22.02.10

Марк Солонин: "Словосочетание 'сталинский порядок' – дикая глупость"

Марк Солонин: Презентация книги "22 июня", которая опровергает мифы традиционной советской историографии о событиях того периода, проходила 19 февраля в переполненном зале одного из павильонов выставочного центра в рамках Международной Книжной ярмарки в Вильнюсе. Помимо историков, рядовых читателей на встречу пришло и несколько депутатов литовского Сейма...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
0
Миша Шаули - mishauli: 23.02.10 07:28
Хотелось бы прочесть больше о ходе февральских штабных игр. Интересно, разыгрывалась ли там оборона от немцев, или всё началось сразу контрнаступления (как в январских играх в Москве)?
+1
admin - admin: 23.02.10 19:05
??? Там только оборона и разыгрывалась. Причем в варианте, когда "противник, упредив наши войска в сосредоточении и развертывании, начал наступление". Т.е. все точно по А.Исаеву
-14
- : 23.02.10 15:20
Цитата по М.С.
«Стоит сильным ударом сбить обруч, и она разваливается полностью. Этот образ чрезвычайно хорошо иллюстрирует то, что летом 1941 года произошло с Советским союзом, с его Красной армией. Была очень прочно, если посмотреть снаружи, сжатая тисками террора страна. Очень монолитная, очень управляемая армия, но оказалось достаточно одного сильного удара. И этот удар наносила самая мощная сухопутная армия, наверное, всех времен и народов – немецкий Вермахт. Но после этого сильного удара, когда слетели обручи управляемости и страха, то разлилось все до последней капли», – описывал ситуацию историк.
Все правильно за исключением того, что все эти слова относятся к вторжению Вермахта во Францию, а не в СССР. Нестабильная, квази-демократическая Франция действительно не смогла оказать достойного сопротивления войскам Германии ( даже имея в союзниках Бельгию и Британию). На тот же эффект рассчитывал и Гитлер, нападая на Советский Союз. История показала, что он ошибся. Фраза о том, что «оказалось достаточно одного сильного удара» - просто не верна по своей сути. В том то и дело, уважаемый Марк, что Гитлер так и не смог победить нашу страну в самом начале войны. Играя белыми (по шахматной терминологии) немцам в 1941г удалось провести стремительный дебют, хороший митишпиль и … провальный эндшпиль. Что касается потерь, то здесь важно помнить война – не спортивный поединок, и победа не присуждается по очкам. Слабая страна со слабым моральным духом со слабой материальной базой никогда не смогла бы остановить Германию летом 1941г. Провал «БАРБАРОССЫ» произошел не просто так, а по объективным причинам тяжелых потерь Вермахта и его союзников (СССР в отличие от Франции воевал с Германией в одиночку).
В дальнейшем, наши предки смогли переломить ход неудачной войны и победить коварного врага. Благодаря этой победе мы и живем сегодня.
+5
ged - ged: 23.02.10 18:03
"Провал «БАРБАРОССЫ» произошел не просто так, а по объективным причинам тяжелых потерь Вермахта и его союзников (СССР в отличие от Франции воевал с Германией в одиночку). "
Очень смешно. А что же делала в это время Великобритания?
+6
admin - admin: 23.02.10 19:20
Возьмите карту. Наложите размеры "нестабильной, квазидемократической Франции" на территорию хотя бы двух округов - Прибалтийского и Западного ОВО - потерянных за две недели.
+1
Владимир - shershen: 25.02.10 16:06
Блицкриг против СССР невозможен в принципе, по географическим и климатическим условиям. Так, что Германия была обречена на поражение, из-за ограниченности ресурсов и ограниченности мышления политического руководства. Конечно, Сталин не ожидал от друга Адольфа такой прыти , но все остальное он просчитал совершенно верно. Поэтому и не верил в нападение поэтому и не готовил оборону, а вот каков был бы результат Сталинского удара, все-таки вопрос открытый.
+4
Oleg - polkovnik: 23.02.10 17:46
"...А если бы он смог нанести даже первый удар, принципиально ничего бы не изменилось», – убежден историк..."

Спорно, Марк Семёнович, ох как спорно это Ваше утверждение.
А книга "Бочка и обручи" хорошая. Рад за литовцев и за Вас. Я её читал в первом варианте. Правда, на мой взгляд, её несколько портит не всегда справедливая и обоснованная критика В.Суворова. Признайтесь, Марк Семёнович, положа руку на сердце, на волне антисуворовских выступлений хотелось быть зачисленным в официальное историческое сообщество?
Быть так сказать официально признанным? К счастью, Ваша объективность и стремление к правде, поиску истины этого не допустили. Не было у Вас вариантов стать признанным за своего в нашей официальной истории. Человек ищущий истину, в лживой официальной российской историографии не приживётся. Что мы и видим на Вашем примере.
+6
admin - admin: 23.02.10 19:17
Положа руку на скажу, что у Суворова такого удивительного предположения ("на волне антисуворовских выступлений хотелось быть зачисленным в официальное историческое сообщество" ) не возникло. Даже с учетом того, что Вы читали один из первых вариантов (если украинскую "Бочку" - то самый первый), предположение дикое и ни на чем не основанное. Откройте, например, стр. 189 "Бочки". Спасибо, что объяснили, но наверное я и сам к возрасту 40+ знал: какие действия ведут к "официальному признанию", какие - в прямо противоположном направлении. Моя биография на сайте есть, можете ознакомиться. Да, в Конституции подобный случай не описан, но все же лучше не спешить объявлять собеседника идиотом...
+1
Oleg - polkovnik: 23.02.10 23:01
"...но все же лучше не спешить объявлять собеседника идиотом..."

Даже не думал. Второй раз за сегодняшний день прошу у Вас прощения. Видно формулирую свои мысли не совсем корректно.
-1
Денис - denbc: 16.05.13 11:46

Спорно, Марк Семёнович, ох как спорно это Ваше утверждение.

Я согласен с этим. В самом деле Красная армия - это бочка с обручами. И причины поражения действительно в том, что что наступающий Вермахт своим первым ударом сбил эти обручи. Но если бы Красная армия ударила бы первой, то обручи бы не слетел, потому что Вермахт не нанес бы удар. И Красная армия, скорее всего, докатилась бы до Берлина (а то и дальше, до Атлантики), но понесла бы при этом чудовищные потери.

+1
Виктор - nora09: 23.02.10 17:44
Предложение ко всем желающим.
Фото свои разместите в личных кабинетах. Приятнее будет общаться, видя человека.
+4
ged - ged: 23.02.10 18:12
"Но после этого сильного удара, когда слетели обручи управляемости и страха, то разлилось все до последней капли"
По моему для сорок первого - очень верно.
Читал недавно о Демянском котле. А затем сравнил поведение немецких солдат в Демянском котле и советских солдат в Киевсокм котле. Просто небо и земля - настолько непохоже.
+5
Северянин - nordman: 23.02.10 22:07
С чем однозначно согласен, это с тем что словосочетание "сталинский порядок" - оксюморон. Человек, возведший собственный каприз и беззаконие в ранг государственной политики, не мог быть воплощением порядка.
Порядок в широком смысле слова — гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.
Порядок не может происходить из беспорядка, отсюда НЕгармоничное, НЕожидаемое, НЕпредсказуемое развитие событий начавшейся войны.
0
Sasha - moskvich: 24.02.10 03:35
У М.Солонина получается, что сср был "колоссом на глиняных ногах...трухлявый пень". Так же говорили фюрер и его друзья..К сожалению это упрощение. А вот за счёт наступления первым, джюгашвили бы вероятно (хоть и с потерями) мог дойти до Германии уже в 41-м.
+1
Arvydas - vitold: 24.02.10 03:57
Звукозапись лекции М.Солонина в истфаке Вильнюсского университета можно скачать отсюда
http://www.briedis.eu/_files/9d4ckdf0de4wy94hbmr7uoq4csaowsow8ggs0s4p5iqcfl1y22nu2jiye
Марк Семионович, как и договорились после лекции, в послал по э-почте свои вопросы. Получили ли вы это письмо? Могу надеяться на ответы?
0
Виктор - nora09: 28.02.10 02:51
Спасибо Арвидас. Нет ли где текста лекции?
0
Arvydas - vitold: 05.03.10 05:39
Звукозапись лекции можно послущать в приведенной ссылке. Наконец пролучил звукозапись выступления М.Солонина в книжном ярмарке и начал расшифровать тест. Первая часть в моем ЖЖ http://diedas.livejournal.com/14168.html

Марк Семионович, так вы небудете держаться своего слова, данного мне после лекции?
0
admin - admin: 05.03.10 06:08
Не понял юмора. Во-первых, я ответил все присланные Вами вопросы неделю назад. Во-вторых, если Вы намерены обсуждать свои личные претензии публично, то лучше даже не начинать
0
Arvydas - vitold: 05.03.10 22:38
Марк Семионович, зачем вы так пишите? Вы же отлично знаете, что я вам прислал только маленкую часть своих вопросов, на которые вы ответили только частично.На уточняющие вопросы вы ответить незахотели. Жаль, но заставить отвечать немогу, а мои вопросы останутся риторическими.
Маленький вопрос. Могу ли я опубликовать ваши ответы?
0
admin - admin: 06.03.10 03:06
Да, пожалуйста
0
Виктор - nora09: 05.03.10 13:42
Прочитал выше приведенную статью, написал кучу "умных пожеланий".
Прослушал звуковое выступление М.Солонина, и стер свои пожелания. Слушая, осознал себя "просто читателем", начинающим учеником, слушающим профессора, об огромном массиве событий.
Статья (выше) не соответствует лекции, лекция великолепна! Хотя, видимо импровизация нарушает стройность изложения, но добавляет эмоций в рассказ.
Мои аплодисменты стоя!
Нужна расшифровка звука в текст. Особо плохо слышны вопросы аудитории и акцент мешает их понять, но ответы ясно слышны и понятны.
+2
Виктор - nora09: 27.02.10 13:41
Считаю, эта лекция М.С.Солонина может быть основой, для раздела учебника средней школы РФ, по 2МВ. А может и не только РФ, и не только школы.
0
Александр - luscinia: 04.03.12 22:29

Абсолютно согласен, формулировка "сталинский бардак" более реалистична. Но он не был создателем системы. Ленин создал "партию нового типа" - т.е. мафиозную структуру, где истинно только мнение дона (по-нашему - пахана). Сталин использовал готовую систему, только интригами переключил ее на себя. Будучи бандитом, организовал государство по принципу банды. Уничтожил всех претендентов на звание пахана, кстати, образ крысиного короля - весьма соответствует.

Перед войной было уничтожено и отправлено в лагеря много грамотных военных, у командиров всех рангов подавлялась инициатива. Такая армия даже при наличии прекрасного вооружения была обречена на хаос и катастрофу. Результат - гибель немыслимого количества людей, а ведь они ни в чем не были виноваты.

Между прочим, у нас до сих пор склонность к несменяемости власти. Привыкли.

 

0
nick - 9nick14: 17.08.15 19:20

Спасибо, Марк Семенович.

Мне о Вас рассказали в марте 2015.

Читал В.Суворова, но его объяснения разгрома летом 1941 Кр.Армии мне показалось недостаточно. Чего-то не хватало. Теперь достаточно: дух и менталитет.

А не пытались ли Вы количественно оценить такие размытые понятия для Кр.Армии как страх, ненависть, любовь к Сталину, СССР, немцам? (Ведь при известном нахальстве можно сравнить даже красное, мокрое и деревянное, и их комбинации. Если они являются свойствами одного предмета.)

Если были такие попытки, расскажите.

С наилучшими пожеланиями и глубоким уважением, Николай Владимирович.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину