16.05.10

"Так началась война" Отрывок из книги воспоминаний А.П. Биленко

Так 89 ИАП за 10 дней отступления почти полностью прекратил свое существование. В полку осталось не более 10 самолетов. Много было потеряно и личного состава полка: летчиков, техников и младших специалистов. Причем, как мне кажется, их было больше потеряно в этой неразберихе, чем погибло. По моему личному мнению, в то время в нашем полку не на высоте была организационная работа со стороны начальника штаба полка и командира полка...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
0
Марк - black-raven: 17.05.10 14:30
Что смущает:

1. Сцена с приземлением немецкого самолета.
Почему даже не попытались в плен? Когда-то в школе я увлекался воспоминаниями наших летчиков-истребителей - читал про Покрышкина, Кожедуба, Ворожейкина. В одной из таких книг (за давностью лет не помню) была история, как немецкий летчик прилетел сдаваться в плен, и его взяли.


2. "Самолетов в полку осталось очень мало, и с этого аэродрома полк охранял переправу через Днепр. В один из вылетов на переправе завязался большой и неравный воздушный бой. Немецкие бомбардировщики прилетели бомбить переправу в сопровождении 25 истребителей. "
А сколько было тогда бомбардировшиков? И все ради одной переправы? Сколько читал про войну в воздухе - истребителей обычно меньше, чем бомбардировщиков.

Я не специалист, конечно, но...
0
blaze79 - blaze79: 18.05.10 04:14
начнем с того что немцы вообще ближнее совпровождение не практиковали. Перед бомберами прошли истребители, покрутились и поди сосчитай сколько из было - 24 и 8 три раза пролетели
+1
Северянин - nordman: 17.05.10 14:35
Если отбросить эмоции, то получается потрясающий документ, свидетельствующий о том, насколько "эффективно" осуществлялся менеджмент. Много лет, ценой голода, нищеты и лишений армия насыщалась оружием, боеприпасами, военным имуществом и все так бесславно просрано в какие-то 10 дней (касательно этого полка, да и еще многих других). И долгие месяцы и миллионы жертв потребовались, чтобы перейти от бездарной охраны военного имущества к его боевому использованию.
Это как Жигули, которым после сборки требуется доводка, желательно с полной переборкой всех узлов.
+4
Nick - sedimenter: 17.05.10 14:52
1. "Несмотря на то, что большинство офицеров ждали перемен и предчувствовали близость каких то изменений в нашей жизни, все же объявленная тревога в эту ночь интуитивно чувствовалась последней."

Т.е., как пишет В.Суворов, все готовились к тому, что скоро война, военные, уезжая на запад, и их семьи считали, что едут на войну, но на какую войну? Явно не оборонительную!

"Если завтра война, если завтра В ПОХОД -
Будь сегодня К ПОХОДУ готов!"©

2. "К аэродрому они пробрались ВОРОВСКИМ ПУТЕМ, из-за леса на малой высоте, благодаря чему их гул мы услышали тогда, когда они уже были на подступах к аэродрому."

Штампы, штампы... "Наши - разведчики, их - шпионы".
Если бы это писалось о наших самолетах, то написано было бы: "К аэродрому подобрались незаметно - летчики МАСТЕРСКИ пролетели, буквально задевая вершины деревьев".
И, возвращаясь к п.1, все ждали начала войны, но потенциально ПРИФРОНТОВОЙ аэродром не имел никаких средст дальнего (относительно дальнего, хотя бы) обнаружения. Т.е. готовились к очередному "освободительному ПОХОДУ", никак не рассчитывая на то, что немцы тоже могут начать "освобождать".

3. "мы стояли раскрыв рты и рассуждали, что это наши бомбардировщики".

Тут вообще нет слов - одни выражения! АВИАТОРЫ (летчики и обслуживающий персонал) НЕ ЗНАЮТ силуэты не только своих, но и вражеских самолетов!
И еще один момент: стоят, раскрыв рты, и ДОПУСКАЮТ, что это НАШИ бомбардировщики! No comment!
+3
Александр - pziii-h: 17.05.10 15:41
Не знаю, откуда всем показалось, что этот полк готовился к наступательной войне, "походу" и т.п. По-моему из теста ясно видно, что полк ни к какой вообще войне не готовился, и готов не был. Также впоминается Евгений Гришковец о его службе на Русском острове: "Нам говорили: Китайский снаряд летит 50 секунд. Вы должны успеть. А что успеть? Одеться? Мы успевали одеться..." Прозвучала тревога. Все оделись....
Вообще, почитаешь такое и кажется, что армия готовилась к киносъемкам: пригнали статистов, одели в костюмы, расставили декорации, более менее объяснили, кто-кого изображает. Но режиссер и съемочная бригада не приехали, хотя "процесс пошел". Артисты поиграли немножко (кто в летчиков, кто в командующи), но дело не заладилось и разошлись.
Хотя объективности ради следует признать - нормальные люди тогда еще были. Выполняли свой долг, делали свою работу, несмотря на общий идиотизм. Они-то в результате и победили, но сначала им пришлось одолеть своих, а уж потом и фашистов.
0
Марк - black-raven: 17.05.10 16:12
"Вообще, почитаешь такое и кажется, что армия готовилась к киносъемкам: пригнали статистов, одели в костюмы, расставили декорации, более менее объяснили, кто-кого изображает. "

Или аэродрому была изначально отведена роль жертвы.
+2
Nick - sedimenter: 17.05.10 17:02
"Не знаю, откуда всем показалось, что этот полк готовился к наступательной войне, "походу" и т.п."

Как я понимаю, это камешек в мой огород, т.к. кроме меня никто, вроде бы, не упоминал о "походах", "наступательной войне" и т.п.

Используя Ваше (очень удачное, по моему мнению) сравнение подготовки к войне с подготовкой к съемкам фильма, позвольте показать моё вИдение этого.

Итак, сценарий написан, отличный сценарий. Декорации установлены. Свет, звук - всё настроено. Роли актерам розданы задолго до съемок и актеры уверяли, когда режиссер им звонил перед съемками, что все они свои роли выучили назубок - "ночью разбудите - сыграю!".
Итак, все собрались, режиссер объявляет, что сценарист немного изменил начало фильма, поэтому актерам, придерживаясь ролей, разрешается в этом эпизоде поимпровизировать.
"Мотор!" "Съемка!"
И тут начинается самое печальное: актеры, посчитав, что роли легкие, знакомые (они совсем недавно играли в похожем фильме того же режиссера), не потрудились эти роли выучить как следует. Импровизировать не умеют вообще, т.к. прежний актерский состав режиссеру не понравился, от тех актеров он отказался, а набрал статистов из массовки, заверяя продюсера, что, мол, эти - из гущи народной, сплошь нераскрытые таланты, и что любой из статистов сумеет сыграть главную роль (естественно под мудрым руководством самогО режиссера).
Итог - провал, но режиссеру деваться некуда - он продолжает съемки. У некоторых бывших статистов действительно выявляются некоторые способности, некоторых, отвергнутых ранее, хороших актеров режиссер вновь уговаривает сниматься - и съемки худо-бедно завершаются.
Истрачено впустую неимоверное количество пленки, от первоначального сценария остались рожки да ножки, и режиссер, благодаря в последний съемочный день коллектив, говорит, что понял бы актеров, если бы они поставили перед продюсером вопрос о замене режиссера, и благодарен им за то что они этого не сделали. Поднимает бокал и провозглашает тост: "За наших актеров - самых талантливых актеров в мире!"

Ну, а если серьезно, то почему из данных воспоминаний не следует, что часть готовилась к войне? Смею Вас заверить, что если найти донесения командиров и политработников этой части, то там будет совсем другая картина - военнослужащие постоянно повышают свой уровень, овладевают военным делом настоящим образом и в любой момент готовы выполнить любой приказ Родины, партии и лично, горячо любимого всеми, товарища Сталина.

"Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Первый маршал в бой нас поведёт!"©

Та же история была в послевоенное (особенно в брежневское) время с "соцсоревнованием" - неуклонно повышалась производительность труда, выполнялись и перевыполнялись планы, неуклонно рос жизненный уровень трудящихся.

"Вы, точки-тире телеграфные,
Ищите на стройках меня.
Сегодня не личное главное,
А сводки рабочего дня.
Мы там, где ребята толковые,
Мы там, где плакаты «Вперёд!»,
Где песни рабочие, новые
Страна трудовая поёт."©

А потом Советский Союз рухнул в пропасть, разваливаясь на куски.
0
Александр - pziii-h: 18.05.10 14:58
Nick, я с вами в общем согласен. Просто я говорил о том, чем реально полк занимался (имитировал деятельность), а не о том, чего там командование от него ждало.

Что касается примера с киносъемками, то я просто хотел показать две вещи: 1. имитация, "игра" в деятельность а не реальная подготовка (как в кино, когда какой-нибудь студент-гуманитарий с плоскостпием изображает бывалового ветерана головореза).
2. Несерьезное отношение к происходящему самих участников событий. Здесь не только "любование трассерами". Просто прозвучавшая тревога должна была вызвать целый ряд важнейших мероприятий, активизацию полка, принятие мер сообразно обстановке. А тут все просто встали по местам ис тали тупо ждать, не осознавая насколько этоопсно и чем может закончится. Так, в процессе съемки, каскадеры спокойно сидят в избе, пока ассистенты поливают её бензином и поджигают, когда в реальности те же люди начинают принимать меры едва заслышав дома запах гари.
+1
Nick - sedimenter: 18.05.10 15:33
Позвольте опять с Вами не согласиться.

Полк не "имитировал" деятельность, полк ГОТОВИЛСЯ воевать. Но КАК воевать? Абсолютно точную характеристику дал Олег в своем посте от 17.05.10 10:17. Готовились к "освободительному походу", а не к войне.
Поэтому никаких "важнейших мероприятий, активизации полка, принятие мер сообразно обстановке" быть НЕ МОГЛО, т.к. часть (как и вся КА) к ОБОРОНЕ не готовилась. Я думаю даже, что никаких "мероприятий" просто НЕ БЫЛО ПРЕДУСМОТРЕНО для подобных ситуаций. Этим и объясняется, что все "тупо ждали" - никто НЕ ЗНАЛ что делать в этой ситуации, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОЙ уставами и инструкциями.
0
Александр - pziii-h: 18.05.10 17:37
Так понятней. Да, действительно, очень похоже. Наверное, вы правы, именно так должен был вести себя полк, "готовый" по сталинским меркам выполнить ПРИКАЗ. Прямо по цитированной вами песне ждали, когда тов. Сталин пошлет их в бой и куда. А ориентироваться в обстановке новому бойцу Красной Армии ни к чему, как и принимать самостоятельные решения.
Возможно, именно эта безынициативность, пассивность, граничащая с идиотизм, и навела меня на мысль, что они не готовились (в смысле ничего не предпринимали) и не думали о последствиях (отсюда ощущение недооценки серьезности происходящего). Но я забыл, о какой армии идет речь. Оценка, мероприятия, активность - это все не про РККА. Это по другую сторону пограничной реки...
+1
Nick - sedimenter: 18.05.10 18:01
Опять (как я уже делал это на сайте, несмотря, думаю, на недовольство М.С.) рекомендую Вам прочесть новую книгу В.Бешанова "Кроваво-красная армия" - хорошо, особенно в третьей части, показано - ЧТО на самом деле представляла из себя КА к началу войны.
+6
Олег - olegk110: 17.05.10 17:17
К войне - не готовились. Готовились по команде сесть в самолеты и полететь куда прикажут и пострелять/побомбить по кому прикажут. И так несколько раз, пока самолеты с летчиками не закончатся. Вот и все.
+2
Сергей - petrovich: 17.05.10 21:38
Согласен, не готовились. Ведь что мы видим? Летчики - летают (периодически), и не просто летают, а воюют, вступают в бой и сбивают немцев. Значит, не трусы, управлять самолетом и стрелять обучены. Техники - обслуживают и ремонтируют самолеты, "из трех один" собирают, при нужде и сами летать могу. Значит, и техники в своём деле разбираются. И что же, перед нами боевая часть? Даже не похоже. Значит, собрать людей в большую толпу, научить стрелять, дать хоть самое распрекрасное оружие - ещё не значить превратить их в полк, дивизию, армию, подготовить к войне. Не хватало чего-то очень важного. И дело не только в нежелании воевать за партию Ленина-Сталина, немало было тех, кому они дороги. Просто не делала тогда Красная Армия вооруженного человека БОЙЦОМ, а толпу вооруженных людей ВОИНСКОЙ ЧАСТЬЮ. Весь вопрос в том, почему не делала - не умела или не хотела?
+1
Олег - olegk110: 18.05.10 15:53
Не умела и потому не могла. А не умела потому, что в Красной Армии, да потом и в Советской, самым главным занятием всегда была показуха. И, разумеется, политработа. В обьемах совершенно неразумных. До боевой ли подготовки остается?
Конечно, даже вопреки системе всегда находятся люди, которые знают как, могут и хотят чего-то делать, но они, скорее исключение, чем правило.
Что действительно изумляет, так это как некоторые командиры таки умудрялись создавать более-менее боеспособные подразделения в таких условиях.
0
Игорь - ibn-ezra: 17.05.10 19:23
Любопытно, что согласно "Сведениям о боевом составе 14 АД" (подписал нач. штаба Перминов) на утро 22.06 в 89 ИАП было 45 исправных и 13 неисправныхсамолетов, итого 58 самолетов. А согласно "Докладу командира 14АД командующему ВВС Юго-Западного фронта" (Исх. 0307, Федоровка, 03.7.41 г.) было 47 исправных и 29 неисправных, итого 76 самолетов.

Вопрос: так сколько же самолетов было в реальности?
0
Алекс - alexf: 17.05.10 22:12
Первая цифра "на утро", а в течение дня ещё всяких приблудных налетело, которые в других частях прошли как потери по категории "не вернулся с боевого задания"... видимо...

Это впрочем на скорость не влияет - "убыли для получения новой техники" вероятно как раз лётчики...
0
Игорь - ibn-ezra: 17.05.10 22:29
Почему тогда количество летчиков почти совпадает: 61 против 63?
0
Алекс - alexf: 17.05.10 23:36
Наверное, просто "чужих" без "приписки" за летчиков не считали...

А кроме шуток это просто прекрасный пример хваленого сталинского "порядка" - Солонин эту тему поднимал неоднократно. В армии рапорта эти идут снизу вверх, то есть в данном случае для примера комэски доложили "расход техники и личного состава", комполка (НШ) сложил (как получилось), подписал, и забыл. Ежедневная (в теории) рутина, пишет бумажку скажем сержант в штабе, начнет вдруг вышесидящий шуметь что цифры не сходятся - внимательно разберутся и накажут кого попало (реально кого - нибудь из комэсков или писаря). В итоге какое отношение исполнителей к своим служебным обязанностям, такие и цифры. Учитывая, что у командиров помимо производства всевозможнейших бумаг (их - тонны) и другие проблемы есть, это - нормально.
+5
ilia - il1950: 18.05.10 03:11
89-й истребительный авиационный полк.Сформирован в 1940 г. в г. Овруч. Имел 4-х эскадрильный состав, вооружен новейшими истребителями И-16 последней 28-й серии с двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС и установками РС под плоскостями. Осенью 1940 г. перелетел в г. Луцк. В поле, в 5 км от Луцка, полк стал строить новый аэродром (ангары, склады, землянки и т.д.). Он находился всего в 38 км от демаркационной линии с Германией. Полк интенсивно готовился к боевым действиям, летали много и даже начали осваивать ночные полеты. Весной 1941 г. перелетел в летние лагеря, на полевой аэродром в местечко Колки (севернее г. Луцк). Входил в состав 14 сад. Летчики осваивали слепые полеты (с закрытой кабиной), полеты на больших высотах, интенсивно велись воздушные бои. Перед самой войной одна из эскадрилий полка получила на вооружение новые истребители ЛАГГ-3.(Справка)
****К концу приграничного сражения немцы вышли к аэродрому Колки, на котором базировался 89-й ИАП
Большинство самолетов 14-й авиадивизии было при этом потеряно в результате как прямого (удары по аэродромам и сбитые в бою) так и косвенного (продвижение вперед сухопутных войск) воздействия противника. Немотивированного оставления самолетов с последующим поспешным «перебазированием» в тыл личного состава авиаполков не наблюдается.(Это комментарий А.Исаева). *******
А это комменатрий очевидца этих событий:
***Меняя болт, я задержался на аэродроме минут на сорок и когда пришел на командный пункт, на меня набросился начальник штаба полка капитан Шитиков. "Где ты шляешься, прячешься, трус, негодяй. Из-за тебя задержался отъезд полка на 30 минут. Тебя шлепнуть надо!" Оказывается, полк спешным порядком драпал с этого аэродрома

Я молча сел в последнюю машину и мы тронулись в путь. Проехав немного вдоль аэродрома, мы обнаружили, что в первой эскадрилье осталось три подбитых самолета И-16, и что их можно за ночь ввести в строй. Решили оставить шесть механиков из первой эскадрильи во главе со старшим механиком этой же эскадрильи. Поскольку штаб полка уезжал таинственно и очень поспешно, старший техник высказал свое неудовольствие: "Оставляют на съедение немцам".*** Вывод: Полк как боевая единица небоеспособен в военное время, несмотря на насыщенность его современной мат.частью и героизма отдельных бойцов,командование непрофессионально и как следствие легко впадает в панику и в это время им уже не до судеб солдат. P.S.Победные рапорты об освоении техники и реальная готовность к войне-это "родимое пятно" сталинского социализма за который так заступается А.Исаев,который безуспешно пытается доказать,что никакого бегства не было.

-4
валера - lob2: 18.05.10 11:30
Не знаю как в Вашем русском, а в моем драп - это паническое бегство.
Что мы видим. Полк начинает перебазирование. Это значит, что назначено точное время, когда уйдут машины, в том числе и последняя. Остается последняя машина, время отправки наступило, но не хватает одного человека. При драпе на такие мелочи не обращают внимание. А тут ждут. Сидят. Думают. Где он? Кто-нибудь знает? Может, с другой машиной уехал? Время тянется. А они ждут. Наконец человек появляется с получасовым опозданием. Обслуживал самолет другой части. Почему-то думал, что его дождуться. Естественно, получил выволочку за опоздание. Все сели и уехали. Если это "драп", то что такое "перебазирование"? Ходьба пешком с остановками каждый час на час (полчаса это уже "драп")?
+3
Kirillio - redarm: 18.05.10 14:16
Что мы видим. Принято решение драпать. Назначено время, распределены обязанности по составленному начальником штаба расчету на погрузку и следование. Подготовлен автотранспорт, вызван личный состав. Необходимое имущество и вооружение погружено, остальное оставлено "на съедение немцам" (на такие мелочи, как ангары, склады, ремонтные средства и т.д. не обращают внимания).
Наступает утвержденное время отправки, выясняется - отсутствует воентехник 2 ранга Биленко. Непорядок, но надо его найти. Отчего такая деликатность?
Да дело все в том, что еще за 10 минут до официального срока "перебазирования" о нем никто не догадывался! Иначе как механик самолета, задержавшийся "минут на сорок", мог опоздать на 30 минут?
0
Александр - pziii-h: 18.05.10 14:47
Простой вам вопрос. Как его могли 30 минут ждать, и никто не поискал? Как это, просто сидели и ждали? Весь полк.... одного человека... Страшно подумать, что было бы, если бы Биленко задержался на несколько часов. Наверное, 89-му ИАП пришел бы "мотивированный" разгром гораздо раньше.

"Паническое бегство" не стоит представлять себе таким образом, как показана гибель "псов рыцарей" на льду Чудского озера в фильме Александр Невский (когда взрослые дяди с разбегу прыгают в прорубь к своей заведомой гибели). "Паника" происходит, прежде всего, в головах, и влияет на принятие решений. Именно поэтому командование приказывает оставить аэродром, бросив всё, как будто уже слышен рев мотора немецких танков. При этом в реальности времени ещё "вагон и маленькая тележка".
0
валера - lob2: 18.05.10 20:17
Еще раз. Биленко задержался, по его расчетам, минут на сорок от назначенного времени. Командир при выволочке заявил ему, что он задержался на полчаса. Никаких "за 10 минут приказали". Обычное дело. У каждого своя мера времени. Биленко ждала последняя машина. Остальные погрузили все что смогли ( явно не за 10 минут) и уехали. Просто так приказ на перебазирование не приходит. Значит, немцы где-то прорвали фронт. Тем не менее Биленко ждут. Никакой паники. Нервничают, конечно, не без этого, потому на Биленко и наорали. Тем не менее дождались.
Странный Вы народ. Придумываете панику и драп на пустом месте, хотя Биленко прямо рассказывает и об этом . Помните, в Луцке, при эвакуации он подал винтовкув кузов грузовика и стал садится. Грузовик тронулся, Биленко сорвался и упал. Оцените момент. Сидящие в кузове прекрасно видят упавшего Биленко. Грузовик отьезжает, набирая скорость. Все прекрасно видят поднимающегося Биленко, не могут не понимать, что они последняя машина и что Биленко они практически бросают в неизвестность. И тем не менее ни один из находящихся в кузове не застучал в кабину "Дурак! Остановись! Человека потерял!" Все молчат, лишь бы побыстрее уехать, не потерять драгоценные секунды. Я бы на месте Биленко всех сидящих в кузове возненавидел. Такое не прощается. Понятно, кругом стрельба, еще неизвестно, как доберутся. Это объясняет поведение сидящих в кузове, но никак не извиняет. Вот это и есть классический драп. А придумывать на пустом месте не надо.
+3
ilia - il1950: 18.05.10 20:23
Насчёт драпа и русского языка,который богат идеоматическими выражениями.25 июня 1941 года немцы подошли к городу Минску,26 июня Городские власти покинули город.с 28 июня Минск — в оккупации. Вопрос-правительство бежало(драпало)оставив гражданское население на произвол судьбы или"перебазировалось на новое место?
-2
Борис - skeptik: 19.05.10 00:26
Я с Вами согласен. Просто кому-то хочется перебазирование назвать драпом, а кому-то драп назвать перебазированием.
Это смотря какая ставится цель. Объективности в таких вопросах ждать трудно, эмоции преобладают.
+6
ilia - il1950: 20.05.10 00:40
Если следовать точке зрения официальной историографии то перебазирование правитепьства из Минска можно рассматривать как плановую эвакуацию.К сожалению в действительности было несколько иначе.Партийные и городские власти оставипи город без предупреждения и 26 июня в городе было полное безвластие,паника,магазины открыты,грабежи и т.д.Население было брошено властями на произвол судьбы.И так было не только в Минске но и во многих других местах.Хвалёный "Сталинский порядок" обернулся на деле потерей управления как в армии так и втылу.Такова моя точка зрения на события тех дней.P.S.
ИЗ СВОДОК УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
В отдельных районах партийные и советские организации проявляют исключительную рассеянность и панику. Отдельные руководители районов уехали вместе со своими семьями задолго до эвакуации районов.
Руководящие работники Гродненского, Новоград-Волынского, Коростенского, Тарнопольского районов в панике бежали задолго до отхода наших частей, причем вместо того, чтобы вывезти государственные материальные ценности, вывозили имеющимся в их распоряжении транспортом личные вещи.
В Коростенском районе оставлен архив райкома КП(б) и разные дела районных организаций в незакрытых комнатах.
В Проскурове после панического отъезда из города районных и областных руководителей была взорвана электростанция и разрушен водопровод. Отошедшие в Проскуров наши части остались без света и воды...

Начальник Управления политпропаганды ЮЗФ
бригадный комиссар МИХАЙЛОВ
-4
Борис - skeptik: 19.05.10 22:31
В данном посте речь идет не о Минске, а о конкретном 89 ИАП.
Все что Вы написали я знаю и не соглашаться с этими фактами было бы глупо.
Насчет сталинского порядка - это миф.
Я перерыл много информации и сделал вывод: просто поразительно насколько всеми овладел пофигизм (мягко выражаясь) даже в военное время. Приказы и распоряжения испонялись часто только на бумаге, в отчетах, чтобы начальник мог отчитаться перед своим вышестоящим начальником и не получить по шапке. Главное, чтобы бумага была правильно оформлена и цифры в ней были красивые.
Впрочем, это и сейчас наблюдается.
+8
ilia - il1950: 20.05.10 02:47
Насчёт 89иап я уже дал свой комментарий.Выражение "Сталинский порядок"взял в кавычки-имеется в виду порядок в переносном смысле. Просто имеются общие корни поведения людей как в армии так и в тылу из-за "Очищающей" и практически не прекрающавшейся волны репрессий характерной для этого "порядка."У людей выбивались способностьтворчески мыслить и принимать самостоятельные решения в стрессовых ситуациях без приказов от вышестоящего руководства.На деле это привело во многих местах к бегству, оставлению как техники так и территорий и личной трагедии солдат.Вот так и получилось,что имея в 1941 году много новейшей техники и готовясь к войне РККА в тоже время оказалась небоеготовна.( Ещё не совсем готовой к войне",которая оказалась "более суровой,чем предполагалось"по выражению А.Василевского.)И долго ещё расплачивались солдаты своими жизнями за "учёбу войне на войне" пока не пришли к победе,но это уже была иная армия,созданная в ходе войны ценой солдатских жизней.
-4
- : 20.05.10 03:01
Забавно.В стрессовой ситуации нормальный человек принимать адекватные решения не в состоянии-по определению,и именно в стрессовой ситуации человек нуждается в твердом,уверенном и грамотном управленнии.В данных воспоминаниях это отражено при описании первого налета.
+9
Олег - olegk110: 20.05.10 06:20
По-этому в армии обычно солдат дрючат (зачеркнуто) тренируют до посинения действовать в типовых стрессовых ситуациях не задумываясь и не ожидая "твердого и грамотного управления". Например, в ситуации, описанной в мемуарах, весь личный состав обязан был бы автоматически и без всякого рассуждения и ожидания броситься исполнять миллион раз отработанные действия по "отражению воздушного нападения прoтивника".
P.S. Вспомните нападение японцев на Перл Харбор: прошляпили полностью первую волну, но уже вторую уцелевшие моряки встретили более-менее организованным огнем, несколько истребителей поднялись и в итоге общими усилиями два с половиной десятка японцев сбили. И без всякого твердого командования - на полном автомате в ситуации более, чем стрессовой.
+5
ilia - il1950: 20.05.10 06:51
вот как достигается боеготовность в Цахале ,именно отрабатывается поведение при внезапном нападении. Курс подготовки молодого бойца построен в полном соответствии с принципом: "Тяжело в учении - легко в бою!" Подворотничков нет, строевая сведена к минимуму, честь вышестоящим по званию не отдают. Вместо этого там бегают, ползают, стреляют и прыгают с парашютом.
Первым делом молодого солдата приучают к личному оружию, чтобы "М-16" стала чуть ли не частью тела. Носить винтовку положено только спереди, но не за спиной, чтобы можно было скорее воспользоватъся ею в случае необходимости. Оружие нельзя доверять никому. Без винтовки не ступить двух шагов за пределы палатки, с ней спят, ходят в столовую, принимают душ и туалет. Ночью командиры без шума стараются "похитить" оружие из постели сонного подчиненного. Не проснулся - взыскания не миновать.
Частые ночные стрельбы и марш-броски, приемы держать круговую оборону при нападении вовсе не условного противника, где у каждого солдата заранее определена его позиция. Несение караула, проверка машин на перекрестках и заслонах, когда один солдат из патруля сверяет документы водителя и смотрит багаж, а напарник его страхует.
В любое время дня и ночи у солдата могут проверить состояние боеготовности. Вода во фляге должна доходить до самого горлышка так, чтобы из неё даже немного выплёскивалось. Патроны в рожках - на месте все до единого, пакеты индивидуальной медпомощи, бронежилет и каска были подогнаны по размеру, оружие - почищено.
Рота в составе 80 чел. с полной выкладкой должна за определенное время преодолеть расстояние в несколько десятков километров. Начинают с ночных переходов в 5 км и постепенно доводят их до 20 км и более. Идут быстрым шагом, почти бегом, а выбившихся из сил - тащат под руки. На роту положено четверо носилок, куда кладут того, кто получил тепловой удар, вывих и не способен самостоятельно двигаться. Если все в норме - на носилках бочка с водой. Внеуставные отношения, представляющие до сих пор неразрешимую проблему в бывшей Советской, а ныне Российской армии, в ЦАХАЛ сведены к минимуму. И не только потому, что притеснение старослужащими молодых карается строго. У всех в руках оружие, которое стреляет - лучше не искушать судьбу.
-3
- : 20.05.10 18:12
"и в итоги общими усилиями","И без всякого твердого командования"-Олег,Ваши слова противоречат друг другу.Кстати я в Перл-Харборе не присутствовал,но почему-то я в Ваш рассказ не верю.
+1
Олег - olegk110: 20.05.10 18:41
Общими усилиями летчиков и моряков. Кстати, я в Перл Харборе таки присутствовал, но 60 лет спустя :-)
А насчет верить - не верить, ну так я ж и не настаиваю. Литературы на эту тему море - читайте и делайте свои выводы на здоровье.
+3
ilia - il1950: 21.05.10 07:00
С вашим постом согласен.Это в той же мере относится и к битве за Британию.Немцы считали, что поражение британской истребительной авиации неизбежно. Тогда ее силы были действительно напряжены до предела.Ведь летом 1940 года нехватка пилотов заставляла английских летчиков совершать иногда до четырех вылетов в день,при этом они недосыпали и вообще чуть не падали от усталости.И основным самолётом ВВС Британии был "Hurricane" который значительно уступал истребителям Bf-109E и Bf- 109F. И при всём этом битву за Британию выиграли в течении 3 месяцев
+3
ilia - il1950: 20.05.10 06:23
Есть такое понятие Боевой устав,там чёткоуказано, что и как надо делать в случае боевой тревоги.Каждый должен занять место по штатному расписанию и выполнять боевые обязанности согласно ему, не дожидаясь приказа свыше.Тогда и паники меньше и потерь.
-4
- : 22.05.10 04:58
Забавно,но регламент действий в чрезвычайной ситуации по сути своей и есть приказ свыше.
-4
Борис - skeptik: 20.05.10 03:20
Все, что Вы написали, это "вода". Об общей ситуации можно много чего говорить, но в данном конкретном случае речь идет о конкретном ИАП.
Или Вы считатете, что если руководство бежало из Минска в панике, то это доказывает, что 89иап тоже драпал в панике?
-3
- : 19.05.10 22:43
А где Москва октября 1941 года?
+2
Nick - sedimenter: 18.05.10 14:01
ПОЧЕМУ МАРКА СОЛОНИНА ОБИДЕЛИ??

"70 тыс. «Наших», собравшихся в субботу на проспекте Сахарова в Москве, приняли замечательное решение: собрать с миру по нитке «плохие» книги «с фальсификацией истории» и отправить их все президенту Грузии Михаилу Саакашвили, бывшему президенту Украины Виктору Ющенко, премьеру Эстонии Андрусу Ансипу, писателю Виктору Суворову и Александру Подрабинеку."
(http://www.ej.ru/?a=note&id=10110)

Почему ему книги не хотят посылать? Разве он не "фальсификатор истории"?

Или это ЕГО книги рассылать будут?
+2
Борис - skeptik: 19.05.10 00:30
Смотрел по телевизору этот спектакль. Когда эту молодежь спрашивали почему они так делают, то они толком и ответить не смогли. Какие наивные и еще глупые дети.
Кто-то их использует, а они этого не понимают.
0
Николай - tamoj: 18.05.10 15:39
№ 605. ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ЗАНОВО КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ 3-й, 4-й и 10-й АРМИЙ
22 июня 1941 г.
Передаю приказ Наркомата обороны для немедленного исполнения:
1. В течение 22 - 23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.
2. Задача наших войск - не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.
Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.
ПРИКАЗЫВАЮ:
а) в течение ночи на 22 июня 1941 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22 июня 1941 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточение и замаскированно;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.
Тимошенко Жуков
Павлов Фоминых
Климовских
ЦА МО РФ. Ф.208. Оп.2513. Д.71. Л.69. Машинопись. Имеются пометы: "Поступила 22 июня 1941 г. в 01-45", "Отправлена 22 июня 1941 г. в 02-25 - 02-35". Подлинник, автограф.
Уточним. В 02-25 -02-35 по московскому времени в армии направлен приказ: все части привести в боевую готовность, никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.
"В три часа ночи была объявлена боевая тревога, мы все в считанные минуты выбежали на аэродром к своим самолетам и подготовили их к запуску, а летный состав подготовился к вылету. Однако команды на вылет не последовало - ни в самом начале тревоги, ни в дальнейшем.
Вроде все сходится.
Минут через сорок после объявления тревоги (т.е. в 3-40 по московскому времени), мы услышали нарастающий гул самолетов и сразу же увидели идущие на бреющем полете двенадцать черных как воронье самолетов. "
Теперь посмотрим, что происходило на другой стороне границы.

536. РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ ГЕРМАНИИ О НАЗНАЧЕНИИ СРОКА НАПАДЕНИЯ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
10 июня 1941 г.
На основе предложения, представленного главным командованием сухопутных войск, Верховное главнокомандование вооруженных сил назначило для приготовления к военным действиям следующие сроки:
1. Днем "Д" операции "Барбаросса" предлагается считать 22 июня.
2. В случае переноса этого срока соответствующее решение будет принято не позднее 18 июня. Данные о направлении главного удара будут в этом случае по-прежнему оставаться в тайне.
3. В 13.00 21 июня в войска будет передан один из двух следующих сигналов: \341\
а) сигнал "Дортмунд". Он означает, что наступление, как и запланировано, начнется 22 июня и что можно приступать к открытому выполнению приказов;
б) сигнал "Альтона". Он означает, что наступление переносится на другой срок; но в этом случае уже придется пойти на полное раскрытие целей сосредоточения немецких войск, так как последние будут уже находиться в полной боевой готовности.
4. 22 июня, 3 часа 30 минут: начало наступления сухопутных войск и перелет авиации через границу. Если метеорологические условия задержат вылет авиации, то сухопутные войска начнут наступление самостоятельно.
По поручению: Гальдер
То есть в 3-30 по берлинскому времени.
Это распоряжение. А как с исполнением?
Вот как вспоминал о нападении на СССР бывший нацистский генерал Гюнтер Блюментрит:
"...На другом берегу Буга перед фронтом 4-й армии и 2-й танковой группы, то есть между Брестом и Ломжей, все было тихо. Пограничная охрана русских вела себя как обычно. Вскоре после полуночи, когда вся артиллерия пехотных дивизий первого и второго эшелонов готова была открыть огонь, международный поезд Москва — Берлин беспрепятственно проследовал через Брест. Это был роковой момент.
Через три часа немецкие боевые самолеты поднялись в воздух, и вскоре только их бортовые огни виднелись далеко на востоке. Фельдмаршал фон Клюге и его штаб находились в расположении 31-й пехотной дивизии к северу от Бреста. К 3 часам 30 минутам — это был час "Ч"— начало светать, небо становилось каким-то удивительно желтым. А вокруг по-прежнему было тихо. В 3 часа 30 минут вся наша артиллерия открыла огонь..."{2}
Гудериан вспоминает следующее.
В роковой день 22 июня 1941 г. в 2 часа 10 мин. утра я поехал на командный пункт группы и поднялся на наблюдательную вышку южнее Богукалы (15 км северо-западнее Бреста). Я прибыл туда в 3 часа 10 мин., когда было темно. В 3 часа 15 мин. началась наша [209] артиллерийская подготовка. В 3 часа 40 мин. — первый налет наших пикирующих бомбардировщиков. В 4 часа 15 мин. началась переправа.
Таким образом немецкие войска начали войну точно по распоряжению. (в 3-30 по берлинскому времени).
Что же получается? Московское время и берлинское время совпадают? А если нет, то какая была между ними разница 22.06.1941г?
0
Nick - sedimenter: 18.05.10 16:58
Не уверен, но думаю дело вот в чем:
Берлин - астрономическое время+1 час "поясного" времени+1 час "летнего" времени, т.е. 3-30=1-30 по астрономическому времени.
Москва - астрономическое время+3 часа "поясного" времени -1 час "декретного" времени, т.е. 3-30 - 3 +1= 1-30 по астрономическому времени.
0
Михаил - teser27yandexru: 18.05.10 22:20
Схема подсчёта местного времени:
Берлин - время по Гринвичу плюс 1 час (поясное время);
Москва - время по Гринвичу плюс 2часа (поясное время) ПЛЮС 1 час декретного времени.
Вводилось ли немцами в те годы летнее время - не знаю, не уверен.
У нас - точно не вводилось.
0
Nick - sedimenter: 19.05.10 14:00
В 1941г. в Германии БЫЛО летнее время (http://ru.wikipedia.org/wiki/Летнее_время).
0
Николай - tamoj: 19.05.10 12:37
Давайте уточним. В советской армии на западной границе было московское время. В немецкой - берлинское. Получается, что разница во времени на часах Павлова и Гудериана на 22 июня была в 1 час?
0
Nick - sedimenter: 19.05.10 14:00
Время на часах у них, вероятно, было одно и то же (и это еще один вопрос - было на западной границе в КА московское время или, как сейчас в тех местах, - московское минус 1 час)
0
Николай - tamoj: 19.05.10 14:07
Давайте попросим помощь других участников сайта. Может кто-нибудь имеет достоверные данные об этом. Обращаю внимание на время указанное на отметке Вашего сообщения 07-00. У нас сейчас 11-07. г.Екатеринбург.
0
Николай - tamoj: 19.05.10 15:12
В соответствии с картой поясного времени (World Time Zones)^
0 пояс - Лондон 12:00 часов
1 пояс - Берлин 13:00 часов
3 пояс - Москва 15:00 часов
карту поясного времени взял из ежедневника
0
Николай - tamoj: 20.05.10 14:22
Москва - время по Гринвичу плюс 3 часа (поясное время)
0
Александр - pziii-h: 18.05.10 17:44
"Я должен предупредить, что мой рассказ не является документальным историческим повествованием, т.к. я, будучи механиком самолета, техником звена или даже старшим техником авиаэскадрильи, не принимал участия в совещаниях, когда ставились какие-либо боевые задачи полку или даже эскадрилье. Не присутствовал также на разборах выполненных заданий, не пользовался я и архивными документами. Поэтому я НЕ МОГУ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ТОЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ, а иногда и места, где происходили эти события. Но в памяти они запали надолго." (выделение моё)

Вполне возможно, что в повествовании ошибка. Хотя с другой стороны, всем известно: "Двадцать второго июня, ровно в ЧЕТЫРЕ часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война..."

Впрочем, ответ может быть в другом. Московское время, конечно, отличается от Берлинского. А вот время в западных областях СССР, на границе с Германией, могло и совпадать с Берлинским.
0
Nick - sedimenter: 18.05.10 18:09
Я тоже вспоминал эту песню, когда читал пост Николая.
Конечно, возможно - это поэтическая вольность.
Но сколько времени занимал 22 июня полет германского бомбардировщика от границы до Киева? Не 30 минут?
Может быть те, кто лучше информирован, чем я, подскажут? Ведь вопрос действительно интересный.
0
Сергей - petrovich: 18.05.10 23:51
На ту же тему. Жуков: "В 3 часа 30 минут начальник штаба Западного округа ... доложил о налете немецкой авиации на города Белоруссии. Минуты через три начальник штаба Киевского округа ... доложил о налете авиации на города Украины. В 3 часа 40минут позвонил командующий Прибалтийским округом ... , который доложил о налетах ... на Каунас и другие города." Время, естественно, московское. Т.е. к тому времени прилетели, отбомбились, сигнал с мест прошел в штабы, оттуда в Москву.
0
Николай - tamoj: 19.05.10 12:18
Из воспоминаний Жукова:
В 4 часа 30 минут утра мы с С. К. Тимошенко приехали в Кремль. Все вызванные члены Политбюро были уже в сборе. Меня и наркома пригласили в кабинет.
И. В. Сталин был бледен и сидел за столом, держа в руках не набитую табаком трубку.
Мы доложили обстановку. И. В. Сталин недоумевающе сказал:
— Не провокация ли это немецких генералов?
— Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Какая же это провокация... — ответил С. К. Тимошенко.
— Если нужно организовать провокацию, — сказал И. В. Сталин, — то немецкие генералы бомбят и свои города... — И, подумав немного, продолжал: — Гитлер наверняка не знает об этом.
— Надо срочно позвонить в германское посольство, — обратился он к В. М. Молотову.
В посольстве ответили, что посол граф фон Шуленбург просит принять его для срочного сообщения.
Принять посла было поручено В. М. Молотову.
Однако из журнала посещений Сталина 22 июня следует:
1. т. Молотов вход в 5-45 м. выход 12-05 м.
2. т. Берия вход 5-45 м. выход 9-20 м.
3. т. Тимошенко вход в 5-45 м. выход 8-30 м.
4. т. Мехлис вход в 5-45 м. выход 8-30 м.
5. т. Жуков вход в 5-45 м. выход 8-30 м.
6. т. Маленков вход 7-30 м. выход 9-20 м.
7. т. Микоян вход в 7-55 м. выход 9-30 м.
Получается нестыковка.
0
Николай - tamoj: 19.05.10 14:01
Если 3-30 время московское, то это минимум 2-30 по берлинскому. На час раньше, чем по приказу. Однако немцы народ пунктуальный и вряд ли нарушили приказ.
0
Николай - tamoj: 19.05.10 11:54
Время начала войны 4 часа появилось из сообщения Молотова 22 июня.
"Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.
Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что Германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы. "
Интересно следующее. Сейчас разница во времени между Москвой и Берлином 2 часа. Если в июне 1941г. разница была тоже 2 часа, то немцы объявили о начале войны в 3-30 по берлинскому или в 5-30 по московскому и начали войну в 3-30 по берлинскому или в 5-30 по московскому. В заявлении Молотова они начали войну в 4 часа. Получается нестыковка.
0
Nick - sedimenter: 19.05.10 12:16
Вы хотя бы предыдущие посты прочли - о декретном и летнем времени? Если да - зачем опять такое писать? Если нет - прочтите.
0
Михаил - teser27yandexru: 19.05.10 21:46
Позвольте высказать ещё одно предположение.
Возможно, на территории генерал-губернаторства (как известно, так гитлеровцы называли оккупированную ими часть Польши) поясное время отличалось на час (вперёд) от берлинского - кстати, так обстоит дело и в наши дни: время в Калининграде, Варшаве, Киеве, Минске на час впереди берлинского времени. Если это предположение верно, то, с учётом летнего времени (а в СССР летнее время не вводилось), всё сходится : летнее "польское" время как раз совпадёт с декретным московским.
0
Nick - sedimenter: 20.05.10 01:10
О том же самом я писал в своих постах выше.
0
Николай - tamoj: 18.05.10 20:01
№ 608. БЕСЕДА НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛОМ ГЕРМАНИИ В СССР Ф.ШУЛЕНБУРГОМ
22 июня 1941 г.
Шуленбург, явившийся на прием в сопровождении советника Хильгера, сказал, что он с самым глубоким сожалением должен заявить, что еще вчера вечером, будучи на приеме у наркома т. Молотова, он ничего не знал. Сегодня ночью, говорит он, было получено несколько телеграмм из Берлина. Германское правительство поручило ему передать Советскому правительству следующую ноту.
"Ввиду нетерпимой далее угрозы, создавшейся для германской восточной границы вследствие массированной концентрации и подготовки всех вооруженных сил Красной Армии, Германское правительство считает себя вынужденным немедленно принять военные контрмеры. \432\
Соответственная нота одновременно будет передана Деканозову в Берлине".
Шуленбург говорит, что он не может выразить свое подавленное настроение, вызванное неоправданным и неожиданным действием своего правительства. Посол говорит, что он отдавал все свои силы для создания мира и дружбы с СССР.
Тов. Молотов спрашивает, что означает эта нота?
Шуленбург отвечает, что, по его мнению, это начало войны.
Тов. Молотов заявляет, что никакой концентрации войск Красной Армии на границе с Германией не производилось. Проходили обычные маневры, которые проводятся каждый год, и если бы было заявлено, что почему-либо маневры, по территории их проведения, нежелательны, можно было бы обсудить этот вопрос. От имени Советского правительства должен заявить, что до последней минуты Германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству. Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и тем самым фашистская Германия является нападающей стороной. В четыре часа утра германская армия произвела нападение на СССР без всякого повода и причины. Всякую попытку со стороны Германии найти повод к нападению на СССР считаю ложью или провокацией. Тем не менее факт нападения налицо.
Шуленбург говорит, что он ничего не может добавить к имеющимся у него инструкциям. Он, Шуленбург, не имеет инструкций по поводу техники эвакуации сотрудников посольства и представителей различных германских фирм и учреждений. Посол просит разрешить эвакуировать германских граждан из СССР через Иран. Выезд через западную границу невозможен, так как Румыния и Финляндия совместно с Германией тоже должны выступить. Шуленбург просит к проведению эвакуации германских граждан отнестись возможно лояльнее и заверяет, что сотрудники советского посольства и советских учреждений в Германии встретят со стороны германского правительства самое лояльное отношение по части эвакуации и просит сообщить, какое лицо будет выделено по осуществлению техники этого дела.
Тов. Молотов заявляет Шуленбургу, что поскольку к сотрудникам советского посольства и советских учреждений в Германии будет проявлено лояльное отношение, на что т. Молотов надеется, то и в части германских граждан будет проявлено такое же отношение. Для осуществления эвакуации т. Молотов обещает выделить соответствующее лицо.
Тов. Молотов спрашивает: "Для чего Германия заключала пакт о ненападении, когда так легко его порвала?"
Шуленбург отвечает, что он не может ничего добавить к сказанному им.

В заключение беседы Шуленбург говорит, что он в течение 6 лет добивался дружественных отношений между СССР и Германией, но против судьбы ничего не может поделать.
Записал Гостев
Заявление Шуленбурга в 5 час. 30 мин. 22 июня 1941 г.
Ввиду нетерпимой далее угрозы, создавшейся для германской восточной границы вследствие массированной концентрации и подготовки всех вооруженных сил Красной Армии, Германское правительство считает себя вынужденным немедленно принять военные контрмеры.
Соответственная нота одновременно будет передана Деканозову в Берлине.

Деканозову в Берлине нота была передана в 3-30.
0
Борис - tolstyak: 18.05.10 23:30
А что,собственно,обсуждается?
Как писал М Солонин в одной из своих книг :"Перечислите
все пункты Уставов,наставлений и приказов,которые были
нарушены в истребительном полку,дислоцированном
в районе государственной границы в условиях ожидания
неизбежной войны"
При этом-это писал не историк,а очевидец,не сильно надеявшийся на публикацию своих мемуаров
-4
Алекс - alexf: 19.05.10 01:35
Строгость Уставов, приказов и наставлений (написанных с четким прицелом - чтобы вышесидящему всегда было за что наказать подчиненного) в этой армии всегда компенсировалась их вольной трактовкой на местах (часто просто в виду невозможности узнать, как исполнение всех требований представляет очередной дурак-проверяющий ), а их количество надолго обеспечивало чтением всех желающих, если вдруг они появлялись. Даже если Министр Обороны приказал самолеты рассредоточить, а комдиву больше по душе парадный строй - будет парадный строй.
Обсуждать тут действительно нечего, как впрочем и осуждать особо не стоит - мне например не очевидно, где причина, а где следствие - "не мы такие, а жизнь такая" - или наоборот. Очень хотелось бы понять...
0
Борис - tolstyak: 20.05.10 04:57
Давайте рассмотрим ситуацию на примере армий двух государств в условиях примерно одинаковых
Если не рассматривать случай ведения агрессивной наступательной войны,армия любого государства должна
быть готова к обороне своей страны до изгнания врага со
своей территории или(если противник сильнее) до политического решения вопроса между правительствами
воюющих сторон
А теперь примеры
Финская армия в 1939-1940 гг вела оборонительную войну
с заведомо превосходящим противником,итоги-известны
Красная Армия в 1941 году вела оборонительную войну
с численно меньшим и хуже вооруженным противником
Итоги-известны Вывод-по М Солонину с корректировкой
применяемых выражений
В 1941 году Красная Армия в основной массе своей
представляла собой толпу вооруженных людей,т е
вооруженный сброд Отдельные героические поступки и
проявления находчивости и распорядительности со стороны
наиболее толковых солдат,сержантов,офицеров,политруков,
комиссаров и даже генералов( например,Крейзер,Рокоссовский,
Апанасенко,Рыбалко,Москаленко) особой роли не сыграли
Что касается лозунга "жизнь такая",так это как у Жванецкого-
невзирая на погодные условия означает дождь
-8
Алекс - alexf: 21.05.10 04:00
Я с Вами не согласен про "примерно одинаковые" условия. Давайте уж тогда для полноты картины анализировать и польскую, и французскую кампании Вермахта, датско-норвежскую операцию, десантную операцию на Крите... Вы не в курсе, где и когда гордые британцы больше двухсот самолетов бросили? Согласен, бегали они гораздо более организованно - молодцы, умеют, респект и уважуха!

А для КА, напомню, в 41-ом война не закончилась (рано Вы итог решили подвести), я даже сомневаюсь, что и при более тяжелых поражениях ( хоть больше вроде некуда ) закончилась бы. Катастрофа заключалась именно в том, что КА (страна) была не подготовлена к обороне. Почему? Может быть потому что с точки зрения военно - политического руководства вероятный противник не был готов к войне с СССР и не успевал к ней изготовиться. Также имеет право быть вариант что руководству "сорвала резьбу" собственная пропаганда про пяди и вершки, может, руководство считал что он однозначно выше всех писает - я не знаю.

Подготовка же личного состава и экономики к войне в силу национальных особенностей государства велась в полном соответствии с демографическими и интеллектуально - техническими возможностями. (Источник - http://www.oldgazette.ru/lib/propagit/23/index.html - достаточно прочитать оглавление....) Как сказал руководство - "...у нас нет Гудерианов..." А итог боевого применения парового катка всем известен.

Очень трудно так вот напрямую сравнивать. Вот чисто для примера, без всяких там задних мыслей, не поймите буквально: мы знаем, что у тевтонов на их плохих танках помимо прекрасных приборов наблюдения и ведения огня было две рации, для работы в разных радиосетях. На советских хороших танках в крыше башни было два лючка для флажной сигнализации. Немец на мессере управлял работой двигателя одной ручкой "газа", красному соколу надо было дергать за кучу пимпочек точно скоординироваными движениями. Какие выводы делаем? Техника отсталая? Да нет, подход просто разный: поставь нашему человеку (самый сложный механизм который он видел до армии - телега) рацию в танк, так это во-первых, одни заморочки (для начала он ее разберет, чтобы тряпочкой протереть... ну или молиться на нее будет), а во-вторых, в самый нужный момент применит систему Нельсона ( "....не вижу сигнала!..." ), ну и зачем на эту рацию нервы и деньги тратить? Посыльный - во, это дешево, надежно и практично - и расписочка в получении имеется...
+3
ilia - il1950: 21.05.10 08:10
***С конца 1938 г. на танк БТ-7стала устанавливаться 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода «Авиаприбор». Стабилизация линии прицеливания в вертикальной плоскости обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого светлого пятна («зайчика»). При колебании пушки в вертикальной плоскости световой сигнал («зайчик») перемещался относительно стабилизированной линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во время движения танка при совпадении светового сигнала с точкой прицеливания выстрел происходил автоматически. Сложность освоения в войсках данной конструкции прицела было связано, прежде всего, с длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них необходимых навыков при использовании прицела во время стрельбы сходу. В связи с этим от установки на серийные танки БТ-7 прицелов ТОС-1 впоследствии отказались.(справка)*****Так что сила армии оказывается не в профессиональной подготовке ,ведь сила классового воспитания под руководством партии важнее
И незачем "классовому бойцу" и "классовому командиру" морочить голову разной математикой.


-2
- : 21.05.10 15:20
Короче поставили новый прицел,вышли на полигон мишень поразить не смогли,вопрос -и накокой хрен новый прицел?
+4
ilia - il1950: 22.05.10 01:18
Если вы называете прицел ТОС негодным (и это при том,что он позволял вести прицельную стрельбу "с хода" без остановки танка.),то тогда аргументированно объясните чем прицелыТОС "хуже"прицелов ОП, или чем ОП "лучше" ТОС.И ещё.Какой принцип ,по вашему мнению был заложен в конструкцию прицела немецких
танков Т-V ("Пантера") и Т-VI ("Тигр")?
-3
- : 22.05.10 04:02
Главным элементом является человек(наводчик) и следовательно главный принцип эргономичность,а он выражается в том числе и в скорости выработки необходимых навыков.
+4
ilia - il1950: 22.05.10 17:28
Ещё из курса физики известно,что гироскоп правильно работает в сложных условиях (плохая видимость, тряска и т.д). В этом суть ТОС-
линия прицела наводится на цель и затем удерживается в данном положении гироскопом. Совершая колебания вместе с корпусом танка, ствол орудия в какой-то момент проходит через положение, соответствующее наведению на цель, контакты автоматически замыкаются — происходит выстрел. Точность стрельбы с ходу при этом значительно возрастает,что подтверждается данными испытаний(при стрельбе сходу бронебойными снарядами по щиту 10х10 метров находящемся на расстоянии 1000 м и скорости движения танка 25-30 км/ час вероятность поражения щита находися в пределах от 25% до 33%, а при включенном стабилизаторе этот показатель возрастает до 53-66%') .Но для освоения этого прицела необходим грамотный обученный профессионал со знанием физики и математики хотя бы на уровне школы.Поэтому эта система и была снята с вооруженияиз-за длительного периода обучения наводчиков для выработки у них определенных навыков по использованию прицела при стрельбе с ходу. К системе вернулись лишь в середине 50-х годов Так что правильно говорят-Главная деталь любого оружия-голова его владельца.

P.S Ув.Базилио.Вы не в курсе танковых прицелов серий ОП и разницы их с ТОС.Поэтому убедительно прошу,если у вас есть интерес продолжить дискуссию , то посылайте ваши комментариии мне лично.

-1
- : 22.05.10 22:06
Уважаемый ilia,обьясните мне смысл ниже приведенной фразы:"Поэтому эта система и была снята с вооружения из-за длительного периода обучения наводчиков для выработки у них определенных НАВЫКОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЦЕЛА ПРИ СТРЕЛЬБЕ С ХОДУ".Еше раз"НАВЫКОВ...ПРИ СТРЕЛЬБЕ...".

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2014
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину