18.08.13

Приказы по политморсосу. Северо-Западный фронт

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


12
Комментарии:
0
Андрій - cherkas: 19.08.13 22:42

Коллеги,только у меня возникли траблы??? Сегодня пол-дня не мог зайти на сайт. Уже не первый раз....

0
Виктор - katalins: 19.08.13 22:47

Да, было такое. Может только у нас, в Украине?

0
Alex - alexmf: 19.08.13 23:46

Коллеги,только у меня возникли траблы???

Должен Вас "огорчить", уважаемый Андрiй, но у меня таких проблем не было (возможно проспал :=)).

+16
Виктор - katalins: 19.08.13 22:46

... бережливым отношением к военной технике и вооружению.

Типичная политпропагандистская фраза в РККА, а в советское время "политрабочие" СА писали несколько по-другому: "Бережно относиться к сохранности боевой техники и вооружения, не допустить выходов их  из строя по вине личного состава". Так берегли, что и стрелять толком не умели, и танки водить из-за тщательной "экономии" моторесурса. 

+32
Alex - alexmf: 19.08.13 23:34

(обратите внимание на место составления данного приказа на 17 день войны - М.С.)

Да, впечатляет. Я еще обратил внимание на звание командующего СЗФ: генерал-майор.

 

(у Мехлиса уже хватило ума не призывать ВОЕВАТЬ ЗА Сталина - М.С.)

Да, на это у него ума хватило, а вот на то, что подобное обращение должно по тону отличаться от первомайских призывов - уже нет.

+16
Иван - ghostgray: 20.08.13 22:17

Я еще обратил внимание на звание командующего СЗФ: генерал-майор.

Это генерал-майор Собенников Пётр Петрович, человек с очень интересной биографией. Из "бывших", "из дворян", родился в Кронштадте, Николаевское кавалерийское училище, в Первую Мировую корнет-прапорщик. В РККА - от комвзвода в Гражданскую до офицера штаба фронта в Финскую, зам. инспектора кавалерии РККА с лета 1940, и по совместительству редактор журнала «Красная конница».

Командующий 8-й армией с марта 1941, а с 3 июля 41-го Северо-Западным фронтом. 23 августа 1941 года снят, принимает 43-ю армию Резервного фронта после ее неудачи на Ельнинском выступе. Командует ею на Можайской линии обороны и на реке Нара.

16 октября арестован, до февраля под следствием, лишён наград и воинского звания, приговорён к 5 годам лишения свободы. Ходатайство о помиловании, судимость снята, разжалован в полковники, служит "при Ворошилове", занимается резервами в тылу.

С ноября 1942 года и до конца войны заместитель командующего 3-й армией.
В апреле 43-го генерал-майор, в феврале 44-го генерал-лейтенант.
Завершил войну в Берлине.

После войны зам. командующего войсками округа, в 55−59 годах начальник Высших офицерских курсов «Выстрел».

+8
Alex - alexmf: 20.08.13 23:54

Это генерал-майор Собенников Пётр Петрович...

Спасибо, увжаемый Иван, за подробную справку. Если я правильно понял, командармом он был где-то 3 - 4 месяца, из них дней 10 - в боях (крайне неудачных) с немцами, а сразу после этого стал командовать (в том же звании) фронтом. Коротка же была "скамейка запасных" у Хозяина.

+8
Андрій - cherkas: 20.08.13 02:26

Красная Армия наносит зарвавшемуся хищнику жестокие и изнуряющие его удары.Лучшие немецкие дивизии истреблены нашими войсками.

"Худшие" дивизии немцев через год, очень быстро окружили и уничтожили 3 Советские армии под Керчью, где заправлял(в обход командующего Крымским фронтом) именно Мехлис.И что-то не остался он в тылу, мстить фашистским шакалам за их зверства и  громить и уничтожать фашистских разбойников везде, где только можно,как он пишет в своих душераздирающих постах.

 


Зарвавшиеся фашисты дрожат за свой тыл. Они боятся ваших ударов и ютятся у дорог...

Это просто феерично,воображение рисует каких нибудь бедных циган с табором у дороги...В то время как бойцы непобедимой и легендарной героически брели в лесах и болотах.

+24
Alex - alexmf: 19.08.13 23:51

"Худшие" дивизии немцев через год очень быстро окружили и уничтожили 3 Советские армии под Керчью...

Даже раньше, уважаемый Андрiй. Теми дивизиями руководил некто Манштейн, так что я бы, думаю, не употреблял слово "худшие" даже в кавычках. :=)

+16
Андрій - cherkas: 20.08.13 00:13

Получаеся так,ув. Alex. Если лучшие дивизии разбиты,то остались худшие... :-)

Манштейна я конечно читал,но тут дело не в нем. Много читал в мемуарах что виновным в керченской катастрофе был именно Мехлис.При всем наплевательском отношении к людям,даже Сталин был в шоке.Пишут что по возвращению Мехлиса из Крыма, Сталин сказал ему всего 3 слова."Будь ты проклят".

+48
Alex - alexmf: 20.08.13 00:35

Да, уважаемый Андрiй, мне эта фраза тоже встречалась. И там же (вспомнить бы где) говорилось о том, что для мерзавца Мехлиса это было личной трагедией. Нет, не то, что он угробил 3 армии и обрек Севастополь, а потеря доверия обожаемого вождя вследствие неправильного понимания его, вождя, указаний.

+8
shimon - shimon: 20.08.13 21:33

Те же действия Мехлиса вызвали бы совсем другую реакцию вождя, увенчайся они успехом. А коль скоро не увенчались - указания Сталина были непоняты.

+8
Андрій - cherkas: 20.08.13 02:20

И там же (вспомнить бы где) говорилось о том, что для мерзавца Мехлиса это было личной трагедией.                                               Не помню точно,но по-моему у Симонова .....

+32
Alex - alexmf: 20.08.13 03:22

Да, возможно Вы правы. Там еще была фраза, брошенная Козлову: "Похоже, Вы Мехлиса боялись больше, чем немцев" (и, кажется, Козлов согласился). Помимо личной преданности Сталину, вот такое умение заставить комфронта бояться себя больше, чем немцев, уберегла Мехлиса от гнева и тяжелой руки вождя.
В "Генерале и его армии" Г. Владимова описан куда более мелкий, но не менее отвратительный эпизод с обсуждаемым мерзавцем и его присными. Возможно, это лишь художественный вымысел автора, но в любом случае - очень выразительный.

-44
ffiilliipp - ffiilliipp: 20.08.13 16:47
Комментарий удален
+24
Михаил - mikhail-rom: 20.08.13 18:38

По-моему, Вы в данном случае серьёзно ошибаетесь, уважаемый Филипп: констатация того бесспорного факта, что Л.З.Мехлис был редкостным мерзавцем (и это, по-моему. ещё мягко сказано), никакого отношения к антисемитизму не имеет. "Почему вы отказываете нам в праве иметь своих мерзавцев?"(с)

+16
Alex - alexmf: 20.08.13 19:34

То есть и доказывать ничего не нужно Мехлис и этим все сказано.  Можете еще Скойбеду процитировать

Если я Вас правильно понял, Вы обвиняете в антисемитизме Г. Владимова (да и меня, грешного, коль скоро я упомянул этого писателя) и смешиваете его с такой грязью как Скойбеда, поставив их на одну доску. Где же вы обнаружили антисенитизм у Владимова, которого я с начала 60-х (после "Минуты молчания") считаю одним из лучших советских и российских писателей?

М. Штейнберг, автор книги "Еврейский щит СССР", еврей, как Вы понимаете, не стесняется назвать Мехлиса мерзавцем в упоманутой книге, а мне этого нельзя?

+8
Семен - semen-izdali: 21.08.13 12:23

Возможно, это лишь художественный вымысел автора

Как и все фразы, с  источниками из мемуаров людей, не присутствовавших при произнесении этих фраз.

Хорошо про этих "погоняйл" из Ставки писал Рокоссовский. Хорошему командиру они чаще мешали, а плохому и мешать не нужно было.

0
Alex - alexmf: 21.08.13 19:23

Как и все фразы, с  источниками из мемуаров людей, не присутствовавших при произнесении этих фраз.

Извините, уважаемый Семен, но мне не очень понятно каким образом Ваше замечание соотносится с "Генералом и его армией"? Г. Владимов ведь не мемуары написал, а роман. Упомянутый мною эпизод с Мехлисом мог быть, а мог и не быть в действительности, но сушность этого негодяя и его присных характеризует очень ярко.

В остальном я с Вами согласен. Спасибо за отклил.

+24
Семен - semen-izdali: 20.08.13 02:36

Больше виноват все же командующий (Козлов Д.Т.), хотя обоим "повезло", что в 42-м не расстреливали за подобное.

генерал-лейтенант Ласкин Иван Андреевич:
В тридцатые годы мне пришлось служить в 44-й дивизии, которой командовал Д. Т. Козлов, поэтому мы довольно хорошо знали друг друга. Примерно через год, в конце марта 1943 года, когда он, находясь уже в должности заместителя командующего Воронежским фронтом, прибыл на Курскую дугу, где я был начальником штаба 7-й гв. армии, мы встретились с ним, и Дмитрий Тимофеевич сам завел разговор о его неудаче на Керченском полуострове. Дмитрий Тимофеевич говорил тогда, что и сам чувствовал свою вину, а главное, свою неподготовленность, поскольку с масштабом фронтовой операции он никогда не имел дела. Да к тому же и театр попался необычный: позади Керченский пролив, а с двух сторон — море

Плоха та система, где политрабочий может командовать командирами (рассматривали эпизод 41-го Вашугин - Рябышев).. И не только.

+40
Alex - alexmf: 20.08.13 03:32

Больше виноват все же командующий (Козлов Д.Т.)

Я так не думаю, уважаемый Семен. Главная вина Козлова состояла в том, что он не осмелился позвонить Сталину и доложить о реальной ситуации.
Да, наверное, Козлов не был подготовлен в достаточной степени для проведения фронтовой операции (так же, думаю, как и командующий в июле 41-го СЗФ генерал майор Собенников), но выкатить всю, включая тяжелую, артиллерию на передовую ему бы все же в голову не пришло - такое мог сделать только полный военный профан и самодур Мехлис.

 

 

0
Семен - semen-izdali: 20.08.13 04:11

вина Козлова состояла

Все же виноват.

+8
Alex - alexmf: 20.08.13 07:24

Да, это звучит убедительно. :=)

+24
Павел - pavgod: 20.08.13 18:44

...но выкатить всю, включая тяжелую, артиллерию на передовую ему бы все же в голову не пришло...

Проще было всё это бросить прямо в парках, или на маршах, как в большинстве и делали. Вместе со складами снарядов. Вспомните, как немцы бросали свою тяжёлую технику (под Корсунем, для примера) - полностью расстреляв боезапас. Это не в защиту мехлисов, а просто - посильные рассуждения...

0
Alex - alexmf: 20.08.13 18:37

Да, я Вас понял, уважаемый Павел. Спасибо.

А с мехлисами тут уже немного выше ffiilliipp разобрался. Посмотрите пожалуйста. Мне интересно Ваше мнение.

+16
Павел - pavgod: 20.08.13 19:03

Здесь, как нигде, удачно применим универсальный принцип "13-го удара часов" - неправильный не 13-й, а любой из них, и все вместе.

Главное, что я не принимаю - это презумпцию "незнания", sancta simplicissimus. Руководитель ранга комфронта не может (не имеет права) что-то не знать. Даже если его назначили только вчера, но ведь не из какого-то параллельного простанства ! Он что, карту своего ТВД увидел только в сводках Совинформбюро ? Так и строитель может оправдываться тем, что "не знал, что оно может упасть...", а "рабочие все были из гастарбайтеров, и хозяин - ворюга..."

Не уверен - не берись !

+8
Alex - alexmf: 20.08.13 23:42

Не уверен - не берись !

Совершенно верно, уважаемый Павел. Именно это я имел в виду, ставя Козлову в вину его страх, не позволиший доложить Хoзяину все как есть, в том числе - свою неготовность командовать фронтом.

+32
Павел - pavgod: 21.08.13 02:58

Я хотел бы уточнить.

Если бы Козлов и другие комфронтЫ провалили какой-нибудь "освободительный поход", понесли чрезмерные потери во в целом успешных оборонительных боях, или что-то подобное, можно было рационально обсуждать их успехи  и неудачи. Но здесь идёт речь о таком уровне "провала", которому нет равного в истории. В случае Франции или Польши, поражение в войне не сопровождалось ни тотальным разрушением страны, ни гибелью практически всей предвоенной армии и многих сотен тысяч "мирного" населения. Поэтому для меня верховное руководство страны и высшее командование армии не заслуживает никакого снисхождения и оправдания. Ни один из них. А если ещё принять во внимание то, чего стоили стране  и народам "укрепление обороноспособности" перед войной и "восстановление" - после неё, то тут трудно даже найти подходящие названия. Лично для меня существуют минимум три войны в период с 22 июня 1941 года до мая 1945. То, что в них участвовали во многом одни и те же лица, никак не объединяет эти войны. Никакими "славными победами" генерал "Х" не может искупить катастрофу 1941 года. Даже если бы он  без единой жертвы, как некий Илья Муромец, самолично "сокрушил супостата", то и тогда того, что случилось со страной не вернуть и по сегодняшний день.

+8
Alex - alexmf: 21.08.13 03:21

...здесь идёт речь о таком уровне "провала", которому нет равного в истории...

Мне думается, уважаемый Павел, что этот "рекорд" был основательно побит в том же году под Харьковом.

...для меня верховное руководство страны и высшее командование армии не заслуживает никакого снисхождения и оправдания...

Совершеннейшая правда. Я только не помню, чтобы кто-нибудь здесь их оправдывал. Я лишь возражал против того, что Козлов был больше виновен, чем Мехлис.

 

+22
Егор - wegwarten: 21.08.13 04:15

ну а если учесть по какому счету они же еще и спрашивали за все и за что придется с простых красноармейцев - за какие провинности без лишних разговоров расстреливали по приказам и приговорам, а то и без формальностей, лично и на месте... Да к себе они такой строгости не проявили - ни в жизни, ни  в мемуарах...

+8
Вадим - wwolkoff: 20.08.13 20:06

Ну Собенников был поставлен на фронт впопыхах, в начале июля, когда "перебазирование" СЗФ уже имело место быть. А до того он где-то на армейском уровне командовал. А Козлов получил свой пост, так сказать, "планово".

+8
Don Eujenio - yevgeny: 22.08.13 22:22

Алекс ! Лёва Мехлис - действительно, самодур и мерзавец, никто не спорит. А Козлов чем лучше ? выставить всю артиллерию к передовой - это по-жуковски. Ведь КА тоже готовилась в наступлению. Собирались снимать блокаду Севастополя.

Кстати, Константин Симонов, кажется, именно о Козлове написал что-то вроде того, что тяжело общаться с генералом, который не привык воевать   (намек на то, что "поход" в Иран в августе 41 года - это не совсем та война.

0
Alex - alexmf: 21.08.13 04:25

...выставить всю артиллерию к передовой - это по-жуковски...

Выставил всю артиллерию на передовую, уважаемый Don Eujenio, именно Мехлис, фактически отстранив Козлова.
Но Вы, думаю, подняли интересную АЛЬТЕРНАТИВНУЮ тему (уважаемый Юра, подключайтесь :=)): если бы в Крыму на месте Козлова был Жуков, кто кого бы закакатал под ковер? Кто бы из этих двух мясников скорее бы дозвонился до Усатого?

 

+16
Don Eujenio - yevgeny: 20.08.13 04:07

Очень точное замечание ! (с).

Плохому стратегу постоянно мешает что-то (с)-( М.С.). Вот Козлову мешает театр.  Весной 42 года ему мешало море сзади.

А что мешало ему в феврале-марте 43 года в Харькове ? Когда он, будучи замом Ватутина,  командовал Харьковской группировкой РККА,  которая, естественно была не то что разгромлена, а просто раздавлена немцами. Также естественно то, что сил у немцев было меньше. И мехлиса в Харькове не было. Зато каким-то ИПТАПом командовал полковник А.В. Чапаев. Сын героя анекдотов...

+24
Alex - alexmf: 20.08.13 04:24

А что мешало ему в феврале-марте 43 года в Харькове ?

Полагаю, уважаемый Don Eujenio, то же, что тогда же и там же мешало Ватутину.

+22
Арсений - arseniy: 21.08.13 18:12

Да к тому же и театр попался необычный: позади Керченский пролив, а с двух сторон — море

Звучит как полная некомпетентность. Это примерно как: хорошо немцам - их мало, а наших вон сколько - попробуй размести и отрой для всех окопы. И орудий у нас гораздо больше - попробуй ко всем подвези снаряды.

Было бы желание войско Козлова могло бы там новую линию Мажино построить за то время пока они там торчали.

+16
Артём - indiwolf: 20.08.13 01:50

Товарищи! Гитлер и его банда стремятся истребить, онемечить и поработить все славянские народы, захватить наш хлеб, нашу нефть и кровью советских людей залить нашу Родину. 

Вот и план "Ост" нашелся.

+8
Alex - alexmf: 20.08.13 03:54

Только для органов политпропаганды действующей армии

Передаю текст обращения к нашим бойцам и подразделениям, сражающимся в тылу противника. Отпечатайте массовым тиражом и поручите самолетами забросить в оккупированные районы, где сражаются наши бойцы.

Обращение, таким образом, не предназначалось для глаз и ушей бойцов, находящихся с нашей стороны фронта. Да что там бойцов - командующих армиями, не говоря уже о корпусах и ниже, в известность об этом перле не ставили. Да и командующие фронтами могли прочесть его лишь в качестве членов военных советов!


12

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину