29.05.11

Мрачные тайны (еще одна глава из новой книги "НХК-2")

Самый ошеломляющий результат (несказанно удививший даже меня, хотя о чем-то подобном я пишу уже 10 лет) - это цепочка нулей в графе "уничтожены на земле при первом налете противника". Причем нули-то настоящие, основанные на документах, а две трети от совокупного числа 24 - это цитата из воспоминаний командира 10 САД, напечатанных в 1977 году...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+7
Антон Дронов - antondron: 31.05.11 04:49

Порассуждаю отвязано о Худякове. Я очень сомневаюсь, что "бдительные советские органы" прозевали его перевоплощение из  армянина Ханферянца в русского Худякова. Я взял наугад несколько фамилий 30-х годов 20 столетья из Сборника биографий... Посудите сами: почти все партийные деятели ("литераторы") имеют воровское погоняло.

Сталин - Джугашвили

Ленин - Ульянов

Троцкий - Бронштейн

Свердлов - Янкель

Ягода - Иегуда

Каменев - Розенфельд

Киров - Костриков и т. д. и т.п. Какая-то не партия,  а сплошная "воровская малина". Ну почему, скажите мне на милость, не мог соблазнится на такое и  А.Ханферянц? Тем более что и среди военных тех лет многие носили псевдонимы.

Чекист Лацис - Судрабс

адмирал Исаков - Исаакян

Отца К.К.Рокосовского звали Ксаверий, а маршала величали Константин Константинович

комиссар Розалия Землячка - Залкинд

песатель и комполка Гайдар - Голиков,

да много еще можно перечислять. Я еще и еще раз утверждаю, что при более скрупулезном поиске найдется ответ и на этот вопрос. Ищите и обрящите! Как говорил своим ученикам И.Христос.

 

+4
Борис - tolstyak: 31.05.11 04:48

http://www.armenianhouse.org/gurunts/docs-ru/khudyakov.html

Здесь приводятся данные  о  том,почему  А.Ханферянц  стал  С  Худяковым,записанные  со  слов  его родственников в  Армении

+3
Илья Домбровский - client127: 31.05.11 07:37

Спасибо! Как я и предполагал в начале этой цепочки, Худяков - один из миллионов поменявших в те времена биографию и, зачастую личность, с тем, чтобы не пропасть, а затем, для самых везучих, иногда ещё и карьеру сделать...

+4
Антон Дронов - antondron: 31.05.11 05:04

Спасибо, Борис. Там в записках Леонида Гурунца есть упоминание о том, что дядю и брата вызвали и отвезли самолетом во Владивосток. Иными словами бериевские ищейки уже знали кто есть Худяков, но просто нужны были прямые доказательство - опознание, очная ставка. Они ее получили.  И когда Сталин скомандовал "фас-с-с!" Берия и заплечных дел мастера отреагировали четко. И маршала авиации зарыли в землю. Так надежней, считал Сталин и Берия его поддержал действием.

+7
жора - gosha1: 31.05.11 05:23

Прочитал. Мне лично показалось, что книга косвенно поддерживает тезис Виктора Суворова - не по поводу картины уничтожения авиации, а по поводу того, что могло быть, если бы Сталина не упредили. Дело в том, что "коллективный Сталин" у Марка Семёновича продемонстрировал классическую - даже может быть (за) предельную форму того, что на Западе называют майкро-мэнэджментом (micromanagement). То есть когда глава организации решает всё - вплоть до расписания помывки туалетов во всех филиалах. Этот стиль характеризует полное отсутствие инициативы - aбсолютно все, до кого руки дошли, заняты решением вопроса, который в данный момент беспокоит Хозяина. А если руки не дошли - ну и слава богу. А там посмотрим - может к утру уже и Хозяин другой будет. Вполне возможно, что по своему расписанию бы все аккуратно конверты таки и повскрывали, и таки покатили, побежали и полетели бы куда надо.

Да, а вот та самая чистка командования ВВС - в последнюю, можно сказать, минуту - становится практически центральным вопросом, по моему.

+1
Александр - duxford: 01.06.11 03:54

А почему Вы считаете, что эта "чистка" носила ну прямо  таки судьбоносный характер для советских ВВС лета 41-го?

Что до этого не было жестоких чисток? Только одно перечисление отправленных в отставку главкомов ВВС производит сильное впечатление - Баранов, Алкснис, Рычагов (может быть и пропустил кого-то). А вслед за ними летели (в отставку или пыточный подвал) заместители, начальники управлений, институтов и т.д. - они же работали с "врагами народа"!

А в результате - "Где кончается порядок, там начинается авиация!". Летали мало, матчасть не знали, опыт локальных войн должным образом не изучался, командиры боялись проявлять инициативу даже в простых вопросах, а их уровень подготовки был зачастую страшно низким.

И много ли могли добавить к вышеуказанной картине бардака и неготовности к столкновению с профессиональным и мотивированным противником новые (т.е. всего лишь"очередные") аресты руководства ВВС? Падать-то было уже некуда.

      Вполне возможно, что по своему расписанию бы все аккуратно конверты таки и повскрывали, и таки покатили, побежали и полетели бы куда надо.

Ну да, полетели бы до первой встречи с системой ПВО 3-го Рейха. Мастерство, инициативу и командное искусство надо проявлять в любой войне - и в наступательной (т.е. в своей агрессивной, начатой внезапным нападением) тоже.

+1
жора - gosha1: 01.06.11 05:07

А почему Вы считаете, что эта "чистка" носила ну прямо  таки судьбоносный характер для советских ВВС лета 41-го?

Потому что началась она буквально за считанные недели до начала войны - причём ЛЮБОГО начала войны, когда "коллективный Сталин" уже откладывать его в дoлгий ящик не собирался.

Ну да, полетели бы до первой встречи с системой ПВО 3-го Рейха. Мастерство, инициативу и командное искусство надо проявлять в любой войне - и в наступательной (т.е. в своей агрессивной, начатой внезапным нападением) тоже.


Про малые потери никто - в том числе и В. Суворов - и не заикался. Однако, если Вы эту новую книгу пролистали, то должны оценить вполне адекватные результаты, достигнутые отдельными соединениями, попавшими под удар на ЮЗ фронте, например. Один из основных выводов Марка Семёновича ведь и связан с паническим перебазированием как главным уничтожителем ВВС КА.

+2
Александр - duxford: 02.06.11 01:22

Арест нескольких высших генералов отмобилизованных и боеспособных ВВС любой  армии не должен приводить к катострофической потере руководства системой военной авиации. У каждого из арестованных (пусть они и были самыми лучшими в этом деле) были штабы и множество заместителей - дело подготовки к войне должно было продолжаться (и могло).

Кроме того было множество центральных органов ВВС, задачей которых было именно целеуказание,  организация управления силами авиации и координация их действий.

С началом германо-советской войны ВВС КА показали свою мизерную эффективность и почти полный непрофессионализм ("почти", потому, что были отдельные примеры обратного: Захаров, Федосеев, 55 ИАП и т.д.) не потому, что арестовали (убили) Копца, Таюрского, Смушкевича, Филина и др. В режиме периодического ареста руководства и постоянного поиска врагов в частях и соединениях (сопровождавшегося огромным тасованием кадров) советские летчики начали жить задолго до войны - в мае 1937 года (а может быть и еще раньше).

Прошу прощения, но вынужден повторить: крах ВВС КА в начале войны был предопределен "самым эффективным в мире советским общественно-политичским строем и мудрым руководством партии Ленина-Сталина, создавшей нового человека".

А новая волна арестов генералов не была чем-то из ряда вон выходящим для советских авиаторов. Можно предположить, что в долгосрочном плане (несколько месяцев, полгода) одновременная потеря такого большого числа высших военных специалистов сказалась на качестве управления ВВС. Но КАТАСТРОФА-то произошла в первые недели, максимум в первый месяц войны.

+1
жора - gosha1: 02.06.11 09:12

Ведь я, уважаемый Александр, на абсолютную истину и не претендую. Что было бы, если Сталин опередил Гитлера, мы никогда не узнаем наверняка. Однако,

Прошу прощения, но вынужден повторить: крах ВВС КА в начале войны был предопределен "самым эффективным в мире советским общественно-политичским строем и мудрым руководством партии Ленина-Сталина, создавшей нового человека".

- это как раз то, что я и назвал (за) предельным майкро-менэджментом. При таком стиле никакие - или почти никакие - штабы и заместители пальцем не пошевелят без приказа сверху, так оно (вроде бы) безопаснее. Так что, когда из командной цепи выдирают звенья, никто - или почти никто - не бегает и не пытается дозвониться до штаба революции, чтобы узнать, кто и за что сегодня отвечает. Вспомните таинственную эпидемию исчезновения связи. Мы, в принципе, вокруг одного и того же топчимся - только выводы не совпадают. Я вполне допускаю, что, при благоприятном начале, стремительная и роковая для КА потеря территории не произошла бы - просто глядя на стрелки на карте. Но деньги на это я бы тоже не поставил.

+2
жора - gosha1: 04.06.11 03:58

И еще одна вещь, по этому же поводу:

Можно предположить, что в долгосрочном плане (несколько месяцев, полгода) одновременная потеря такого большого числа высших военных специалистов сказалась на качестве управления ВВС. Но КАТАСТРОФА-то произошла в первые недели, максимум в первый месяц войны.

Следующую цитату я нашёл в биографии Маленкова, написанной Николаевским и изданной под редакцией Фельштинского:

"Как раз в эти дни [осень 1941] Сталин откровенно признался Гарриману, чрезвычайному уполномоченному президента Рузвельта, прилетевшему в Москву для организации помощи: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за советскую власть.. Может быть, будет сражаться за Россию»."

Марк Семёнович тоже ведь писал, что Отечественная Война началась только в 1942 году, когда - ко всему прочему - "преимущества" гитлеровского режима стали очевидными. Однако, на мой взгляд, для этой самой КАТАСТРОФЫ был нужен детонатор. Как в 1920-м году поражение в Польше стало детонатором для анти-большевистских восстаний, так в 1941 году (неожиданное) нападение Гитлера стало детонатором для развала армии и практически всей инфраструктуры власти ближнего тыла.

0
Александр - duxford: 05.06.11 03:54

Уважаемый Жора,

Для решения текущих задач выживания своей диктатуры летом 41-го Сталин был готов прогибаться и отступать даже на деле (вот Польшу снова признал государством!). А уж на словах он вообще готов был стать "белым и пушистым", вот и  пускал  слюни перед дипломатами, жаловался на продажный народ, вспоминал (вдруг!!!), что Россия как страна была задолго до 25.10.1917 и т.д.

Просто ему тогда ну о-очень нужны были поставки самолетов, танков и всего остального стратегического и высокотехнологичного. А взять все это можно было только у проклятых империалистов Америки и Великобритании.

Но простая логика событий, последоваыших за приведенной Вами исторической "жалобой" Главы Правительства СССР посланнику Президента оплота империализма в Западном полушарии, показала, что в то время у Сталина был только один план войны - заставить советский народ воевать одним сплошным террором на фронте, в тылу и за линией фронта. Что и реализовывалось всей государственной и военной машиной с невиданной в мировой истории силой.

Именно поэтому ни о какой России не упоминалось в знаменитых приказах Ставки, именно поэтому диверсанты вроде космодемьянских жгли русские деревни зимой, а подростков в тылу судили за сон у станка после выполнения нормы (пример есть на www.iremember.ru).

Именно поэтому все ордена имени полководцев прошлого учредили только во второй половине 42-го, а Отечественную войну - только в мае 42-го (вроде Совинформбюро трындело именно о такой войне уже почти год?). Именно поэтому никаких танковых колонн "имени Дмитрия Донского" ни в 41-м, ни в 42-м не было. Именно поэтому местоблюстителей патриаршьего престола вызвали в Кремль только в 43-м.

Все у Сталина было логично. Пока " не были выбраны" до последнего человека "основные призывные возраста" у него не было никакой нужды вспоминать о Суворове, Кутузове и русском патриотизме. Какой может быть национальный патриотизм, когда народ должен защищать СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТЕЧЕСТВО.

Ну а для иностранцев ("полезных идиотов") нужен был конечно имидж коммунизма-light, что и сработало на 100%.

0
жора - gosha1: 05.06.11 04:33

Но простая логика событий, последоваыших за приведенной Вами исторической "жалобой" Главы Правительства СССР посланнику Президента оплота империализма в Западном полушарии, показала, что в то время у Сталина был только один план войны - заставить советский народ воевать одним сплошным террором на фронте, в тылу и за линией фронта.

Как известно, до упомянутой Вами же КАТАСТРОФЫ у Сталина были планы воевать - c террором или без - но не на своей территории.

Ну а для иностранцев ("полезных идиотов") нужен был конечно имидж коммунизма-light, что и сработало на 100%.

Во-первых, иностранцы и до и после "белого и пушистого" Сталинa оружие и технологию продавали с большим энтузиазмом (я по этому поводу сам прочитал National Suicide by Antony Sutton с подачи В. Суворова, который на это исследование ссылался). Во-вторых, у того же Николаевского описано, как в октябре 1941 Щербаков в Москве (понятно, не поперёк Хозяину) приказал заменить "За Сталина" на "За Родину" на гвардейских знамёнах. Не для иностранцев суетились, как Вы понимаете.

0
Александр - duxford: 06.06.11 01:08

Как известно, до упомянутой Вами же КАТАСТРОФЫ у Сталина были планы воевать - c террором или без - но не на своей территории.

Мы пока точно не знаем, планировал ли Сталин использовать "помощь Суворова и Кутузова" в освобождении Европы, с которой он всего немного опоздал - Гитлер решил освободить СССР первым.

"Родина-мать"с плаката конечно пригодилась КА и после 22.06, только вот неясно она социалистическая, или типа "вся Россия с тысячелетними корнями"? Судя по тому, что писалась с большой буквы - точно дама родом не ранее 25ю10ю1917.

...в октябре 1941 Щербаков в Москве (понятно, не поперёк Хозяину) приказал заменить "За Сталина" на "За Родину" на гвардейских знамёнах. Не для иностранцев суетились, как Вы понимаете.

Понимаю. Только процесс перехода пропаганды от "враг вероломно напал на первое государство рабочих и крестьян" до "с нами наши великие предки, вспомним героев Бородина и Севастополя" шел как-то уж очень медленно - занял почти 2 года - вождь явно не торопился, пока неплохо работали комиссары и заградотряды, да и мужиков для призыва хватало.

Пожалуй "братья и сестры" просто вырвалось 3.97.41 у него в порыве страха, а потом дело у Верховного вроде заладилось, темп Блицкрига (в целом) упал - зачем вспоминать такие "ляпы"?

Во-первых, иностранцы и до и после "белого и пушистого" Сталинa оружие и технологию продавали с большим энтузиазмом

К сожалению, летом 41-го налаживать отношения с потенциальными кредиторами всего необходимого для войны надо было  не просто с нуля. а после двух лет активной пропагандистской борьбы с "поджигателями войны" и выражения "глубочайшего удовлетворения успехами германского оружия в Европе".

Для этого образ отмороженного пролетарского государства явно не годился - надо было сдавать назад, прежде всего при выборе слов для ушей дипломатов тех самых "поджигателей".

0
жора - gosha1: 06.06.11 22:58

Мы пока точно не знаем, планировал ли Сталин использовать "помощь Суворова и Кутузова" в освобождении Европы, с которой он всего немного опоздал - Гитлер решил освободить СССР первым.

Думаю, что нет. То есть, если бы не Барбаросса, то был бы это интернациональный поход объединять пролетариев. Цитату из Николаевского, которая, кстати, была записана в дневнике Гарримана (если не ошибаюсь), я интерпретирую как абсолютно искреннее душеизлияние Хозяина. Мне лично кажется, что, по логике вещей, он в то мрачное время больше доверял людям из ближайшего окружения Рузвельта, чем людям из своего собственного ближайшего окружения.

Только процесс перехода пропаганды от "враг вероломно напал на первое государство рабочих и крестьян" до "с нами наши великие предки, вспомним героев Бородина и Севастополя" шел как-то уж очень медленно

Так что же Вы хотите от чистой импровизации? Вы здесь, пожалуй, мою точку зрения косвенно поддерживаете, что Родину Мать Хозяин не от хорошей жизни вспомнил.

К сожалению, летом 41-го налаживать отношения с потенциальными кредиторами всего необходимого для войны надо было  не просто с нуля. а после двух лет активной пропагандистской борьбы с "поджигателями войны" и выражения "глубочайшего удовлетворения успехами германского оружия в Европе".

Вы - извините за отвлекающий манёвр - скандал с Иран-Контрас в США не помните в 80-х? Весь шум был из за того, что Вице-президент Буш (старший) провёл вне-ведомственную операцию в обход Конгресса и всех остальных официальных структур. Суть самой операции роль не играет - она была просто незаконна, и всенародным стрелочникам мало не показалось таки, наверное. Так вот в National Suicide by Antony Sutton (В. Суворов, конечно, это у него раскопал и тоже в книжку вставил) упомянуто такое же вне-ведомственное соглашение между людьми Рузвельта и людьми Сталина (только 4-е человека, включая самого Рузвельта, с американской стороны) об обмене военной информации по Дальнему Востоку. Подписано в 1938 году и продолжало оставаться в силе даже после подписания Пакта в Москве в августе 1939. Не знаю как Вы, но я подозреваю, что если б это всплыло, скандал был бы намного хуже, чем Иран-Контрас.

0
Александр - duxford: 07.06.11 01:44

Так что же Вы хотите от чистой импровизации?

Ну, как  качественно Коба умел импровизировать в масштабе всей своей огромной империи мы прекрассно знаем по "трем планам т.Сталина" - надо ускОрить войну? - сделаем, даже агитационные плакаты успели напечатать. А тут все тянул да тянул с "народной войной" и ее аттрибутами (ордена, герои, погоны, Патриархат).

Кстати о плакатах. Помните у В.Суворова письмо от фронтовика с описанием процесса уничтожения остальных (помимо Матери) плакатов по спецприказу утром 22.06? Может быть на них Суворов звал русских богатырей снова  в Швейцарию на Чертов мост? - чем не версия?

 

0
жора - gosha1: 07.06.11 05:44

Ну, как  качественно Коба умел импровизировать в масштабе всей своей огромной империи мы прекрассно знаем по "трем планам т.Сталина" - надо ускОрить войну? - сделаем, даже агитационные плакаты успели напечатать. А тут все тянул да тянул с "народной войной" и ее аттрибутами (ордена, герои, погоны, Патриархат).

Товарищ Сталин всё таки был вполне созревшим к 1941 году большевиком-ленинцем. До тех пор всепобеждающая теория Марксизма-ленинизма и все её интернациональные прелести была для него исключительно плодотворна. Мне кажется, что, даже для такого гибкого коммуниста как т. Сталин, поворот самосознания в этом аспекте на все 180 градусов вполне мог быть небезболезненным... Тем более, что, со 2-й половины июня 1941 года, количество нерешённых задач ежедневно нарастало в геометрической прогрессии. Тут даже у гения всех времён и народов рук на всё сразу, наверное, не хватало.

+1
stopper - stopper: 31.05.11 14:24

 почему не самый простой вариант: взяли копца 22 и увезли "куда следовает". по плану. а июльская дата смерти подсказывает когда забили. молодой был, вероятно горячий, жизнью неломаный. в несознанку пошел и получил под горячую руку. в июле стало все предельно ясно, церемониться нечего. до формального осуждения не дожил. а как повернуть смерть - можно отложить до более спокойных (послевоенных) времен.

дело копца кто-нибудь видел? может что сохранилось ...

+6
Северянин - nordman: 01.06.11 00:44

Конечно, большинство умеющих читать и понимать написанное знали или предполагали что-нибудь подобное, но когда обдает этакий "жар холодных числ", становится не по себе.  Сказка об "эффективном манагере" превращается в триллер. Ужас бегства, когда бегут (бросая матчасть) не от врага даже, а от ответственности. Многие из бежавших (уверен в этом), скорее всего, легко встали бы в атаке в полный рост, но оказались не в силах даже в мыслях поволить себе, чреватую слепой карой, самостоятельность в действиях.

Вспоминается читанный где-то эпизод из строительства Норильского комбината. Первая партия оборудования, ради рапорта правительству была в навигацию 1935 года завезена в тундру, где не было не то что складов, а даже навесов. Зимой все оборудование занесло снегом, сугробами до 5 метров, а весной все было промочено талой водой. Это оборудование было закуплено на Западе   за хлеб отнятый у крестьян в голодные 31-32 годы.       Там тоже все были вменяемые люди и прекрасно понимали, что делают, но не выполнить нелепый приказ, отданный нелепыми менеджерами, значило стать "врагом народа".

 Печальнее всего, что сейчас на наших глазах повторяется сеанс фокусов с ручным управлением, когда, вещающему глупости начальнику, с открытым ртом внимают готовые на все исполнители.  Они с облегчением примут любое указание, даже если не собираются его выполнять т.к. будут ждать новое. Зато теплое местечко останется с ними.

+8
URA - tsusima05: 01.06.11 22:47

В таблице, предоставленной Марком Семеновичем, выделяется 33 ИАП. На 22.06.41. имелся 31 самолет, из которых 4 сбито в воздухе и 27 уничтожено (повреждено) на аэродроме. Канувших в неизвестность - не имеется.

Вот интересно, полк действительно потерял за один день всю мат.часть или же комполка на пару с комиссаром, смогли так ловко отчитаться, что Худякову и изобретать ничего не пришлось?

+10
grove - grove: 02.06.11 16:56

Считается, что в этом отрывке идет речь про командира 33 ИАП Н. Акулина:

 — На вероломство все сваливаем? Объективные причины, говоришь? Правильно, в любой войне много объективных причин для победы или поражения. Были и у нас объективные причины отступать от Бреста до Москвы, от Карпат до Крыма. Ты, кстати, где войну начал? На Кавказе, говоришь? А я, брат, у того самого Бреста 22 июня утречком раненько начал воевать. Первые бомбы в этой войне на наш аэродром, наверно, посыпались. А на аэродроме — три полка. В двух полках самолеты, как на параде, крыло в крыло, стоят. А наш командир... Молодой парень, но уже успел в Испании побывать и в академию... Как раз после академии, в мае сорок первого, к нам пришел. Так он нас — и летчиков, и механиков, и БАО — как мог задействовал. Для своего полка мы за месяц каждому самолетику капониры отрыли, рассредоточили машины. Щели, укрытия для людей подготовили. Одному начальнику не понравилось: «В соседних полках — порядок, самолеты — как по линеечке, а у вас что?» Командир ему объясняет, что «в случае налета вражеской авиации» и так далее... А тот свое: «Война — другое дело». Командир ему опять: «Мы военные летчики и должны быть готовы к войне в любой момент». А начальник свое: «Вот и учитесь — летайте, стреляйте, а на аэродроме чтобы был порядок, иначе...» До смешного [28] доходило: как только узнаем, что начальство едет, — самолеты из капониров на стоянку и — по линеечке. Уезжает — снова в капониры. А соседи над нами смеются: «Ишаки «ишаков» возят». Они вроде вас, на «яках» уже летали, а мы и тогда на И-16. Ну, а в капониры и обратно, сам понимаешь, чтобы ресурс на рулежку не тратить, возили аэропланчики своими руками, «ишачили». Смешно? — спросил сосед и сам себе ответил: — Смешно... Только вот потом им грустно стало. А мы, хотя и не смеялись, зато воевали. От тех двух полков при первом же налете осталось... — летчик помолчал, вспомнив, видимо, весь трагизм июньского утра сорок первого. Потом подтянулся руками к изголовью кровати (у него тяжело были ранены обе ноги), сел, достал из-под подушки папиросы, закурил и так же спокойно, без надрыва, который был бы простителен ему при этом рассказе, продолжал:

— А наш командир, светлая ему память — погиб он к концу дня на пятом вылете, — поднял сразу же после налета почти весь полк в воздух. И хоть на «ишаках», а дали мы им чертей. Трех «юнкерсов» и четырех «мессеров» — в первом же вылете. А к концу дня, хочешь, лейтенант, верь, хочешь нет — на счету полка было восемнадцать гадов. Мы... командира потеряли и еще троих ребят. Вот теперь и рассуждай, где твои объективные причины, где — субъективные, коль скоро ты философскими категориями заговорил... Я с тобой согласен — много мы от этого фашиста натерпелись и по объективным причинам. Но представь себе, что каждый командир полка, я не беру выше — не тот у меня чин, но повторяю: если бы каждый командир полка готовился к этому самому «вероломному нападению» так же, как наш, — а он, кстати, не единственный такой был — увидел бы ты при первом же налете десятки искореженных, а вчера еще новеньких, только с завода, истребителей? А если бы половина из них взлетела в воздух и поработала так же, как наши «ишаки», сбив на полк хотя бы по десять, по пять фашистских самолетов в первый день, как ты думаешь: случилось бы то, что случилось? На объективные причины сваливать легко... Командир учил нас не только летать. Он учил мыслить категориями войны, реальных боевых действий. И главное — учил воевать не с абстрактным противником, а именно с фашизмом... Во время таких разговоров я, честное слово, забывал [29] о боли в спине. Слова соседа, летчика, старшего по возрасту, опыту боев, давали богатую пищу для размышлений. И нельзя было не согласиться, что многое на войне зависит не от старшего начальника, не от кого-то другого, а именно от тебя, от осознания своего места в этом огромном трудном деле.

 

Шевчук В. М. Командир атакует первым. — М.: Воениздат, 1980.

http://militera.lib.ru/memo/russian/shevchuk_vm/02.html

UPD: Скорее всего этот отрывок все-таки не про Н. Акулина, т.к. по ОБД Мемориал летчиков с такой фамилией, погибших 22 июня 1941 г. нет. А в базе Подвиг Народа Н.И. Акулин комполка 33 иап есть, в соответствии с приказом № 0257 от 2 ноября 1941 г. его наградили орденом Красного Знамени, в наградном листе указано, что он майор и  "лично сбил 1 Х-111".

+30
admin - admin: 02.06.11 18:26

"В документах 33 ИАП обстоятельства объявления боевой тревоги описаны самым удивительным образом: "1. В 3-10 22 июня 1941 г. на аэродроме Куплин была объявлена боевая тревога. Причиной объявления тревоги являлось то, что неизвестный самолет произвел налет на аэродром Куплин и открыл стрельбу по новостроящемуся аэродрому Пружаны и по северной окраине города Пружаны". (254)

       Что за "буревестник" носился в предрассветной мгле над Пружанами и аэродромом Куплин (4 км северо-восточнее Пружаны) - на этот вопрос у меня нет даже предположительного ответа. В любом случае, потерь на земле не было, и 33 ИАП был своевременно разбужен: "2. Полк в составе 31 самолет (из них 25 И-16 и 6 И-153) был подготовлен для боевых действий и рассредоточен по-эскадрильно на аэродроме Куплин. Личный состав полка находился до объявления тревоги в расположении лагеря, а после объявления - у самолетов, ожидая сигнала вылета для отражения налета бомбардировщиков и истребителей противника". (254) 

Боевые действия 33 ИАП продолжались шесть часов, с 4 до 10 утра. В составленном 29 июня 1941 г. за подписью начальника штаба полка майора Шевякова докладе "О работе 33-го истребительного авиаполка в период 22-28.6.41 г." события этих часов распадаются на следующие четыре эпизода:

"…а) В период 4-41 до 5-20 подразделения полка произвели вылеты на перехват самолетов противника в районе Куплин, Брест, Кобрин (сопоставляя эту запись с другими свидетельствами, можно предположить, что именно во время этих вылетов командир эскадрильи ст. лейтенант Нюнин сбил в районе Бреста один самолет-разведчик противника - М.С.)  

      б) С 5-55 по 6-55 полк в составе эскадрильи произвел вылет навстречу 18 самолетам Хе-111, шедшим под прикрытием 3-х самолетов Ме-109 с кобринского направления на Пружаны. Ввиду превосходства сил противника в воздухе бомбардировщикам удалось сбросить бомбы на юго-восточную окраину аэродрома Куплин и северную часть г. Пружаны и уйти курсом на Брест. В результате бомбардировки сгорели на земле: 1 МиГ-1, 1 И-16, 1 УТИ-4, 1 Ут-1, выведены из строя 1 МиГ-1 и 1 У-2 (т.е. фактически полк потерял один-единственный боевой самолет, "миги" в этом полку освоены не были и практической ценности утром 22 июня не представляли - М.С.).

Убитых 7 человек (в т.ч. 1 летчик), ранено 6 человек (в т.ч. 1 летчик). Не вернулся после воздушного боя один самолет И-153, пилотируемый лейтенантом Гудимовым (далее в докладе сказано, что Гудимов в этом бою сбил два "хейнкеля" Не-111; в мемуарах Белова и других послевоенных публикациях сообщается, что Гудимов совершил воздушный таран и погиб - М.С.) После воздушного боя с бомбардировщиками полк произвел посадку на свой аэродром и готовился к боевому вылету.  

       в) В 8 час. 50 мин. 22.6.41 г. на аэродром неожиданно бреющим полетом произвели налет 18 самолетов Ме-109. Взлететь нашим самолетам не удалось в виду несообщения постами ВНОС и позднего обнаружения их. В результате штурмового налета, длившегося около 40 минут (цифра абсолютно нереальная, как по запасу бензина, так и по боекомплекту "мессершмитта" - М.С.), было подожжено и сгорело на земле: 10 И-16, 2 И-153, повреждено 11 И-16, 3 И-153. В людском составе потерь не было. Остались неповрежденными: 3 И-16, 1 У-2, 1 Ут-1

       г) В 10-00 при появлении бомбардировщиков Хе-111 в районе Кобрин, Стригово было поднято в воздух оставшееся звено И-16, которое произвело воздушный бой. В результате боя не вернулся на свой аэродром один самолет И-16, пилотируемый ст. лейтенантом Лысенко, и два самолета И-16 были выведены из строя.* Бомбардировщики противника ушли с курсом на Барановичи…

       В виду уничтожения материальной части, для сохранения личного состава и боевых экипажей полка, весь летно-технический состав был посажен на автомашины и отправлен в 21-00 22.6.41 г. в гор. Пинск, куда начал прибывать к 12-14 часам 23.6.41 г…" (254) 

... Первый налет вражеской авиации на аэродром 33 ИАП происходит лишь через два часа после фактического начала боевых действий - достаточно красноречивая иллюстрация того, что хилых сил люфтваффе не хватило для одномоментного удара даже по ближайшим к границе аэродромам советских ВВС.

      Разгром 33 ИАП состоялся на три часа позже и лишь потому, что во время штурмового налета немецких истребителей никакого сопротивления им оказано не было. Примечательно, что в Боевом донесении № 1 "мессершмиттов" только 9, а удвоились они позднее, в докладе штаба полка от 29 июня.

Оценивать факт беспрепятственного расстрела боевых самолетов можно по разному, но не приходится спорить с тем, что на И-16 тип 5 вступить в бой с блокировавшими аэродром новейшими "мессерами" было равносильно героическому подвигу (или самоубийству).

Как бы то ни было, безвозвратно уничтожено на аэродроме Куплин было всего 13 самолетов (11 И-16 и 2 И-153), а 14 поврежденных теоретически могли быть восстановлены, если бы обстановка не вынуждала покинуть аэродром, к которому (в данном случае - вполне реально!) приближались немецкие танковые колонны.

       Покинул свой аэродром 33 ИАП в большом беспорядке...  В докладе начальника штаба 33 ИАП майора Шевякова (составлен не ранее 6 июля) читаем:

"…4. Учебные пособия - как в лагсборе на аэродроме Куплин, так и в гор. Пружаны, оставлены в местах базирования

5. Запасные части и оборудование к самолетам (стремянки, колодки, (неразборчиво - М.С.), запчасти для текущего ремонта), находящиеся в каптерках - оставлены на месте

6. Из вооружения оставлены: один учебный пулемет БС, 500 патронов к ШКАС, станковый пулемет "Максим" и 46 фотокинопулеметов (!), из которых часть была уничтожена при бомбардировке, а часть оставлена

7. Командиру 197 БАО батальонному комиссару Карпухину было приказано при отходе частей КА уничтожить или взорвать все штабное имущество, склады, бензо- и бомбохранилище". (258) 

       Непонятно - почему майор Шевяков решил, что батальонный комиссар Карпухин задержится на аэродроме Куплин хоть на минуту дольше, чем сам майор..."

 

 

 

0
grove - grove: 02.06.11 19:30

спасибо, Марк Семенович!

я чуть ранее дополнил свой комментарий по поводу личности командира 33 иап, из этого дополнения ясно, что он не погиб 22 июня. Вывод о том, что речь в отрывке идет про 33 иап скорее всего сделан на основании того, что в 33 иап были одни "ишаки", а в соседнем 123 иап были еще и Яки. Располагались они, правда, на других аэродромах...

В общем, с цитатой ясно, что ничего не понятно. Либо раненный летчик говорил про другой полк, либо автор мемуаров так запомнил, либо это "конфабуляция".

+6
admin - admin: 02.06.11 22:10

Мы не знаем, что говорил "раненный летчик". Вы привели отрывок из книги, написанной советскими "литнеграми" в 80 году. Летчики говорят на сайте "Я помню", но и там они говорят о том, что помнят, а не о том, как было на самом деле (и очень многие из них лекции в "красном уголке" помнят лучше, чем события 70-летней давности). Увы. Раньше надо было бы спрашивать

0
grove - grove: 02.06.11 23:30

мои раньше не говорили, а теперь их нет...

0
URA - tsusima05: 02.06.11 20:41

Вот это - ОТВЕТ!!!

0
Борис - tolstyak: 02.06.11 04:20

Если предположить,что полк,описанный в  книге Шевчука-33  ИАП,получается классическая иллюстрация к "На мирно  спящих аэродромах"

Судите  сами  В полку толковый командир,пришедший в  мае 1941 года  Полк  сбил,но  ни  заместителя,ни  комэсков  толковых  подготовить не  успел Погиб на пятом вылете в  первый  день  войны  Управление полком потеряно,начинается истребительное перебазирование без  истребителей

+16
Сергей - zakaton: 03.06.11 01:04

Да, с воспоминаниями - дело не простое... сейчас уже установлено, что мозг работает весьма своеобразно производя реконструкцию событий. Полностью ни одно событие, которому человек был свидетелем - не запоминается. Мозг фиксирует как бы решётку - основные факты события, а второстепенные детали - стирает. Когда нужно событие воспроизвести, то "ячейки" в решётке заполняются кусочками информации, которые в мозгу есть всегда (набор устойчивых образов). Это и есть воспоминание о виденном много лет назад событии - так, если вспоминаете семейное событие бывшее 20 лет назад и своего, скажем, папу - то образ его будет формироваться частями постоянно хранящейся мозгом информации о нем, а не реальной имформацией (как он выглядел на тот момент именно), потому что мозг её уже стёр.

Поэтому, к примеру, если вам человек в мемуарах описывает визит к Сталину в кабинет - нет никакой гарантии что он сообщит вам о Сталине ( его внешнем виде, реакциях, поведении, сказанных фразах) - абсолютно достоверную информацию. Другой человек бывший в тот же момент и в том же месте - будет рассказывать несколько иначе, потому что у его мозга - своя "решётка" и свой материал для заполнения "ячеек". Поэтому свидетельства очевидцев об одном и том же событии часто расходятся, а недоверять в мемуарах - надо именно мелким деталям, которые человек много лет спустя приводит по памяти.

Вследствие этого и сопоставлять некоторые показания получается бессмысленным - незачем сравнивать две версии, когда обе неправильны.

0
Андрей - meetin: 03.06.11 04:35

Сергей, Вы талантливо описали анализ допроса, с точки зрения следователя. Хотя при научном исследовании, как и при допросе, может ставиться цель - достижение истины, но разница в том, что при научном исследовании эта цель ставится обязательно, а при допросе - нет. В этом и отличие исследователя от следователя.

 

0
Тимур - timur: 08.06.11 15:51

Позволю небольшое дополнение-штришок. Кажется в 2010 г. по какому-то каналу показали коротенькое интервью ветерана. Мне врезались в память его слова, потому что сразу покоробили. Он тоже ВСПОМИНАЛ (дословно его слова): "был выпускной, прихожу домой под утро, светает, мать плачет. Спрашиваю: что случилось? Мать отвечает: война". Достаточно вспомнить, когда по времени выступил Молотов, чтоб усомниться. А с другой стороны сидит седой старик и говорит такое. Я не сторонник конспирологических версий, мол старик куплен, заслан и т.д. Просто, предполагаю, 70 лет промывки мозгов - "22 июня, ровно в 4 утра, Киев бомбили, нам сообщили, что началась война" - привели к тому, что он и сам поверил во все эти басни. Отсюда и такие "воспоминания": прихожу под утро, а мать уже знает, что война.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину