все было приглажено и практически в неизмененном виде легло в  советские учебники... Но таинственным образом пропала история Сибири до Ермака, история мордвы, коми,эрзя, башкиров. Вроде они как бы ранее в болотах обитали и истории своей не имели. Если  и есть там события и исторические личности, то только связанные с историей и событиями Великороссов.

+16
Alex - alexmf: 21.08.13 23:38

Где то читал,что эти мемуары фальшивка...

Вы полагаете, уважаемый emmerdale, что это так существенно?
Так сказать, ж...па есть, а слова нет?

+33
Павел - pavgod: 21.08.13 17:35

Для любителей углубиться в затронутую тему выкладываю несколько крайне любопытных и раритетных изданий

Бутурлин Д.П. - История Смутного времени в России в начале XVII в. ч.1-3. (1839-1846)

Сказания Массы и Геркмана о Смутном Времени в России, 1874

Сказания современников и Дмитрии Самозванце, 1831-1834

Сказания Князя Курбского, 1842

Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства, 1788

Достопамятные и любопытные бумаги найденные в архиве Бастилии, 1833

Переписка пап с российскими государями в XVI веке, 1834

Летописец царствования Ивана Васильевича от7042 году до 7061, 1769

Жизнь и историческое значение князя Андрея Михайловича Курбского, 1858

Записки Фон Визина - очевидца смутных времён царствований, 1859

Книги лежат здесь.

Для понимания многих обсуждаемых проблем из недавней истории не обойтись без углубления в давнюю историю Московии и России.

+37
Виктор - katalins: 21.08.13 17:39

Варился хороший и плохой мед, и на этом сберегалась третья часть меда-сырца. 

Ну, надо же! Что тогда, что сегодня - принципы такой "работы" остаются неизменными - обмануть, фальсифицировать продукт, получить как можно большую прибыль, затратив меньше труда и качественного сырья  для удешевления себестоимости. Но ведь ПРОДАЮТ-ТО ПО ЦЕНЕ ВЫСШЕГО СОРТА. В этом и суть своего рода воровства. Тогда, конечно, не         говорили, как сейчас  - недобросовестный производитель, хитрости производителя. А это все называется одним словом - ВОРОВСТВО, только вот в такой оригинальной форме. А кроме денег, воруется и самое ценное, что есть у человека - здоровье.

+24
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.08.13 18:28

У Ивана Грозного, была, похоже, параноидная шизофрения (как у Калигулы). А безнаказанно резать-грабить желающие всегда найдутся. И после Ивана есть примеры такого заболевания у самодержавных правителей. Вплоть до современности.

+96
Егор - wegwarten: 21.08.13 20:56

я готов увидеть в его действиях некоторые серьезные психопатологии (садизм, страсть к убийству, жажду насилия, жестокое актерство). предполагаю, что нечто подобное присутствовало и в рисунке личности Сталина.

Но такой ли уж Иоанн сумасшедший, как нам представляется?

Вот например, Флетчер видит в его поступках вполне здравую логику стяжателя:

подданным дозволено без всякого ограничения и безусловно,  отказывать беспрепятственно имущество монастырям (что по суеверию делают весьма многие, особенно в духовных завещаниях) и вносить туда деньги и пожитки на сбережение.

От таких взносов монастыри чрезвычайно обогащаются. Дозволяют же это для того, чтобы государственные суммы хранились все вместе и были ближе к рукам, если бы вздумалось взять их, что делается часто и без всякой тревоги, потому что монахи охотнее готовы отдать какую-либо часть (по мере умножения богатства), нежели лишиться всего вдруг, а этому они нередко подвергались в царствование последнего государя.
С такой целью покойный царь Иван Васильевич прибегнул к весьма странной мере, которой бы весьма немногие государи воспользовались, даже в особенной крайности. Он уступил царство одному великому князю, Симеону, сыну царя Казанского, как бы намереваясь удалиться от всех общественных дел и вести покойную частную, жизнь. К концу года заставил он нового государя отобрать все грамоты, жалованные епископиям и монастырям, коими последние пользовались уже несколько столетий. Все они были уничтожены. После того (как бы недовольный таким поступком и дурным правлением нового государя) он взял опять скипетр и, будто бы в угодность церкви и духовенству, дозволил возобновить грамоты, которые роздал уже от себя, удерживая и присоединяя к казне столько земель, сколько ему самому было угодно. Этим способом он отнял у епископий и монастырей (кроме земель, присоединенных им к казне) несметное число денег: у одних 40, у других 50, у иных 100 тысяч рублей, что было сделано им с целью не только умножить свою казну, но также отстранить дурное мнение об его жестоком правлении, показав пример еще худшего в руках другого царя. 

Не слишком ли разумно для сумасшедшего?

 

+25
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.08.13 21:04

А сумасшедшие в рамках существующего в их голове мира очень разумны.

+24
Павел - pavgod: 22.08.13 00:09

Вот ещё любопытный пример "государственной мудрости" - вся эта трагикомическая история с "Царём Всея Руси Симеоном Бекбулатовичем". Посмотрите документ ПОСЛАНИЕ СИМЕОНУ БЕКБУЛАТОВИЧУ (1575), поучительно весьма...

+33
Анатолий Протопопов - anatoliy-protopopov: 22.08.13 00:31

Не слишком ли разумно для сумасшедшего?

Психические заболевания вовсе не обязаны сочетаться со слабоумием. Некоторые психические расстройства подобны аллергии: долго никак себя не проявляют, но при появлении "аллергена" - например, упоминания числа "Пи", могут вызвать крайне болезненную реакцию. Параноики - так и вообще очень (и где-то слишком) даже разумые люди - за пределами своего бреда, конечно.

+16
Семен - semen-izdali: 22.08.13 01:59

Иван III тоже был Грозным, но и Великим.

+16
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 22.08.13 03:34

Вы правы. Спасибо за обширный материал.

+8
Alex - alexmf: 22.08.13 02:41

И после Ивана есть примеры такого заболевания у самодержавных правителей. Вплоть до современности.

Кто-то, уважаемый Николай, по аналогичному поводу интересовался опубликованными диагнозами. :=)

+16
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 22.08.13 03:34

И плохо кончил.

-40
- : 21.08.13 19:20

по приказу воеводы (Woywoda)

в приказе подклетных сел (auf der Canzelei der Pottkletein Coeli)

“Земский двор" (oder Hofe Semskouora)

алтын (Аltin)

недельщиков (Nedelsecken)

и, особенно, вот это:  “Рука руку моет" (Ruka Ruku moit)

В Википедии читаем: "Современный немецкий язык, история которого начинается примерно со второй половины XVII века, иначе называют нововерхненемецким языком."

Так не произошел ли "древнейший" "немецкий" язык от нашего родного старославянского?

+56
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.08.13 19:34

К Вашему сожалению, не произошёл. Автор мемуаров просто приводил русские термины.

+8
Илья Домбровский - client127: 21.08.13 19:22

Если отвлечься конкретно то Грозного, что было вообще за гранью, хотя для тех времён и не исключительно, в той же Великобритании похожих моментов в средневековой истории вполне достаточно, а сосредоточиться на обычаях Руси и что от них дошло до наших времён, то порекомендую, там кто не читал Пайпса "Россия при старом режиме". Мне тоже на этом сайте пару лет назад порекомендовали, не помню уже кто, но спасибо ему. Очень нейтрально, познавательно и проницательно. Всё на свои места становится.

+25
Alex - alexmf: 22.08.13 02:46

...в той же Великобритании похожих моментов в средневековой истории вполне достаточно...

Никаких сомнений, уважаемый Илья. Вот только ее, Великобританни, современность, как мне кажется, отличается от ее средневекового сотояния несколько сильнее, чем те же стадии развития Руси (России).

 

+9
Илья Домбровский - client127: 22.08.13 03:15

Абсолютно точно.  Развитие России застряло и все эти проявения средневековности, что на каждом шагу встречаются можно было бы низвести до приличествующего современной стране уровня, ан нет. Очередные "отцы нации" вместо того, чтобы строить современную систему управления, как раз пользуют и поощряют эту средневековность у населения, дабы самим в кресле остаться и продолжать тырить.

+64
Егор - wegwarten: 21.08.13 20:59

Да они как сговорились, эти иностранные агенты, что немец Штаден, что англичанин Флетчер, очернять и ставить под сомнение. Да еще такого основополающего правителя, как почти святой Иоанн Васильевич!

А ведь методы их злобных клевет просты и незатейливы - взять нечто из современности и экстраполировать в чистое, духовно содержательное прошлое, чтобы создать видимость якобы исторического преемства :( 

Вот, например Флетчер о святом деле борьбы с коррупцией :

Не препятствовать насилиям, поборам и всякого рода взяткам, которым князья, дьяки и другие должностные лица подвергают простой народ в областях, но дозволять им все это до окончания срока их службы, пока они совершенно насытятся; потом поставить их на правеж (или под кнут) за их действия и вымучить из них всю или большую часть добычи (как мед высасывается пчелой), награбленной ими у простого народа, и обратить ее в царскую казну, никогда, впрочем, не возвращая ничего настоящему владельцу, как бы ни была велика или очевидна нанесенная ему обида.

 

ну надо же так плюнуть и в наше прошлое и в настоящее и в будущее...

одно слово - иностранные агенты.

Вначале внедряются, а потом мемуары строчат и все по заранее продуманному коварному плану. 

+21
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.08.13 21:01

Во всяком случае, постоянная угроза этого существует, поэтому держать в узде нынешних слуг государевых очень легко.

+16
Егор - wegwarten: 21.08.13 21:11

а еще до сих пор существуют иностранцы, которые вначале приезжают сюда дружить с опричниками и славить царя,  а потом, когда очередь доходит до них спохватываются и спешат разоблачить...

Впрочем, полагаю, что если бы во времена Ивана Васильевича существовал ЕСПЧ, а жертвы опричнины туда обратились бы, то судейские штадены сумели бы сформулировать про отсутствие политических мотивов... :(

+24
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.08.13 22:46

Сплошные споры хозяйствующих субъектов.

+52
Андрій - cherkas: 22.08.13 03:45

Был у нас толмач немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.

Да уж,распоясались всякие Герберштейны и прочие Де Кюстины. Куда смотрит Яровая???

Но есть и хорошие новости...


Заместитель министра обороны Николай Панков выдал важную военную тайну.


Выдал ненароком, как это часто бывает с недалекими чиновниками, сам того не желая. Итак, знаете, дорогие читатели, где будет размещаться первая научная рота Российской армии? (Научная рота, если кто не в курсе, это такая «армия light», созданная Шойгу для привлечения в армию программистов и прочей интеллектуальной молодежи, не приспособленной для жизни в казармах и ежедневных драк с обкуренными дагестанцами – то есть, служба будет идти, но без отрыва от научной деятельности). Нет, не в Сколково. И не в подземном Кибернетическом центре Генштаба. И даже в не секретном НИИ по созданию боевых человекоподобных роботов. Нет, читатель, первая научная рота заступит на службу в Центральном архиве Минобороны РФ. И знаете, чем займутся эта интеллектуальная элита страны, собранная в лучших вузах страны? Ответ прост: изучением истории Второй мировой войны с целью противодействия фальсификации истории!  Владимир Тихомиров: Истбаты просят огня

А потом,даст Бог и за Флетчеров возьмутся.

 

+33
Михаил - mikhail-rom: 22.08.13 11:58

"...первая научная рота заступит на службу в Центральном архиве Минобороны РФ..."

 

Именно этим занимаются герои романа "1984": противодействуют "фальсификации истории в ущерб интересам РФ (или как она там у Орвелла называется)".

Наши "первопроходимцы" с большими звёздами на погонах ничего нового не могут придумать...

+30
Андрій - cherkas: 23.08.13 04:00

 А и придумывать ничего не нужно.Издать приказ/закон ну приблизительно такой...

1.Верую в Великую Победу, которая случилась 9 мая, не раньше и не позже.

2. Верую, что война по-настоящему началась 22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, и назвалась она Великой Отечественной Войной. Все сражения и завоевания, которые произошли до и после этого отрезка - совершенно другая история.

3. Верую, что Зимняя Война началась по вине финнов, и все прочие военные конфликты той эпохи произошли также не по инициативе СССР. Если первый выстрел делал он, то только в целях обороны.

4. Верую, что все страны и народы, сотрудничавшие с немецким Рейхом - суть фашисты, не зависимо от их мотивов. Красная Армия не может быть фашистами, потому что СССР сотрудничал с немцами исключительно по вине империалистических стран Европы, которые не оставили выбора.

5. Верую, что на недавно присоединенных землях Советская Власть вела себя справедливо, и среди местных жителей под аресты попали только откровенные враги. Верую, что Катынь - это фальшивка.

6. Верую, что СССР победил Германию и ее союзников благодаря героизму своего народа и мудрости руководства, и при необходимости обошелся бы без помощи антигитлеровской коалиции.

7. Верую, что СССР не заваливал противника массой.

8. Верую, что американцы тянули с открытием второго фронта, потому что хотели максимально ослабить СССР, а открыли фронт лишь потому, что не хотели отдавать Красной Армии всю Европу. При этом вступление СССР в войну с Японией раньше лета 1945-го года было невозможно по объективным причинам.

9. Верую в танк Т-34, миномет "Катюша" и военный гений маршала Жукова.

10. Верую, что освобождение народов Европы от фашизма потребовало присутствия советских войск в этих странах на многие десятилетия вперед. Это не считается оккупацией, войска оберегали освобожденные страны от мирового империализма. Местное население, которому это не нравилось - неблагодарные сволочи или вражеские агенты.

11. Верую, что все ветераны советской армии - герои. Все обвинения в нарушении ими законов человечности - или ложь, или так пострадавшим и надо.

12. Верую, что суд в Нюрнберге был объективным, и решения его несомненны во веки веков.

13. Верую, что послевоенных репрессий в СССР не было, а если и были, то это была необходимая мера для укрепления державы, и страдали только настоящие предатели, вражеские агенты и идейные вредители социалистического хозяйства.

14. Верую, что Советская Родина достойно позаботилась о пострадавших от войны (в том числе об инвалидах), и только с развалом СССР эти люди стали никому не нужны.

15. Чту подвиг дедов ношением георгиевской ленточки, считаю все памятники той войне святыми и неприкосновенными.

16. Чаю восстановления исторической справедливости, возобновление братства народов СССР, безапелляционного осуждения всех военных формирований на территории Европы, которые не способствовали Великой Победе, и возвращения советских войск в освобожденные ими страны.

Аминь.

+14
Павел - pavgod: 23.08.13 14:47

1.Верую в Великую Победу, которая случилась 9 мая, не раньше и не позже.

... которая всё-же случилась... - далее по тексту.

И последний пункт

Если же я нарушу этот закон, то пусть меня постигнет суровая кара (по усмотрению начальства), всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

+26
Виктор - katalins: 22.08.13 15:14

Прав был В.Суворов, утверждая, что правдивая история ВОВ не будет написана никогда. Наверное, благодаря именно  вот такому подходу "противодействия фальсификации истории". Разве в России нет честных, порядочных, незаангажированных идеологическими установками прошлого историков, могущих выполнить эту работу профессионально? Отсутствие мотивации со стороны государства решить эту проблему на соответствующем профессиональном уровне - вот главная причина.

+44
Арсений - arseniy: 22.08.13 18:47

Правдивая история очень неприглядна и явно не понравится народу. Кто хочет жить в стране где его предков как скот гнали на убой, а они только мычали? Гораздо лучше жить в великой стране, которая героическим подвигом победила кровавый фашизм.

+17
Виктор - katalins: 22.08.13 20:12

А правда, как и правдивая история, уважаемый Арсений, всегда неприглядна. Понравится-не понравится она народу, сказать не берусь. Народ-то ведь тоже разный. Но уж кому точно не понравится, так это "злобным идиотам", живущим в мире мифов советской истории ВОВ, в которых только и говорится "... о великой стране, которая героическим подвигом победила кровавый фашизм". 

+17
Арсений - arseniy: 22.08.13 23:35

так это "злобным идиотам"

Так их уважаемый Виктор увы большинство ((((

+16
Павел - pavgod: 23.08.13 14:49

Правдивая медицина тоже весьма неприглядна, и слабонервным, и даже излишне эмоциональным, людям нечего туда и соваться. А также очень болезненна...

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину