07.08.10

"До августа ничего не случится..." Отрывок из книги воспоминаний В.Белоцерковского "Путешествие в будущее и обратно"

Почему мои родители решились отправиться в Латвию в мае 41-го, когда уже чувствовалось приближение войны с Германией? Помню, как к нам домой пришел Александр Фадеев, с которым отец находился в дружеских отношениях, и пригласил специально, чтобы выяснить, не опасно ли ехать? Но Фадеев успокоил отца, что до августа ничего не случится...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+5
ilia - il1950: 09.08.10 05:21

 В анонимном письме, направленном Молотову из города Орджоникидзеград Орловской области, говорилось, что город вот уже четвёртый месяц находится без топлива и без света, в домах используют первобытное освещение – лучину. «У рабочих настроение повстанческое, – подчёркивал автор письма. – Тов. Молотов, рабочие могут терпеть, но терпение скоро может лопнуть». Ещё в сентябре 1939 года нарком торговли А. В. Любимов поставил перед Политбюро вопрос о необходимости введения карточной системы. По существу, он призывал узаконить лишь то, что стихийно уже сложилось в стране. Однако Молотов 17 сентября, выступая по радио, заявил, что «страна обеспечена всем необходимым и может обойтись без карточной системы в снабжении» А между тем: Нет ничего страшнее голода для человека, – писала В. Игнатьева в ЦК ВКП(б). – Этот смертельный страх потрясает сознание, лишает рассудка, и вот на этой почве такое большое недовольство. И везде, в семье, на работе, говорят об одном: об очередях, о недостатках. Глубоко вздыхают, стонут, а те семьи, где заработок 150-200 руб. при пятерых едоках, буквально голодают – пухнут... Меры надо принимать немедленно и самые решительные, пока ещё народ не взорвался. Бессилие власти перед экономическим кризисом породило очередное насилие, целью которого было вернуть людей из очередей на производство, заставить работать и подавить растущее недовольство.Для того чтобы затруднить рабочим переход с одного предприятия на другое, 20 декабря было принято постановление СНК «О введении трудовых книжек», согласно которому администрация предприятий и учреждений должна была принимать на работу рабочих и служащих только при предъявлении трудовой книжки, где записывались сведения о переходе работника с одного предприятия (учреждения) на другое.Вообще-то идею трудовых книжек Сталин заимствовал у Гитлера, который ввёл их ещё в 1934 году. Разница между немецкими и советскими трудовыми книжками состояла в том, что в последних указывалась причина ухода рабочего с предприятия, что нередко затрудняло приём на другую работу.Вот ещё один "пример заботы партии,правительства и лично т.Сталина о рабочих и служащих":Сталин предложил ввести 8-часовой рабочий день и аргументировал это следующим образом: «Наши профсоюзы развратили рабочих. Это не школа коммунизма, а школа рвачей. Профсоюзы натравливают рабочих против руководителей и потакают рваческим, иждивенческим тенденциям. Почему рабочие в капиталистических странах могут работать на капиталистов по 10-12 часов (рабочего дня такой продолжительности давно не существовало в развитых капиталистических странах. – это враньё), а наши рабочие на своё родное государство должны работать 7 часов?.. Мы сделали большую ошибку, когда ввели 7-часовой рабочий день... Сейчас такое время, когда надо призвать рабочих на жертвы и ввести 8-часовой рабочий день без повышения оплаты». Предложения Сталина были официально выдвинуты 26 июня 1940 года в обращении ВЦСПС к рабочим и служащим. На следующий день был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».Указ запрещал самовольный уход с предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия или учреждения на другое. Рабочие и служащие, самовольно ушедшие с предприятий и учреждений, должны были предаваться суду и по приговору суда подвергаться тюремному заключению сроком от двух до четырёх месяцев.Вот такой режим и экономический уклад нёс СССР в страны Балтии.Отсюда и соответствующее отношение к "освободителям". Удивляться нечему!P.S.Хвастливо рассказывая Чуеву в 80-е годы о своих действиях в то время, Молотов вспоминал: «Я вам должен сказать по секрету, что я выполнял очень твёрдый курс. Министр иностранных дел Латвии приехал к нам... я ему сказал: «Обратно вы уже не вернётесь, пока не подпишете присоединение к нам... Из Эстонии к нам приехал военный министр... мы ему то же сказали» Однако перенесённые в Прибалтийские республики методы сталинского режима,такие как массовые депортации, осуществлённые в 1940-1941 годах, подорвали дружеское отношение к СССР даже той части местного населения, которая с энтузиазмом встретила летом 1940 года вторжение Красной Армии. Недоброжелательность, стойко удерживавшаяся на протяжении шести десятилетий, выплеснулась в конце 80-х – начале 90-х годов и привела к выходу этих республик из СССР .

 

 

 

-1
grove - grove: 09.08.10 03:45

" Я оказался в совершенно другом мире. Помню общее ощущение покоя, красоты, чистоты, уюта. Даже природа изменилась: стала ярче, чище, красивее и опять же — спокойнее. "

очень похоже на мои ощущения, когда я в 85ом  попал в Латвию из полустолицы СССР.

-1
Михаил - teser27yandexru: 09.08.10 10:17

Простите, а что такое "полустолица СССР" - не Ленинград ли ? Никогда раньше не встречал этого термина, любопытно.

-1
grove - grove: 09.08.10 22:47

угадали

+1
- : 09.08.10 04:00

Согласен с Михаилом , Павлом – в оценке  воспоминаний  В. Белоцерковского (пусть по приведенному отрывку).   Но  сильнейшим воспоминанием считаю «Бабий яр» Анатолия Кузнецова.  Нынешняя молодежь про нее и не знает. Автор заплатил высокую цену страданиямисвоими и своих близких за осознание  истинной сути фашизма и сталинизма. И,  разоблачая,  вынес  обвинительный приговор фашизму и его собрату «советскому коммунизму» который уже давно обрел и коричневый  окрас  (а скорее – не терял).

Недавно праздновали Праздник – День  ВДВ – выступает ансамбль в военной форме? поют про б. действия в Афганистане и такая фраза «..Не понять нас кабинетным грамотеям..».Это о ком, быть может, об академике Сахарове? И чем известный ученый ,трижды ГСТ, им не понравился?  А вот вводить  в чужие (суверенные) страны крупные войсковые группировки  «по просьбе» - это всем понятно, давно, еще до н.э. придумано. Есть площадь касания, которая  объединяет такое поведение  ..людей  -  с психологией германского милитариста Кареля Пауля ( на книгу которого "Гитлер идет на Восток "(1941-1943)" давалась ссылка в одном из комментариев):  высокомерие  по отношению к противнику, утаивание военных преступлений .  А Сахаров, помнится, что- то пытался заявить на съезде о преступлениях в Афганистане,

+3
Михаил - teser27yandexru: 09.08.10 10:39

"Бабий Яр" Анатолия Кузнецова и в самом деле очень сильная вещь. Даже журнальный вариант  в "Юности", как позднее выяснилось, зверски "обкорнанный" цензурой, и то производил, помню, огромное впечатление в конце 60-х.

     Академик А.Д.Сахаров пытался говорить с трибуны 1 съезда нардепов СССР о том, как наше командование в Афганистане намеренно вело огонь по своим. "Агрессивно-послушное большинство" съезда ревело и топало ногами от возмущения. Сахарова согнали с трибуны под крики: "Держава! Родина! Коммунизм!"

     Кстати, с точки зрения хроматографии (раздел оптики, количественно описывающий цвета) коричневый цвет представляет собой всего лишь один из оттенков красного ...

0
Коба - koba: 09.08.10 19:53

Интересно, а сейчас в Риге продаются костюмы с подгонкой по фигуре клиента, как это изложено в воспоминаниях?

+16
Nick - sedimenter: 10.08.10 02:29

Сидел я хмур и одинок, глядел угрюмо в потолок и думал...©

У меня тут (видимо от жары) мысли потекли в интересном, как мне кажется, направлении (только сильно в меня камнями не кидайте - я же написал - жара).

Читаю книги М.Солонина и читаю о нынешней ситуации в России. И возникает мысль: нынешняя ситуация с пожарами целиком и полностью подтверждает правильность взгляда В.Суворова и М.Солонина на ситуацию 1941 года.

Вот какие у меня ассоциации:

В 1941 году все знали что будет война, но все верили, что ни пяди своей земли не отдадим - Красная Армия всех сильней.

В 2010 все знали, что будут пожары, но верили,  что доблестная МЧС ликвидирует их в зародыше.

В 1941 году отдельные командиры не запаниковали и сделали все, чтобы задержать врага (например полковник С.Ф. Кутепов - прототип комбрига Серпилина).

В 2010 году отдельные руководители сделали все, чтобы предотвратить пожары (например А.Келлер, глава Шатурского района)

В 1941 году до 22 июня многие командиры и политработники бодро рапортовали "наверх" о высоком уровне боевой и политической обстановки - что войска только и ждут когда их в бой пошлет товарищ Сталин и Первый маршал в бой их поведет.

 В 2010 году многие губернаторы (например Шанцев), а также многие районные бонзы, бодро рапортовали "наверх" о полной готовности к ликвидации возможных загораний.

В 1941 году враг лавиной катился по стране, а СМИ бодро вещали о миллионах убитых немцев, тысячах подбитых танков и т.п., представляя повальное бегство советских войск как отход на заранее подготовленные позиции.

В 2010 году, когда огонь неудержимо пожирал десятки тысяч гектаров леса, деревни, людей - государственные СМИ показывали, как премьер-министр катается на трехколесном велосипе... извините, байке.

В 1939 году - за два года до войны - был подписан пакт М-Р, позволивший германским войскам вплотную подойти к нашим границам.

 В 2007 году - три года назад - Был принят новый Лесной кодекс, практически ликвидировавший целенаправленную работу государства по предотвращению лесных пожаров.

 В 1941 году многие "шишки" в первую очередь отправляли свои семьи в тыл, а уж потом занимались остальным населением (а то и сами драпали).

В 2010 году многие местные руководители в первую очередь отправляли свои семьи в безопасные места, а потом уже занимались остальным населением (в Интернете есть много информации на эту тему). Я уж не говорю о Лужкове.

В 1941 году, когда враг уже был на подступах к Москве, на ее оборону были брошены все силы - от ополчения до сибирских армий.

В 2010, когда в Москве уже стало окончательно нечем дышать, на тушение пожаров было брошено все - от добровольцев до армии.

И этот перечень можно продолжить.

А что было бы, если бы это были не пожары, а реальное нападение врага - китайцев (американцев, эфиопов, аргентинцев - выберите на свой вкус)? Думаю - то же самое, что и в 1941 году.

Как вы считаете?

Или это все-таки жара на меня так действует?

 

+2
Edgar - edge: 10.08.10 05:55

''Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.''  (Ф.Тютчев )

p.s. (..)Так почему же никто над Гитлером не смеется? Почему никто не смеется над гениальными гитлеровскими министрами, дипломатами и генералами? Откроем всем доступный документ — дневник начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Ф. Гальдера, — и нашему удивлению не будет предела. Впечатление, что вся германская подготовка к войне стояла на трех китах: авось, небось и как-нибудь.

( Суворов* Виктор: ’’Очищение’’ /Глава 22. Имел ли Сталин основания бояться?).

 

 

 

 

 

 

0
Edgar - edge: 10.08.10 06:19

p.s.s. ''Читаю книги Александра Зиновьева и читаю о нынешней ситуации в России. И возникает мысль: нынешняя ситуация с пожарами целиком и полностью подтверждает правильность взгляда Александра Зиновьева на ситуацию 1941-1945 года.''

Александр Зиновьев:''(..)Одни из нас решили: «мы все умрём». И пошли сдаваться в плен. И погибли. Другие подумали: «мы обречены, поэтому дорого продадим свою жизнь». И, действительно, две трети из числа последних были убиты. Но оставшиеся стали победителями.

Моя позиция рассчитана на людей умных, мужественных, морально стойких, людей, способных к смертельной борьбе.

Найдутся такие люди в России - Россия выживет и окрепнет. Не найдутся - Россия исчезнет, совсем исчезнет — нас вытрут из анналов истории. Да так, что от России не останется и следа...''

http://www.polemics.ru/articles/?articleID=1249

 

 

+3
ilia - il1950: 11.08.10 02:45

Палачи, стукачи, прохиндеиЭто вы отстояли идеи.Это вы воплотили их в зданье.
Ваше подлое поколениеПут.ь открыло земному раю.
Перед вами склоняю колени я,
Хотя вас я в душе презираю.
Хотя рай ваш страшнее ада,
Откровенно признаюсь я тоже:
Мне иного рая не надо.
Только жить в нем - избави Боже
А.Зиновьев(написано в мюнхенской эмиграции в 1982 год )По мне это представляется логическим абсурдом и обнажает его(Зиновьева)  крайний пессимизм. Приходится с сожалением отметить,что характер нового общество построенного Сталиным был рабским по духу и психологии(конечно были и другие представители народов).Люди хотели видеть в  правителе своего рода «доброго и заботливого отца», готового снять с них ответственность за принятие решений по обустройству собственной страны, потому что не надо думать, ведь добрый и мудрый Хозяин ,Фюрер,Царь думает за вас . Сергей Михалков в 1939 году писал в следующем четверостишье: «Новый год! Над мирным краем бьют часы двенадцать раз… Новый год в Кремле встречая, Сталин думает о нас»Вот это и есть образец  мышления  при тоталиарном режиме (боязнь ответственности, желание освободиться от тяжести принятия решений. В случае чего всегда можно спрятаться за спиной  «Хозяина», сказав: "я лишь выполнял приказы".)
Почему столько  сравнивают Гитлера со Сталиным? Потому что они ничем не отличались друг от друга. Ведь  по мерзости  и по масштабам преступлений совершенных ими они во многом адекватны. В 1939 году Сталин  и Гитлер  делили мир.  Пример лицемерия и подлости в политике:
Сталин, сговорившись с Гитлером в ночь с 23-го на 24-е, 1939 года отхватил себе часть Польши. Причем если кто-то скажет, что это было идеей воссоединения, то это не так. Мысль о том, что это будет прикрыто флагом воссоединения Западной Белоруссии и Западной Украины, был придуман после подписания пакта. В голову это тоже товарищу Сталину не приходило, его это не интересовало. Лозунг воссоединения никогда не ставился с 1921 года, с момента подписания Рижского мира с Польшей. Это было придумано позже, потому что они сговорились с Гитлером, что Сталин введет свои войска.Но надо же как-то объяснить всем в мире,что СССР не агрессор,а нааборот мол "освободитель".Вот и придумали:  Молотов, нарком иностранных дел вызвал германского посла Шуленбурга и сказал, что так и так, извините. И тот сказал: ну как же так, это же для нас обидно. Есть же протоколы бесед. Молотов сказал: ну ничего другого мы не придумали. Такое у нас будет объяснение

+2
Михаил - teser27yandexru: 10.08.10 14:27

    To Nick :

Аналогия, на мой взгляд, весьма интересная и довольно глубокая. И я по-прежнему считаю - уж извините,-что состояние, грубо говоря, всеобщего бардака вследствие всеобщего же пофигизма   органически присуще нашей стране, на чём бы там ни катался и какие бы патриотические песни ни пел хором лидер нации.(Хочу заметить кстати, уважаемый Nick , что всеобщий пофигизм и неизбежно связанный с ним всеобщий бардак - это не то же самое, что рабская психология; рабы - это северные корейцы, но там, насколько я понимаю, бардака нет - там другое.) Примеры ответственного отношения к делу, вроде главы Шатурского района, - исключения, лишь подтверждающие правило. Разумеется, когда осенние дожди загасят, наконец, злополучные торфяники, - снова будут говорить о "мужественных и отважных действиях всего народа под мудрым руководством великого Пу" и о том, что было сделано "всё возможное и невозможное" и проявлен "массовый героизм".И, вот увидите, посыплются награждения за этот самый героизм - разве можно не наградить этих мужественных людей- Лужкова, Шанцева , Голикову, Онищенко - перечень будет длинным. И, как всегда, никто не понесёт ответственности, - ну разве что какой-нибудь незадачливый глава района подвернётся под горячую руку (не исключено, что тот же А.Келлер, - как посмел он действовать, не получив команды из Кремля ?! У нас же вертикаль власти!..). История повторяется.

     А Вы говорите - есть у России шанс стать нормальной страной...

+2
Алекс - alexf: 15.08.10 00:39

    To Nick :


Интересная аналогия. Правильная.


Мыслю, корень проблемы в том, что любое т.н. правительство предназначенно в первую очередь для утилизации избытков ресурсов (обьедания населения под предлогом своей социальной полезности), просто некоторые (меньшинство, те, которые работают) заморачиваются на каких-то надуманных вещах (честь, совесть, служебный долг), а большинство, правильно понимая свое место, просто и без затей жрут, всю свою энергию и знания расходуя на добывание, удержание и улучшение места под солнцем  для себя, любимого.

Население-же в свою очередь считает что "не надо думать - с нами тот, кто все решит за нас" , бросает бычки в лесу (кто-нибудь потушит), разбегается перед врагом (кто-нибудь повоюет), и не воспринимает это как свою личную проблему - начальство разберется. А также материт это самое начальство почем свет.

Ну как то так.

-32
Тимур - timur: 10.08.10 23:55

Уважаемый Nick и иже с ним. Ваше коллективное негодование мне понятно, и даже в чём-то я его поддерживаю. Но позвольте ответить вам следующее: не лучше ли, кума, на себя оборотиться. У нас модно быть немного смелым, оставаясь надёжно в стороне, пощипывать и покритиковывать власть: вот вы то и то не понимаете и не делаете, а уж я-то понимаю! Представьте себе некий образ: на фоне пылающих лесов и деревень пожарный или эмчеэсник тычет в вас пальцем, а ниже надпись: «А что ТЫ сделал для тушения пожаров?». Nick, а что Вы сделали для помощи пострадавшим? Если такие правдолюбы и ревнители справедливости – идите добровольцем в пожаркоманды или перечислите средства на известный счёт в помощь погорельцам. А то легче всего встать в третью позу, скрестить руки на груди и многозначительно критиковать: ах, какие они нехорошие!

+10
Алекс - alexf: 11.08.10 01:17

Тимур, мы с Nick-ом - население. Мы бросаем бычки, разбегаемся и материм начальство :)

Представьте себе некий образ: на фоне пылающих лесов и деревень пожарный или эмчеэсник тычет в вас пальцем... Nick, а что Вы сделали для помощи пострадавшим?

А что, один ваш министр (рядовой пожарник - не власть) очень симпатично смотрелся бы :) Я за себя отвечу на Ваш вопрос. Налоги заплатил. Сумму, достаточную для выплаты месячного денежного довольствия одному нашему местному рядовому спасателю (он же пожарный по совместительству). Это с зарплаты. Плюс более 50% цены топлива и 21% любого другого товара который я сьел. Конкретное БАБЛО. И?

+1
Антон Дронов - antondron: 13.08.10 14:29

Запишите в Вашу СОЛИДАРНОСТЬ. А от поста Тимура как-то и гарью, и смрадом, и вонью опостылевшей власти потянуло. Гдето среди его слов проткнулась, мной страшно нелюбимая, рожа начальника политуправления Советской Армии тов. Епишева.

Уймитесь. Нам впаривать о цистерне и кране открытом не нужно. Мы правильные люди.

+3
Виктор - vitja: 11.08.10 01:25

"Двум богам нельзя служить!Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбу каких-то испанских оборванцев! Это никому  неудастся...    Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо, и никаких разрух..."      

                                            М.А.Булгаков"Собачье сердце" гл.III   Героизм одних-преступная халатность других.Каждый должен хорошо исполнять свои обязаности. Вы слышали ,что когда-нибудь министерству по ЧС урезали бюджет?                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
Nick - sedimenter: 11.08.10 03:37

Уважаемый Тимур!

Разрешите я отвечу на Ваши вопросы и замечания в порядке, так сказать, поступления:

 1. Я, вообще-то, негодования не высказывал - цель моего поста была совершенно иной. Пост был посвящен не оценке внутриполитической обстановки в стране, не оценке правильности или неправильности действий властей, не критике этих самых властей. Я не пытался сказать кому я палец в рот клал бы, а кому - нет.

Отнюдь.

Я, воодушевленный примером предисловия В.Суворова к книге "Разгром" (sic!),  попытался, в меру своих скромных сил, сопоставить ситуацию 1941 г. с ситуацией 2010 г. Выводы же (и правильность такого сопоставления) я предоставил сделать посетителям сайта, указав лишь, что эти ситуации, по моему мнению, "параллельны".

2. Относительно того - что я сделал для помощи пострадавшим.

а) Продолжая мысль Алекса, скажу, что я четыре с лишним десятка лет исправно платил налоги, рассчитывая на то, что государство употребит их с пользой (правда государство использовало их, в основном, на помощь братским коммунистическим партиям и национально-освободительным движениям, сейчас использует на Сочи, мост на остров Русский, Сколково, дорогу Адлер – Красная Поляна стоимостью 140 миллионов  долларов за километр и т.д.)

б) Добровольцем в пожаркоманды пойти  не могу во-первых из-за возраста и довольно среднего здоровья, а, во-вторых, в нашей области таковые не требуются.

 P.S. Не в обиду Вам будет сказано, но встать можно в третью позицию.  Поза - это в "Камасутре". (Я понимаю, конечно, что Вы имели в виду выражение "встать в позу", но уж больно Ваша формулировка понравилась! :-) )

0
Nick - sedimenter: 11.08.10 16:54

И, кстати, о пожарах и добровольцах: http://www.echo.msk.ru/blog/umalx/702400-echo/

+2
Oleg - digioleg: 10.08.10 05:22

Я прожил в Литве 17 лет, с самого выпуска из казанского танкового уцилища, до увольнения из армии. Скажу так: антисоветские настроения у литовцев были всегда. Даже у самых "отьявленных" литовцев. однажды встретился с теми самыми литовцами, которые входили в руководство "Саюдиса" времен перестройки. Их слова:"Мы не воевали против регулярной Красной Армии. Мы уничтожали литовцев. которые стали на сторону советской власти". То есть я хочу сказать, что борьбы с регулярной армией, войны с нею не было со стороны литовцев, так называемых "Лесных" или "зеленых" братьев. Они прекрасно понимали , что вести такую войну бессмысленно, так как регулярная армия явно сильнее. Но литовцев, ставших на сторону новой власти, они, литовцы же, убивали.
А насчет обслуживания и всего прочего - Советская власть в прибалтике насчитывала 40 лет, они еще не разучились работать

0
ilia - il1950: 11.08.10 04:04

Литва:Валовый внутренний продукт Литвы в первые годы независимости был самым низким в Прибалтике. Далее экономика демонстрировала довольно стабильный рост ВВП, начиная с 2001 года. Годовая инфляция, достигнув 1997 году 8,4 % , затем не превышала отметки 2,7%.Газета “Бизнес & Балтия” 8 декабря 1999 года приводит заключение Standard & Poor’s: “Все страны Балтии низкодоходные, небольшие, но имеют очень открытую экономику, всех отличает жесткая бюджетная политика и низкий показатель внешнего долга, политическая стабильность, а также стабильность национальных валют”. Все это, по мнению рейтингового агентства, безусловно, привлекает иностранных инвесторов.Об экономике Латвии времён Улманиса http://pribalt.info/abc.php?month=9&news=24. Работать умеют-это точно,ещё в во времена СССР рижский радиозавод ВЭФ был пожалуй лучший в отрасли.Радиоприёмники ВЭФ были высокого качества и очень надёжны,первые советские переносные магнитофоны "AIDAS" были мечтой любого молодого человека в 60 .годы Именно на них мы слушали "Beatles", "Rolling stones" Кроме того предприятия радиоэлектронной промышленности это ещё и оборонка,а в республиках Прибалтики таких предприятий было очень много из-за высокой культуры произодства .Продукция сельскохозяйственной и лёгкой промышленность тоже пользовалась огромным успехом.

0
Oleg - digioleg: 11.08.10 05:52

кстати говоря, не знаю  насчет роста или упадка экономики, цифр нет под рукой, но я отлично помню литовские колхозы тех времен, 70-х. А там ведь камней на полях море, и все это выбрасывалось руками  тех, кого загнали в колхозы. И хозяйства у всех были крепкие. Конечно были забулдыги, как и везде, но это не было показателем.
И свои личные хозяйства Снечкус когда-то не дал задушить. Поэтому и жили богаче других

0
Raitis - ingolf: 11.08.10 14:03

Интересные воспоминания. Интересные со двух сторон 1) начало войны 2) описание красивой жизни в Латвии (с иронией с моей стороны или без)

Начнём с войны. Что мне бросалось в глаза? Отрицание возможности войны. Или убеждённость, что нас это особо некоснёться - малой кровью на вражеской земле что ли? Народ психологически был подготовлен, что на нас никто непосмеет поднять руку. Как иначе растолковать ситуацию, когда после того как ты узнал, что началась война, ты едешь за костюмом в город? В какой то мере и реакция людей в Риге во время бомбардировок мне показалась как неосознание. Тут была выложена и статья воспоминаний одного авиационного механика – как они в первые увидев немецкие самолеты бомбившие аеродром, стояли и смотрели на них  как на что то невиданное – люди не верили, им никто не сказал (даже военным) что делать надо. Растерянность? Когда мне было лет 7 (это было в году 1978 примерно), я уходя спать, при себе шептал – лишь бы ночью америкосы некинули атомную бомбу. А брат который был на 4 года старше меня, из выученного в школе мне толковал – если ты увидишь взрыв и потом большой гриб – лезь в подвал, прячься за каменной стеной, надевай противогаз. И я уходя спать вооброжал как на дворе вырастает большой гриб взрыва и думал как бы успеть спрятаться – это во мирное время то. Так моя детская психика была напуганна. А тогда видимо и взрослые жили как дети в иллюзиях, только иллюзии были не такие как моего детства. А то что в Москве прятались от бомб, видимо до людей дошло, что это именно война, и касаеться именно их – но то уже пожже ведь было.

Депортации 14 июня в Латвии, Литве, Эстонии. Из Латвии увезли 15424 людей, из Эстонии 10 000, Литвы 15 000 (незнаю я точные цыфры по Эстонии и Литве, но в интернете нашел примерно такие данные). За неделю до войны НКВД проводит операцию по выселению – количество депортированных людей само по себе говорит, что такую акцию нельзя провести заранее тчательно неспленировав – ешелонов требуеться большое количество, составить списки выселяемых, наконец забрать такое количество людей и согнать их в эшелоны. Забирали интеллигенцию, врачей, учителей, успешных крестьян и военных. Латвийскую армию, которую включили в РККА, в мае отправили на летние учения в Литене и того же 14 июня офицерский состав разоружили и арестовали. Кого расстреляли, кого в тех же поездах увезли в Сибирь. По сути армия как таковая перестала сущестовать за неделю до войны. Эти сведения я привел в связи с фразой „одели в форму знаменитых «латышских стрелков». Значит и форма была уже припасена. «Стрелки» заменили старую полицию, которой советские власти не доверяли”. Странно зеленая форма – форма Латвийской армии или аизсаргов (народного ополчения), стрелки из другой оперы. Вопрос на который трудно ответить – есть ли взаимосвязь депортациям со скором началом войны? Или то просто совпадение? Я склонен думать что совпадение. Иначе можно задаться одним вопросом – на что люди организовавшие это, рассчитывали?  На то, что будем наступать и 5ая колонна в тылу нам может помешать? Возможно, ну во всяком случае это единственный логичный аргумент. Так как при сценарии оступления, я неудивлюсь, если потом эти упомянутые двое со штыками еще и палили по уходящим красноармейцам. Во всяком случае многие из тех кто избежали Литене, или им удалось убежать в лес, потом провожали дружным огнем уходящую Красную армию еще до прихода немцев. По сути Советская власть сделала всё возможное, чтобы латыши восприняли немцев как меньшее зло. А ведь еще недавно, когда по договору Молотова-Риббентропа немцы репатриировались в Германию, их провожали с фразами – уежжайте и никогда невозвращайтесь. Кстати многие из них приехали обратно, но уже одетые в форму немецкую. И за это время настроение латышей поменялось на 180 градусов. Представьте Латвийскую армию в которой всегда считалось, что потенциальный противник – Германия. Поэтому всем тем, кто говорят что оккупация Прибалтики и война с Финляндией позволила отодвинуть границы – бред полный. „Освобожденные от порабощения народы” только подготовили к тому чтоб немцев встретили как освободителей и к ним отнеслись терпимо. Если бы этими эшелонами, которые увозили людей в Сибирь, эвакуировали людей которые хотят уехать, да хотя бы увезли продовольствие, технику? Вообщем – полный бардак.  Во всяком случае никакого плана на случай – а если придёться отступать, точно небыло.

А насчет красивой жизни. Ну кому то красивая, кому не такая красивая, но в среднем думаю что люди получше нежели в СССР жили. Улманис тоже был диктатором, за что я ему спасибо никогда не скажу, но например люди того времени в основном о нем положительно отзываються. В отличае от других диктаторов, небыло у него кровожадных планов, его "слабость" - процветающая страна, как он то понимал. Так как сам он был холостяк и человек требований невысоких к себе, то всю свою энергию он направил чтоб людям жилось хорошо, много сделал для крестьян. Не мало ошибок наделал, конечно тоже - политических. Насчет экономических трудно теперь судить, так как его эксперимент прервался. Проблема этого мальчика в том, что у него отца были деньги. А за деньги уж точно можно было купить то, чего там, в СССР небыло. Деньги насколько я помню поменяли 1 к одному - лат на рубль. И приехавшие в Латвию скупали все, порой непонимая, что покупают то. Автор воспоминаний восхищаеться про костюм, а каждый латыш расскажет анекдот про жен советских офицеров, которые пришли на бал в ночных рубашках - им показалось что это бальные платья)

0
admin - admin: 11.08.10 21:57

Насчет панического страха советских людей (в Латвии тогда жили несоветские)  перед самолетами и бомбежками - причем появившегося с первых же дней, мне и другие очевидцы писали:

"Не могу не отметить возникшую немедленно после начала войны паническую боязнь немецкой авиации. Инженерное училище имело и технику, и людей, и уменье и сразу же были отрыты щели для укрытия всего личного состава. Так вот стоило появиться нашему кукурузнику У-2, как немедленно звучала сирена и все бежали к щелям. Хотя все прекрасно умели отличать Ишака от Чайки, а их от СБ и ТБ. При этом Ленинград еще никто не бомбил. А уж когда в начале июля училище возвращалось в город -  небо вызывало совершенно дикий ужас. При этом,заметьте, училище конечно не суперэлита военного дела, но уж никак не уровня передовых доярок и плотников.

+1
Nick - sedimenter: 11.08.10 23:21

Off-top

Читал Ваш пост - и на меня повеяло молодостью.

Почему? Дело в том, что в отрочестве и юности у меня и моих друзей были очень популярны книги Вилиса Лациса. Написанные живым языком, с достаточно небольшим количеством пропагандистских штампов, они неоднократно нами перечитывались и обсуждались.

И с той поры у меня стойко засело в подсознании, что айзсарги - это латышский аналог фашистских штурмовиков, Улманис (тогда писали Ульманис) - это слабовольная профашистская марионетка. Сейчас-то я понимаю, что всё было...не совсем так. Но... хороший писатель тем и хорош, что свои взгляды, верные и неверные, он более или менее успешно навязывает читателям.

И тогда же, в те же годы, не зная, как и 99% граждан СССР, ничего  о том, что действительно происходило в Прибалтике в 39-41 годах, меня в романе Лациса "Семья Зитаров" поражал резкий скачок места действия - Латвия, Латвия, и вдруг - герои неизвестно почему и непонятно как оказываются на Алтае. Сейчас я понимаю, что описывалась судьба депортированных, но тогда складывалось впечатление, что из книги вырвана глава.

0
Raitis - ingolf: 12.08.10 03:18

Ех Вилис Лацис) так любим читателями и высмеян критиками за то, что начал тиражировать штампы.  Поистину народный писатель, который своим пером смог достичь высокого материального состояния уже при Ульманисе (даже не знаю как правильно писать, на латышском все таки произносят - Улманис). Член ВКП(б) с 1928 года (липа это, его задним числом сделали), кавалер 7 орденов Ленина и 2 Сталинских премий. Министр Внутренних дел ЛССР, председатель министров советов ЛССР. Про слабовольность Улманиса он писал уже потом, и про айзсаргов тоже (мой дед был айзсаргом, но умудрился невоевать не за тех, не за других. Правда это его неспасло от Сибири. Но и айзсарги были разные, как и везде).  "Слабовольность" Улманиса - что он неоставил после себя лужу крови, что несомненно говорит только хорошо об этом человеке. И обращение к народу "Я остаюсь на своем месте, вы останьтесь на своем" - многие потом его будут упрекать за это, по сей день идёт полемика, надо ли было сражаться или принять покорно неминуемую учесть. Трудно сказать, что было бы если бы. Но себе он резервных вариантов неприпас (или неуспел) и умер в Сибири. Вилис Лацис, будучи министром, в 41ом подписал сотню приказов о высилке. В 49ом уже десятки тысяч уехали с его подписю. Хотя сам к ним непримкнул, потом он прикрывал под своим крылом "националистических коммунистов" (боролись против руссификации), которых Никита Сергеевич разогнал. Весьма неоднозначная личность.

"Семья Зитаров" - это произведение 1955 года. После войны он многие свои довоенные работы ... подправил, чтобы отвечали линии партии))) В изначальном виде произведение называлось "Старое гнездо моряков", год 1937 кажись. Лацис сам был на Алтае. Его семья бежала от первой мировой. Там он в возрасте 15-16 лет умудрился стать секретарем сельсовета.  То что потеряно в "Семье Зиторов" - описание ужасной действительности новой советской власти, того какой люмпен вдруг стал "старыми революционерами". Етот люмпен и избил, раздел и утопил в проруби старого моряка. "Разве только так можно править и держаться у власти? Настоящая власть и авторитет руководящих немогут держаться на произволе". - перевод мой, но слова его, из той же книги. За такие фразы его Йосиф Виссарионович мог спокойно послать еще раз в командировку на Алтай, может поэтому и воспевал он Сталина, а пожже избавился от них. Пусть писателя судят будующие поколения, да и что там судить - пусть люди делают выводы. Хотя вряд ли)

0
ilia - il1950: 12.08.10 01:37

Место действия другое -Западная Украина 1939 года.Методы  и действия " освободителей"  те-же,что и в Прибалтике(аресты  населения и опустошение полок магазинов).http://www.facts.kiev.ua/archive/2009-10-31/101234/index.html

0
Raitis - ingolf: 12.08.10 03:53

прочитал статью. примерно то же самое. демонстранты, которые отличаються по одежде от местного населения, убийства студентов корпораций, тюрьмы с изуродованными трупами - во время фашистской оккупации выйдет пропагандистская книга "Ужасный год" (Baigais gads) - там много фото доказательств советских зверств. Но тексты уже  фашистские - во всем виноваты евреи.

0
Виктор - nora09: 12.08.10 23:33

1.Шикарные воспоминания...

2. Только что прочел И.Л. Солоневича "Россия в концлагере" (написано и опубликовано в 1933г., у меня 2005г. изд. "РИМИС").

 Крайне всем рекомендую!

 Фактически это "Арх. ГУЛАГ", написаный еще  за 12 лет до посадки Солженицина и за 6 лет до 2МВ.

с.20: "для меня (И.С.) ясно, вне всякого сомнения..ни о какой защите "соц. отечества" не может быть и речи. Наоборот, с кем бы ни велась война и какими бы последствиями ни грозил военный разгром - все штыки и вилы будут воткнуты в спину КА обязательно (и это в 33г.!!!)..каждый мужик и коммун. знают, при первых выстрелах, будут резать председ. колхозов и сельсоветов, а они знают, что будут зарезаны..вопрос об отношении к войне выпирает с такой очевидностью, что здесь не может никаких ошибок.." Ну и расписывается жизнь в СССР, всех слоев населения, был сплошной ГУЛАГ, и крестьяне бедствовали на воле больше, чем имея лагерную пайку.

Не правда ли, очень похоже на книги М.С.Солонина.

0
Виктор - nora09: 12.08.10 23:48

Марк Семенович! Дайте, пожалуйста, три слова сказать , вне темы.

Народ - заходите на http://community.livejournal.com/blog_rkhamitov/

у нас в РБ - новый Президент народу говорить разрешил, и хлынул поток предложений и жалоб. Тысячами и все публикуют!

 Добавлю, что работал с ним 25 лет назад в науке, он действительно Человек и Умница.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2014
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину