20.02.12

Это не реклама

Настоятельно рекомендую тем, кто живет в Москве и рядом, рано утром во вторник, 21 февраля занять очередь у газетного киоска и купить свежий номер еженедельника "Военно-промышленный курьер"...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
-8
- : 21.02.12 00:28
Комментарий удален
+40
admin - admin: 21.02.12 00:45

Я не "несколько", а совершенно оторван от той жизни, которой живут тупые угрюмые люди, не понимающие смысл слов "юмор", "ирония", "самоирония"...

+50
Andriy - alt: 22.02.12 10:56

Может  надо было смайлик добавить вместо того, чтобы обвинять людей в тупости, угрюмости и отсутствия чувства юмора. А то складывается впечатление, что Вы, Марк, "воспитывались без гувернантки"  :)

-4
Михаил - mikhail-rom: 22.02.12 12:57
Комментарий удален
+21
Andriy - alt: 22.02.12 13:30

Увы, Михаил, есть ряд объективных ограничений, не позволяющих мне заменить "вышеупомянутую" гувернантку. Эти причины включают, но не ограничиваются нижеперечисленными пунктами:

По моему гувернантки не было вовсе - так что некого заменять :) .

Я не женщина (а пол менять как-то не хочется :) )

Обучать вежливости нужно в детском возрасте, а Марк постарше меня будет (а я уже дедушка).

Да и профиль у меня не  тот - могу вылечить от недержания мочи, а от хамства и высокомерия - увы нет (это не шутка, по поводу недержания можете навести справки в Институте урологии в Москве, там подтвердят)

 

+1
Сергей - petrs: 24.02.12 03:21

Будучи воспитанным без гувернантки, никогда не ставлю ненадобных двоеточий, скобок и "смайликов". Надеюсь на благоразумие читателя. (Не хочу думать, что надеюсь зря.)

+20
Виктор - nora09: 21.02.12 01:42

     Ой, я как раз успел билеты купить на самолет, спецрейсом  за журналом ВПК,  :))

я  буду карты   смотреть,  да  статью читать,  на спектакле Гафта о сталинщине    

http://www.youtube.com/watch?v=R5qGJNWoblY

+33
Виктор - nora09: 22.02.12 00:16

Сограждане по блогу!

Да что же Вы все "минуса"- то  ставитете?

1. Я лично, да и 99,9% людей на блоге (полагаю даже "противные противники" тоже, им для критики и знаний)  - будут искренне рады появлению новой статьи М.Солонина. Тем более в ВПК.

2. Ни в какую Москву я поехать не могу, но мечтаю(!), а статью прочту обязательно...

3.Дарю Вам ссылку на ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ спектакль (мне самому подарил хороший Человек), а  тема спектакля. я уверен, всем здешним людям будет интересна. В характере и сути Сталина и сталинщины есть многие ответы по всем нашим вопросам и 41г. и сегодняшней России.

 Шутите чаще - жизнь коротка и полна проблем...

спасает краткость бытия...


мы похожи на капельку дождя...
она живет, пока летит ...

+18
Сергей - petrovich: 21.02.12 16:19

Я плюсанул.)) Сдается мне, это Марк Семенович своей реакцией на первый пост пример подал.  Вот и кинулись"мочить в сортире" подозрительных.  Жду своих минусов.))

+16
stopper - stopper: 21.02.12 15:44

во первых - категорически РЕКЛАМА!

во вторых - всем немедленно на сайт впк -

http://vpk-news.ru/articles/8636

смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО.

в третьих - МС - ПОЗДРАВЛЯЮ!

+32
Kiy - kiy: 21.02.12 16:12

Поправка: Не № 7 (242) от 22-28.02.2012 г. а № 7 (424) от 22-28.02.2012 г. Это номер дела 242.

Спасибо М.С. за открытие. О сколько нам открытий чудных еще готовит наш архив!

+20
Антон Дронов - antondron: 21.02.12 16:44

"...Еще нам всем мозги попудрят, Еще посмотрим сивых рыл!"

Спасибо Земляк аж из под... (Киева?)

+4
admin - admin: 21.02.12 17:59

Спасибо. Исправил.

Да, в статье я перепутал "право" и "лево" почти на всех флангах. Прошу простить

+22
Антон Дронов - antondron: 21.02.12 17:16

Привет ВСЕМ. Ну Марк Семенович, ну брат и порадовал ты меня!!! Такая находка, что в пору медальку тебе на грудь!. Спасибо, родной, спасибо!

Эти, как ты говоришь гипотезы, (или одна) вполне реальны, поскольку не все так как пишется, происходит в самом деле. И 24-го мая  Сталин, наверное, дал хорошего пенделя всем кого прегласил "под горячую руку".  Тогда и очень с большой степенью достоверности можно коментировать Дерективу №1 от 21.06.41. Почему она такая туповатая и безинициативная. Боялись, ох как боялись месячной давности грома небесного, пардон розноса Сталинского господа-товарищи маршалы и прочие генералы. Тогда становятся объясномо понятные робкие заявления, что "Гитлер напал (застал нас) в расплох". А как еще можно застать сомневающихся трусов с генеральскими лампасами?

Ладно, не буду усугублять и судить строго - я там не был. Да если бы и был, окромя "геройской гибели" мне ничего не светило. Правда в НКВД сразу же "засумлевались" - а кто это видел? Сейчас более всего под суд истории следует привлекать шелковых описателей истории 2-МВ от СССР -России-Украины и "иже с нимипримкнувшийшипиловы"

Спасибо, тебе Марк Семенович,  за то, что не забываешь нас и радуешь новыми открытиями!

+24
stopper - stopper: 21.02.12 18:30

просьба выложить карты в максимально высоком разрешении на сайте для просмотра и скачивания

а на медаль действительно нужно всем юзерам скинуться

+25
Виктор - nora09: 21.02.12 18:45

1.Материал сенсационный! Поздравляем!

а вот выводы...

2. С последним абзацем - я совсем не согласен.

Пожалуй и с "гипотезой" - т.е. 4 последних абзаца- тоже  не соглашусь.

Свою версию предложить - не готов... слишком "сильные новости".  Я не верю в возможность варианта - "Сталин сам отдает право первого удара немцам".

+9
жора - gosha1: 22.02.12 00:12

Согласен. Мне убедительнее кажется мотив альтернативного плана - на случай упредительного удара противника, который, наверное, с каждым днём и каждой новой сводкой ГРУ выглядел всё более вероятным. К тому же этот абзац, по-моему, противоречит странным событиям середины июня на Западном фронте, описанным в Трёх планах тов. Сталина.

+16
Евгений Лысенко - genlys: 21.02.12 18:45

Марк Семёнович, хотел поделиться любопытной картинкой, но не удаётся ввести код подтверждения. Пробовал раз 10 - всё время неправильно. Сбой на сайте или у меня?

+8
Алекс - alexf: 21.02.12 19:20

"...Если с первого раза не получилось - парашютный спорт не для вас (с)..." :)
Попробуйте загрузить картинку (если вдруг она уникальная) на любой специализированный сайт (тот же, извините за грубость, радикал.ру ) и выложить ссылку...

+8
admin - admin: 21.02.12 20:37

напишите мне письмо (солдатский "треугольник" справа внизу), разберемся

+1
stopper - stopper: 21.02.12 19:26

(баграмян) ково в мае:

получает оперативную директиву на случай внезапного нападения. глубина обороны определяется в 50 км.

1-й зам командующего ково проводит командно-штабные учения в котором "штабы армий получили много полезного в области планирования и ведения армейской наступательной операции"

+1
admin - admin: 21.02.12 20:39

Суп с цементом - это и не еда, и не стройматериалы.

Здесь (на этом сайте) не обсуждают байки 50-летней давности.  Здесь публикуют и обсуждают ДОКУМЕНТЫ

+16
stopper - stopper: 22.02.12 01:35

баграмян наврал? если нет, то до середины (?) мая продвижение допускается на меньшую глубину. а затем резко, в три-четыре раза более. вопрос.

другой - после вновь открывшейся кши, получили ли штабы округов скорректированные директивы, проводили ли в свою очередь сборы нш объединений?

+8
victor - vicaliss: 22.02.12 02:02

Баграмян писал, что штаб КОВО отправил отработанные директивы на утверждение в Генштаб, только назад не получили , не успели.

Вот тут и разгадка сумятицы июня 1941 года.  

+8
stopper - stopper: 22.02.12 02:27

не так:

"15 июня мы получили приказ начать с 17 июня выдвижение всех стрелковых корпусов второго эшелона...еще в начале мая мы провели работу... осталось только дать команду исполнителям."

0
Сергей - petrovich: 22.02.12 18:12

Баграмянские воспоминания - вообще местами бред сивой кобылы. Если человек, к примеру, Т-26 к быстроходным танкам относит, как-то слабо ему веришь и в остальном.

+14
admin - admin: 22.02.12 04:02

Статья уже выложена на сайте ВПК

http://vpk-news.ru/articles/8636

причем с возможностью просмотра карт в увеличенном масштабе

+8
Richard - frankott: 22.02.12 05:13

масштаб  карт  разрешите   уточнить? 

+14
admin - admin: 22.02.12 17:54

Как это сделать, после многократных сжатий-разжатий? И, главное, зачем? Расстояние между Брестом и Ковелем, Ковелем и Люблином можно посмотреть по любой географической карте

+20
Richard - frankott: 22.02.12 19:41

Просто  посмотреть масштаб  на карте. 

Высшие  штабы  используют  несколько  масштабов карт,для разных целей.

Посмотреть можно по любой  карте,разумеется. Но вот  на карте  какого масштаба  выполнен этот графический документ-важно.

0
admin - admin: 24.02.12 03:47

Нет, этого я не записал. По размеру - карты 1,5*2 метра. Если не больше

+16
Андрей - meetin: 22.02.12 18:40

Спасибо автору. Очередное спасибо и vpk. Что сегодня возможно разложить по полочкам, разложено по полочкам. Где пока возможна лишь гипотеза, так и сказано: "гипотеза". А гипотеза - штука такая, заставляющая...  Ну, понятно что. Могут завтра и полочки другие понадобиться. Спасибо, Марк Семенович. Действительно: Новости.

+16
Иван - serjio-12: 23.02.12 09:04

А если сравнить модели штабной игры на этих картах с реально произошедшим в первые месяцы войны?

Вот где поле деятельности для историков (мечта)...

Да только не дождаться такого от товарищей гареевых, сидящих на архивах, которые вечно "опровергают клеветников".

Напрямую понять логику Сталина из этих карт едва ли возможно: если он планировал "заманить тещу в угол", то зачем стаскивал всю армию и вооружения к границе, причем без малейших признаков создания будущих "котлов" для вражеской армии? А ведь логика в этих игровых планах несомненно была, причем наверняка логика агрессора: едва ли его пугала реакция Лиги Наций, например - после "белофиннов", или там Судетских событий.

Но первое впечатление все же возникает. И связано оно с фактором времени. Точнее говоря, с острейшим его дефицитом, возникшим после 22 июня 1941 года: возможно, Сталин планировал непосредственное начало боевых действий на более позднее время. Возможно, представленная модель игры ориентировалась на вынужденную концентрацию войск противника в тех самых участках, на которых они обозначены на картах. Да только вот времени на осуществление этих планов Гитлер не предоставил. И вообще повел себя против логики, которую Сталин выстраивал на протяжении многих лет.

Словом, это мог быть некий промежуточный вариант заранее запланированной войны, но на собственной территории: для уничтожения сил противника, сконцентрированного на относительно доступных пространствах - для нанесения быстрых ударов.

+16
Семен - semen-izdali: 23.02.12 12:00

"без малейших признаков создания будущих "котлов" для вражеской армии?"

ИМХО, это как раз в наших планах и реальных действиях было и у Марка Солонина как раз хорошо в книгах описано. Для этого мы и держали свои ударные силы в выступах.

А вот реальных действий по противодействию возможному удару Германии, не было.

+16
Иван - serjio-12: 23.02.12 23:33

Для этого мы и держали свои ударные силы в выступах.

Выступы были на самых границах. А обсуждемые карты предполагали боевые действия на некотором удалении от оных. То есть в глубине советской территории.

Акцент на авиацию в этих картах намекает на то, что Сталин планировал уничтожение противника с воздуха. Возможно, тактические действия РККА должны были привести к концентрации сил противника в обозначенных на карте районах. Кстати, для того ему и хотелось, чтобы противник уперся в Полесские болота. Правда, мое предположение требует подтверждения документами, которые должны были регулировать такие действия РККА. Но если таковые документы и существуют, то мы вряд сможем о них узнать: не допустит правдолюбец товарищ Гареев и иже с ним, чтобы товарищ Сталин выглядел агрессором.

Однако грубейшие просчеты гениального стратега товарища Сталина скрыть все равно невозможно. И носили они сугубо личностный характер: Сталин воспринимал людей как винтиков, принципиально отказываясь учитывать человеческий фактор. Потому-то не учел он идиотизма и прыткости товарища Гитлера, да еще, к тому же, припертого к стенке теми самыми выступами. Но еще больше не учитывал он истинного профессионального уровня собственной армии. Точнее говоря, того самого человеческого фактора, который привел РККА к провалу и разгрому 1941 года. Именно потому и мстил он своим красноармейцам, освобожденным из немецких концлагерей. У нас на предвоенной Украине можно было наблюдать такую картину во время учений: командир вынимает карту района, а местные сельские дети кричат - "Мамо, мамо, командир карту вийняв: зараз дорогу питатиме!" Если до зубов вооруженная армия разбегается, то причина этого явно не в оружии...

Вот свежий пример профессиональной организации дела в РККА - прямо из последней публикации на сайте (см.). Кстати, именно в этих местах воевал и мой отец (ныне покойный). В его воспоминаниях многое выглядело еще хуже. Жаль только, что не записывал.

+8
Семен - semen-izdali: 24.02.12 02:02

Все же Сталин лично присутствовал на разборе финской компании, а там кое-кто и более-менее правдиво докладывал, " самокритично", чтобы так много от нашей авиации ожидать.

Хотя, вероятно, убедить себя умел.

+16
stopper - stopper: 23.02.12 16:40

едкие комменты аднако стимулируют чтение мемуаров. которые все очень хорошо поясняют.

война между такими великими державами как россия и германия начинается постепенно. сначала объявление и мобилизация. вероятно предъявление претензий - материальных и территориальных. затем пограничные бои. а через неделю вступают основные силы. а роль танков в обеспечении действий пехоты. максимум мечтаний  противника - выйти к риге и киеву. в общем генералы играют в прошедшую войну.

 

при таком подходе - с чувством, с толком, с расстановкой вполне возможно неспешное отступление. с последующим решительным наступлением "под напором стали и огня".

 

вот только камрад гитлер подкачал со товарищи. все подлец по-своему сделал.

+12
Артём - indiwolf: 24.02.12 05:45

Это было бы справедливо, если бы до этого вермахт не провел бы польскую и французскую компанию. Их то- наверно в нашем генштабе разбирали и анализировали.

+8
Василий К. - vasko705: 12.03.12 17:13

Да там много чего странного того, как использовали советские вооруженные силы  предвоенную фору... Просто вспомнить в качестве примера- что добыла в Германии комиссия Яковлев? И потом удивляться докладам о серийных "Хейнкелях-113" на поле боя и сверхогромным перестраховочным завышением способностей противника...

+28
Valentin - afanasich: 23.02.12 20:50

Похоже тов.Сталин со своей хитростью и коварством переиграл сам себя.Марк Семёнович прав,когда писал и о трёх планах и о различных совещаниях,где беспрерывно разрабатывались всевозможные эти игры.В принципе я склонен к тому варианту тов.Сталина,где воплощается в жизнь совместимое с невозможным,а именно показать всему миру своё ярое миролюбие и агрессивность супостата тов.Гитлера.Отсюда и эта непонятная на первый взгляд директива (как её назвали N1).То есть пусть вероломно нападут (весь мир увидит кто агрессор),а затем "пусть ярость благородная..."Песня кстати написана ,как сейчас известно,заранее.Здесь учитывается практически всё.И белофинская и раздел по пакту и т.д.Одного  тов. Сталин не учёл,как и пишет Марк Семёнович:Человеческий фактор.Отсюда  замешательство,даже шок,что так быстро всё что намечено ,рухнуло."Просрали Россию"(с).А как всё было здорово на бумаге!А подлец народ сделал по своему.Ковали ,перевоспитывали ,делали нового человека,а он вишь как.

 

+56
Светлана - lana: 23.02.12 23:05

Сегодня показали по 1каналу (еще идет) фильм 1995 (!) года:  "Великий полководец Жуков" (М. Ульянов).  Там был показан фрагмент совещания по поводу стратегической игры.  В ней Жуков выступал за немцев и взял  у Павлова Минск(!). В фильме нет ни слова о том, что наши в игре переходят границу и бьют врага на его территории. А Жуков  на совещании "критикует Павлова, что он слишком сильно выдвинул войска к границе, поэтому и попался (но горючего оказалось  при этом в зоне сосредоточения в 41г почему то на  только одну заправку(!?). Далее, уже после начала войны  Жуков Павлову выговаривает - что ж ты не учел ошибки той игры,и не скорректировал сосредоточение войск за прошедшие полгода .   На что тот отвечает , ну кто знал, что фон БОК будет думать как Жуков (!?). И еще уже позже   речь  Сталина в фильме: " Да, кто ж знал , что немцы  такими огромными силами обрушатся на нас" (!?). (хотя  на самом разведка оценивала силы немцев  даже больше, чем они были)  

Силы немцев и кол-во техники перешедшие границу указано боле мене правильно, про наши силы  ни слова.  Потери немцев  в 41- аж 2000 танков, про наши опять  ни слова. Потери немцев 400тыс. про наши ни слова.

 И вот такая туфта весь фильм.  Показали события пред войной --Халкин гол, нападение немцев на Чехию, потом нападение немцев  в сен.39 на Польшу, сразу за этим нападение немцев  в мае на  Бенилюкс и Францию.

 Про наше нападение на Польшу и Финляндию,естественно ,  ни слова.

 Я  смотрела, смотрела,  и решила  переключится на фантастический фильм "Туман"по СТС, все таки он правдивее.

 

+12
victor - vicaliss: 23.02.12 23:14

Фильм конечно, чистый агитпроп. Но Ульянов в роли Жукова несомненно хорош, не то что размазня в недавно прошедшем сериале.

+12
жора - gosha1: 24.02.12 01:37

В этом фильме то они, по всей видимости, про январские игры врут. Про майские то мы вообще до сих пор и знать не знали.

+23
victor - vicaliss: 23.02.12 23:16

Да, прорисовалось четко.

1. План основной, обигранный еще зимой. По нему с чувством, с толком, с оглядкой на реакцию Англии и Америки, втянуть Гитлера в войну серией провокационных ударов по Румынии, Венгрии, Финляндии.

2. В апреле-мае хватились, Гитлер может нас упредить в развертывании. Жуков предлагает недолго думая нанести удары на Сувалки и Люблин (некоторые соображения от 15 мая).  Сталин остужает Жукова, пусть немцы ударят, а мы их в котлах уничтожим могучим воздушным ударом. Готовится новый план, но утвердить его наверху не успели. Однако штабы про него знают.

3. 21 июня Тимошенко с Жуковым несут к Сталину будущую директиву №3 на утверждение. Сталин заставляет не переписать, а написать совершенно другую директиву №1 о возможных провокациях. Что впрочем не мешает Жукову отправить к вечеру 22 отклоненную Сталиным директиву №3 с вариантом нападения на Люблин и Сувалки.

В результате. Командиры на местах имеют в красных пакетах ту самую "Грозу", с плавной эскалацией напряженности, у всех в штабах черновики новых майских планов по окружению вторгшегося ворога, и плюс жуковская директива №3 с наполеоновским наступлением не глядя на обстановку.

И что прикажете делать бедному командиру? 

+11
Светлана - lana: 24.02.12 01:03

А плюс еще ведь действительно были - отправить  в увольнение на выходные, зенитки на ремонт,  снять с самолетов  пушки...

+8
Сергей - petrs: 24.02.12 03:26

Выходит - прав Виктор Суворов про 6 июля? 

Угадал, просчитал или вычитал в письмах фронтовиков?

+20
admin - admin: 24.02.12 03:52

"прав Виктор Суворов про 6 июля?"

Простите, не понял - откуда это? Январскую игру "играли" с 8 августа 1941 г. Майскую - то ли с 20 мая, то ли с 5 июля. Сказать определенне пока нельзя. В любом случае, к суворовскому 6 июля как дню начала советского наступления , все это прямого отношения не имеет

+8
Сергей - petrs: 24.02.12 04:08

Записка с датой 5 июля.  Дата, вроде - ни пришей рукав. На картах дат нет, подписей - тоже. Линии фронта на территории СССР. Кто разговора, сопровождающего знакомство высшего комсостава с картами не слышал - ничего не поймёт. А удвигать на карте линию на пару десятков километров к западу - не проблема. Чем не тема майского разговора в Кремле?

+26
Егор - wegwarten: 24.02.12 04:26

Марк Семенович, спасибо и примите поздравления!

По-моему блестящий план и, похоже, успешно осуществленный...

ВПК я нашел в киосках не сразу (почему-то меньше стали продавать в Москве, а может из-за Вашей публикации быстрей раскупили?) но уж когда развернул, понял, к чему была рекомендация купить газету...

Газетчики чуть схалтурили (с фото и др.) но в целом все это производит потрясающее впечатление. Карты!...

Как удалось их убедить все воспроизвести на полосах?

Да, слов нет, красивый и сильный ход - Вы нашли способ как можно заметнее показать аудитории эту сенсационную находку. Предъявить так, чтобы замолчать было невозможно в результате... Обнаружен ключ к секретной комнате, но дверь в комнату где-то прячут или кирпичом заложили. Есть карты от, очень вероятно, стратегической игры, но про саму игру никто не слышал и как бы никто не знает...

Да, очень похоже, что Вы абсолютно правы, что вырисовываются реальные контуры последнего по времени плана на лето 41-го, или как минимум, реальные, вещественные следы, что этот план был, разрабатывался, готовился...

И это абсолютно засекреченное Совещание

(Мне тоже кажется странным, что выступая перед красными военачальниками с подведением итогов Зимней войны, Сталин как бы благодушествовал и делал вид, что все нормально, за исключением отдельных недостатков. Какие-то важные выводы за этим благодушием людоеда должны были стоять. Которые положено было знать только самому узкому кругу, вероятно...)

И в чем еще, мне кажется, Вы абсолютно правы - имея такие "вещьдоки", можно и нужно делать даже самые смелые и пристрастные предположения об истинных планах вождя и его клики. До сих пор все самые острые вопросы намерениях Сталина перед войной оказывались, в конечном счете, правильными...

Слишком много секретных вариантов действий они себе позволили испробовать в те годы, пользуясь безгласностью задавленного репрессиями народа и за счет его, народа, непосильных жертв. Теперь пора разбираться до конца, чего они там напланировали и как собирались обмануть друзей-гитлеровцев и Запад... И не только ради "исторической правды", а чтобы не повторялось даже в миниатюре...

+38
Павел - oriens: 24.02.12 06:24

Марк Семенович, я кажется нашёл возможное объяснение такому положению немецких войск на картах.

Я просто подумал - основывась на каких сведениях Генштаб РККА мог предполагать действия противника? Разведка?
Ну теперь уже точно известно что разномастные советские штирлицы к информации такого уровня доступа не имели.
Тогда что? Остается опыт предыдущих сражений с немцами. А когда имели богатейший подобный опыт? Да в Первую Мировую.

Ладно конкретика - смотрим к примеру Виленскую операцию http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Там карту лучше скачать в более крупном разрешении.

Со всеми оговорками что изначальное положение войск обоих сторон не точно в 1915 г совпадало с летом 1941 нельзя не отметить, что в 1915 году самый главный удар планировался через Ковно(Каунас) - Вильно(Вильнюс) на Минск.
На картах 1941 г  видим что самое сильное продвижение немцев ожидалось в полосе С-З фронта на линии Каунас-Вильно. Кстати интересно, что в этой части карты конкретное количество войск синих не обозначено - просто нарисованы тучные синие облака.

 Далее смотрим обстановку в полосе Западного фронта образца 1915 г.

Видим толстую стрелку немецкого удара от Холм в направлении восточнее Брест Литовска (вроде как на Пружаны - по планам немцев восточнее Брест Литовска предполагалось окружить часть русских войск). Вот как раз один из этих ударов снизу и проходил северо западнее Ковеля, т.е. Полесья.
Смотрим на карту в полосе Западного фронта обр 1941г. - в районе Ковеля  8-9 пехотных дивизий немцев. Сразу севернее еще 6 пехотных + 1 танковая. Да прямо в тылу у них еще 3 танковые, 3 моторизованные + не разберу сколько пехотных дивизий.

Далее в направлении на Луцк-Дубно в 1915 г наносились  вспомогательные удары - и в на картах 1941 г видим тучное облако из 12 пехотных дивизий немцев у Луцка + 3 танковые и 1 моторизованная в тылу.

Собственно хочу обратить внимание на следующее.
В Виленской операции самый главный удар немецких войск наносился армией Гинденбурга через Ковно-Вильно на Минск.
На Западном участке фронта в районах Луцк - Брест в 1915 году немцы наносили вспомогательные удары.
И  отступление русской армии на линию Пинск-Барановичи - Минск через ряд промежуточных рубежей было вызвано  не столько силой ударов немцев с "запада", сколько необходимостью спрямить фронт и избежать возможного окружения (в случае если немцы взяли бы Минск).

Из этого можно сделать вывод  - если бы русская армия в 1915 г сумела нейтрализовать удар из Ковно-Вильно на Минск - то и отступать бы с линии, к примеру, Ковель-Брест-Белосток не пришлось бы.

Вот и возможное объяснение оптимистичным планам Генштаба РККА, что немцам на участке Западного фронта максимум удалось бы потоптаться чуть восточнее Бреста.
Дальше и отступать-то не требовалось, т.к. на участке С-З фронта угрозу для Минска предполагалось нейтрализовать.
А от "местных", "западных" немцев (которые в районе Бреста-Луцка должны были наносить второстепенные удары, зависимые от успеха на направлении Ковно-Вильнюс-Минск) видимо планировалось отмахнуться своими силами.

Это всего лишь предположение. Возможно оно поможет в какой то степени понять, что творилось в мозгах кремлевских стратегов накануне лета 41-го года

+14
admin - admin: 24.02.12 22:09

Очень интересно! Мне как-то в голову не пришло сравнить предположения весны 41-го с реальностью 1915.

Впрочем, для нас не столь важно понять - почему так или иначе двигались "синие" с запада на восток. Важнее другое: что означает ОДНОВРЕМЕННОЕ появление в середине мая 1941 г. плана глубокой наступательной операции на 300 км, до Краков, Кельце на этапе "решения первой стратегической задачи", и игра с первоначальным отступлением и очень скромным окружением части сил противника у Люблина

+12
Павел - pavgod: 28.02.12 07:11

В отношении хорошей кореляции событий и планов  I МВ с планами и соображениями на 1941 год, по крайней мере в Галиции, на направлениях Перемышль-Краков и Люблин-Сандомир, я уже писал в комментариях несколько тем тому назад. Тогда же я писал и о явно просматриваемом намерении строить стратегические расчёты на "контрударе". Смысл в этом очевидный: при всей авантюрности командования РККА, все понимали, что Германия - не Финляндия и не Румыния. Скрыть стратегическое развёртывание такой армады никак не удастся. Поэтому, придётся наступать на изготовившегося противника, да ещё такого, как Германия 1940-41 годов. Прорыв обороны и выход на оперативный простор никак не удавался, даже на картах и в играх. Об этом глухо говорят все очевидцы тех лет.

Оставалось одно из двух: или затевать "сюрпляс" по типу Странной Войны на Западе, ожидая удачного момента для удара, или вынудить Германию атаковать, сдержать удар на небольшой глубине и наносить контрудар из оперативной глубины уже по развёрнутым и разведанным (но не закрепившимся !) группировкам, а скорее в обход, или окружая их. При этом, очевидно, предполагалось, что Германия понесёт значительные потери, по отношению к РККА. Обе стратегии имели свои плюсы и минусы. Я всегда склонялся к мысли, что ставка на контрудар была принята в качестве основной. Такой подход был как бы в традициях русской военной школы.

Я бы не переоценивал роль «моральных аспектов» и "общественного мнения" в СССР и мире, в той обстановке всеобщего обмана и цинизма. Скорее, я бы вспомнил, что группировки Германских войск развёртывались без исключения на территориях, явно недружественных (а я бы сказал - прямо враждебных) к СССР. В случае "первого" удара со стороны СССР, немцам без труда удалось бы использовать этот фактор в свою пользу. Сторона, начавшая войну, всегда враждебно воспринимается населением. А в случае "ответного" удара неизбежные жертвы войны "списываются" на начавшую её сторону. Не стоит забывать, что даже к 1944 году поляки, в массе своей, "не простили" предательства со стороны СССР и даже освобождение их страны от немцев мало меняло ситуацию.

Кроме того, я совершенно уверен, что "бросить в бой" на чужую недружественную территорию Красную Армию того состава, с огромным числом призванного состава, не удалось бы Сталину никак. "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..." - это с натяжкой и явной фальшью звучало даже в довоенных кинозалах и на политзанятиях. Что, собственно, и проявилось летом 1941 года. Вопреки убеждениям и аргументам Суворова, я всегда был уверен, что "Освободительный Поход" рухнул и разбрёлся бы ещё быстрее, чем трагическая  "стратегическая оборона". Но только в этом случае, удержать фронт и страну от краха никому бы уже не удалось.

0
Семен - semen-izdali: 24.02.12 12:32

И все они знали, как действовать, чего же не делали?

http://militera.lib.ru/docs/da/sov-new-1940/index.html (в части ВВС).

+24
ilia - il1950: 25.02.12 02:31

 

РККа после Финской войны нуждалась в "ремонте" и обновлении,а это требует времени. Не в этом ли причина таких двойственных лихорадочных предвоенных действий руководства СССр и лично тов. Сталина,ведь с одной стороны конфликт неизбежен, поэтому войска эшелонами идут на западную границу,с другой стороны очень неплохо было бы и потянуть время дипломатическим путём.В этом смысле майские соображения , могут быть расценены как вынужденно принимаемые документы,принимаемые в цейтноте времени по следам военных событий в Европе и не относятся к политическим планам руководства СССР и представляется лично мне близким к истине гипотеза,о предположении Шуленбурга, что назначение 6 мая Сталина на высший правительственный пост мотивировалось его стремлением вступить в личные переговоры с Гитлером на "законных", "конституционных" основаниях.(потянуть время) Интересно, что в это-же время дезинформаторы Геббельса и Риббентропа распространяли по всему миру слухи о предстоящей встрече Сталина с Гитлером, причём германской печати был отдан строгий приказ не сообщать об этих слухах и никак не комментировать их. http://militera.lib.ru/research/vishlev/07.html А к войне по этим расчётам у Сталина должно было быть всё более менее готово где-то к августу-сентябрю1941 года , т.е. период до августа 1941 года был наиболее опасен ,а Гитлер в свою очередь потерял уже время на Крите и с Югославией и больше не мог ждать (Ведь он должен был начать боевые действия исходя из расчёта ,чтобы до начала распутицы успеть захватить максимум стратегической территории и у него уже всё было готово и кроме того в боевые качества РККА он не верил.Вот и напал первым.А в результате РККА оказалась неготовой ни к обороне ни к наступлению за что и была бита летом 1941.

 

 

 

 

+24
ilia - il1950: 25.02.12 02:36

 

 

Далее действительно уже немцы в цейтноте времени дойдя или доползя имели против себя в противниках кроме РККА и октябрьскую распутицу и заморозки декабря 1941 года .P.S Осуществление взлома льда искусcтвенным паводком на канале им. Москвы, превратило его в серьезную водную преграду,и позволило остановить немецкое наступление севернее Москвы. http://meteoinfo.ru/9may

 

 

 

+20
- : 01.03.12 18:13

Извините, уважаемый Марк, но нужны не только " цветные картинки" карты но надо выкладывать самое главное что есть на карте - ее название, дата утверждения, само "Утверждаю" с подписью.

0
Светлана - lana: 11.03.12 20:28

Работает?

+12
ilia - il1950: 17.03.12 05:34

 

 

Быстрый разгром Франции спутал все расчёты Сталина. Гитлер стал гегемоном в Европе.Медленно текущей войны не получилось. В этом случае Сталину приходится отложить нападение на Германию на следующий 1941 или даже возможно на 1942 год, (РККа после Финской войны нуждалась в "ремонте" и обновлении, и необходимо завершить формирование новых мехкорпусов и увеличить мощь авиации,снабдив её новыми самолётами и т.д и т.п). Пока же СССР  захватывает Литву, Латвию, Эстонию, Бессарабию, Буковину,т.е предварительно захватывает плацдармы для будущего наступления на Вост. Пруссию и держит Германию в напряжении, расположившись рядом у  Румынских нефтепромыслов и в тоже время продолжает снабжать Германию стратегическим сырьём(зерно и нефть)  давая таким образом понять немцам и шантажируя их, что ключ к успешному продолжению войны против западных демократий в его Сталина руках, а он сам в тоже время   будет продолжать втихую говиться к нападению на Германию и  выступит в нужный для себя  момент. И тут неприятным сюрпризом для него явились поступающие сводки о возрастающей  концетрации немецких войск у границ СССР и у руководства РККА начинают возникать опасения, что немцы оказывается могут их упредить и надо срочно предпринимать  контрмеры, ведь склады с горючим и боеприсами уже придвинуты к границе, а  надо форсировать ст-во Уров  и готовиться  к обороне, хоть и временной(которой в общем никогда толком не учились и она не отрабатывалась) до сосредоточения основных сил и начинается  в спешке чехарда с моб. планами и в результате РККА похоже встретила 22 июня без чётких планов ни на оборону, ни на нападение, что впследствии обернулось миллионными жертвами для СССр и всему виной велиодержавная, попная имперских амбиций, некомпетентная политика Сталина

 

 

 

 

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину