18.10.13

Война под небом Арктики. Воспоминания Г.В. Долгих

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+50
Семен - semen-izdali: 19.10.13 02:18

Интересно.

Кто хотел, был готов:

Сдал нормы на все значки: ПВХО, Ворошиловского стрелка, Санитарной обороны, ГТО и Юного туриста, и даже недолго был инструктором, подготовив одну группу школьников к сдаче норм Ворошиловского стрелка.

Но денег с финской стало у государства не хватать:


после финской войны обучение стало платным, и я добровольно ушел из техникума

+17
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 15:52

И в старших классах школы тоже. Выталкивали ребят в ФЗУ: там бесплатно.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 03:48

Для меня тоже неожиданным было узнать, что обучение в СССР в какой-то период было платным.

+36
Michal Rams - michal: 19.10.13 03:12

Я даже не слышал о Пе-3. И думал, что с нечетными номерами - истребители...

+82
Миша Шаули - mishauli: 19.10.13 17:27

Это Пе-2, переделанный в дальний высотный истребитель: сняли бомбардировочное оборудование, добавили топливные баки, и т.п. Я читал где-то, что всего выпустили ок. 300 штук. Непонятно, почему мемуарист называет его "пикирующим бомбардировщиком".

+9
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 15:42

Может, у них его так использовали?

+1
Vass - personne: 19.10.13 18:31

Он там упоминал, как их использовали- как дымопостановщиков для торпедоносцев.

+8
Владимир - strannikz: 22.10.13 22:05

Вообще-то, Пе-2 - это дальний высотный истребитель, переделанный в пикировщик. А Пе-3 - возвращение к истокам))).

+17
Vass - personne: 19.10.13 16:37

Истребительный вариант Пе-2.

Cоветский аналог Bf-110

Kак я понял, чуть ли не единственная часть с такими самолётами был этот самый упоминаемый полк, который в 41-м был под Москвой, а в 42-м оказался на Севере , как раз к происшествию с PQ.17.

Хоть и тяжёлый истребитель, но фактически отнюдь не дальний (по ТТД ли или же из-за компетентности пилотов- не суть), так что ни чем эта часть тому злочастному конвою не помогла. Воздух контролировался только у самых берегов.

+47
URA - tsusima05: 19.10.13 04:37

Г.В. Долгих:

Видел гибель командира полка истребителей, Героя Советского Союза П.Г.Сгибнева, совершавшего совместный полет двумя самолетами с молодым летчиком. Сгибнев - ведущий, совершал полет на низкой высоте над аэродромом. Еще не успев набрать высоты, он попытался сделать бочку, забыв при этом, что самолет при этой фигуре проседает, теряя высоту; врезался крылом в землю и разбился.

Генерал-майор Н.Г.Голодников:

В этот день в полк прибыла группа руководящего состава ВВС СФ и штаба Северного флота. Капитан Сгибнев П. Г. показывал учебный воздушный бой со своим ведомым сержантом Иваном Лаптевым. Бой был исключительно интересным, по его окончанию он подал команду Лаптеву заходить на посадку, что тот и сделал, а Сгибнев, пройдя над полосой, на малой высоте решил сделать бочку, при выполнении которой допустил ошибку и на глазах у зрителей врезался в землю в конце аэродрома…

Из биографии П.Сгибнева:

К сожалению, не долго пришлось Петру Сгибневу командовать полком. 3 Мая 1943 года этот замечательный лётчик погиб в воздушном бою.

+74
жора - gosha1: 19.10.13 05:07

Самолет стоял на трех точках, задрав нос вверх, я готовился заряжать все направляющие снарядами РС и только завел первый снаряд в направляющие, как он сразу же сработал и улетел вперед. Причина — в кабине самолета сидел электрик, что-то проверял и включил питание по ошибке.

и всё? Суховато описано, материал - прямо зощенский.

0
ffiilliipp - ffiilliipp: 19.10.13 21:13
Комментарий удален
+1
Vass - personne: 19.10.13 17:40

У него была фора из считанных секунд, пока стопор держит ракету с уже запущеным движком на направляющей для накопления стартового момента.

+8
Алекс - alexf: 20.10.13 01:11

Суховато описано, материал - прямо зощенский.

Зощенский - это когда наши люди у стоящего в ангаре заправленного и заряженного самолета катапультное кресло активируют (случайно не получится, надо постараться). Ну или там остаток бензина в двадцатикубовой емкости факелом подсветить... Только тогда потом пишут...

+31
Иван - tihiy: 19.10.13 10:09

мы, три новичка, шли пешком около 3 км по дороге к аэродрому, и тут нас атаковали два "мессершмитта", летевших на бреющем полете со стороны залива реки Кола к аэродрому. Обстреляли из пулеметов и еще сбросили одну бомбу.

Бомбу на 3 пеших бойцов? Тоже видимо не полез на рожон защищенные цели бомбить, а бомбу куда-то деть надо было.

0
Vass - personne: 20.10.13 06:13

Да просто свободный охотник. Именно вылет с целью терроризирования "кого найдет" и полусоткилограммовка-  если этот  "кого найдет" окажется моторизированным "кабаном в кустах", а не мелочёвкой из трех пешеходов...

Ну не повезло охотнику, ничего стоящего не попалось- пришлось вываливать дубину на мелочовку.

0
Alex Gazenko - bf-109: 13.09.14 16:25

Дневная немецкая истребительная авиация выполняла 15 видов боевых задач. "Да просто свободный охотник" с бомбой? Одно к другому не очень подходит.

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 16:22

Очень интересный рассказ. Жаль, не написал целую книгу. В последние годы вышел ряд таких книг: чистая правда и без болтовни, присобаченной к рассказу автора бойкими пропагандистами.

Перелёт с Каспийского моря в Игарку и Диксон - не описка ли?

0
Vass - personne: 20.10.13 01:35

Перелёт с Каспийского моря в Игарку и Диксон - не описка ли?

Может как раз и нет.

Войну СФ начинал с авиачастями с другими номерами (72 сап, 118 мрап и 49 ораэ) и если 118 мбрап не переименовывали, то вполне могли прислать формировавшийся на Каспие 22 мбрап

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.10.13 00:08

Меня смутили слова "в мирное время".

0
Владимир - vgd: 28.10.13 02:30

118-й не переименовывали, а 22-й действительно в 42-м перебазировали с Каспия.

+32
Vass - personne: 19.10.13 16:58

Мне особенно понравился "эсминец-СКР "Рубин" "

 Хотя... автор хоть и принадлежал флотскому ведомству, но все-таки был ценным узкпм специалистом "подобным флюсу", как выразился насчет этого Кузьма Прутков.

...Или не принадлежал? Явно не флотский истребительный полк... Затем- полярная папановская контора, которая ещё и грызлась с наркоматом ВМФ за свою вотчину...  

+9
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 16:36

А он в командующие флотом и не стремился. Мирный человек делал своё дело на войне и, судя по всему, очень хорошо, а Вы его "флюсом" называете.

Офицеры добровольческого резерва Королевского флота тоже не были, в отличие от кадровых, широкими специалистами.

А причём здесь "грызня"? Это единственное, что можно почерпнуть из этого рассказа?

+30
Vass - personne: 19.10.13 17:16

А при том, что бюрократические издержки были не только в Королевском флоте, как бы вам это было бы не противно заметить.

Это- второе,  а первое- если и не стремился, непременно в командующие флотом, то зачем именовать то, в чем не разбираешся, не общими слова типа "военный корабль"? Не отсюда ли торчат ущки о "пикировщике Пе-3"? Он же в командующие ВВС тоже не стремился- скромный эксперт по авиационниму вооружению. 

 

И в третьих- а мне ваши вопросы, надеюсь, не надо рассматривать как вид затыкания моей наглой пасти ? Нет? Ну спасибо тогда

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 17:26

Про "затыкание пасти" - это Вы сказали.

В добровольческом резерве были НЕ кадровые моряки, хорошо подготовленные для ОДНОГО дела: всю войну в разведке или всю войну в охранении конвоев. Ротация была только у кадровых: сегодня на эсминцах, через полгода в штабе на берегу, потом на линкор. Автор - гражданский человек, пошедший на войну, своё дело знал, а другим зачем голову забивать, если он никогда в жизни на эсминце служить не будет?

0
Vass - personne: 19.10.13 17:39

Ну а зачем ему голову забивать предназначением Пе-3?

А вы, тут такой серьезный исследователь, гадаете для чего же его создавали, если эксперт по ШКАСам, УБ и ПЛАБам его назвал пикировщиком. 

0
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 18:15

Я это и сам в справочнике посмотрел. Переоборудовать можно. Только чего на этом останавливаться? Автор же не об этом писал. В Канаде ночь глубокая. Что это Вам не спится?

+8
Vass - personne: 19.10.13 18:24

Расписание личное такое- по будням работа начинается очень рано

А останавливаться имеет смысл для анализа экспертизы сержанта-оружейника его свидетельств об оснашении ведомств того ТВД того времени.

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 18:39

Он же занимался чисто вооружением. Зачем ему знать остальное? Может, и Пе-2, может, Пе-3, кстати, оснащённый четырьмя бомбодержателями. Рассказ-то о жизни в те годы. Очень жаль, что не написал он большой книги, ведь из таких книг и складывается, во многом, история войны.

Сочувствую по поводу тяжёлого графика работы.

По поводу "Рубина". Этот СКР действовал вместе с эсминцами. Может, в тексте выпало название эсминца?

+24
Vass - personne: 19.10.13 19:01

Ну и что же такого оскорбительного было в цитировании придуманного Толстым персонажа об узких специалистах, если мы наткнулись как раз на такой случай?

И больщую книгу он мог написпть разве что об эксплуатации тамошнего тогдашнего авиационного вооружения. 

 

А по поводу "Рубина"- бывший НКВДэшный пограничный сторожевичек-тральщик (в том ведомстве монополизировали право называть свои корабли драгоценными камешками)  и никакого особенно специального применения их непременно с эсминцами не было.   Просто по сравнению с другими мобилизованными из других ведомств судов он выглядел не мирным бывшим рыбаком, а специализированным воякой.  А для специалиста по пулеметам и бомбам все не рыбаки с длинной трубой, чадяшей угольным дымом, были эсминцами- вот и вся разгадка

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 19:23
+8
Vass - personne: 19.10.13 20:08

И?

Что смешав корабли совершенно разных размеров и мореходности,наш свидетель и очевидец имел в виду что-то важно-конкретное ?

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 20:19

Я-то полагал, что выпало слово.

+8
Семен - semen-izdali: 19.10.13 21:26

бывший НКВДэшный пограничный сторожевичек-тральщик (в том ведомстве монополизировали право называть свои корабли драгоценными камешками)

У них было все на 1 ранг выше.

И после войны тоже. У моего однокашника по училищу отец был погранцом, так кап.3 ранга на небольшом пограничном корабле был - корабли все небольшие, а продвижение нужно.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 03:30

Любые воспоминания ценны не только характеристикой ТВД, но и рядом мелких деталей, описывающих быт и отношение людей к происходившему. Так про ПЛАБы и ШКАСы я бы и в другом месте прочитал, а вот сколько жизней унесли тривиальные ошибки в их применении, т.н. человеческий фактор! К сожалению, учимся чаще на своих ошибках, если успеваем.

Кстати, "специалиста по тарелочкам"  лучше всего, на мой взгляд, характеризует тот факт, что именно его выдернули из действующей части, из всех частей вообще, чтобы назначить ответственным за до(пере)вооружение и техническое обеспечение патрулирования гидросамолетов на ставшем опасным участке ТВД - Диксоне.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 02:37

Это мы со своей политкорректностью так бы назвали, а там все было проще. Хотя конечно же, Рубин не эсминец, а вот Пе-3 все-таки по факту был и разведчиком, и пикировщиком.

+8
Семен - semen-izdali: 19.10.13 21:14

"эсминец-СКР "Рубин"

Ему простительно.

0
Родион - tripleks: 19.10.13 23:38

Нет,каков флот,таков и специалист.Эсминцы на СФ именовались крейсерами.

+8
Семен - semen-izdali: 20.10.13 02:40

Пример приведите.

0
Родион - tripleks: 20.10.13 22:32

Головко за 1941 год ни однако корабля рангом старше эсминца не вспомнил,следовательно мы вправе предположить что эсминцы составляли на СФ главные крейсерские силы.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 02:58

Да. Хотя был там и крейсер, и даже линкор один позже. Но я почему-то больше преклоняюсь перед СКРами, тружениками, рабочими лошадками, не по своей нужде взявшие на борт броню и пушки и ставшие "эсминцами".

0
Владимир - vgd: 28.10.13 04:11

Полагаю, что именно это перетягивание каната между двумя конторами и было причиной упоминавшегося в воспоминаниях снятия автора с полета на Новую Землю - полетели полярники, поскольку радиостанция, которую ранее расстреляли подлодки, проходила по их ведомству.

+25
Фома - fomakopaev: 19.10.13 18:28

Март 1944 года на Лахте, озеро Холмовское, полет младшего специалиста на подкосе лыжи самолета МБР-2… В данный момент разрешение на взлет было дано сразу и летчик, забыв о помощнике, пошел на взлет. Тут-то и заметили с земли о пассажире на лыже. Беспокойство на земле летчик увидел и вспомнил о пассажире на лыже, осторожно завершил круг и произвел посадку. На вопрос пассажиру, почему он не бросил кувалду — Чтобы я потом ее искал по озеру или лесу?!

Наш человек… советский. Знает цену кувалды.

+9
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 18:41

Ему ж ей работать. Ходить потом у других клянчить пришлось бы. Начальство грызло бы за утерю.

+16
Фома - fomakopaev: 19.10.13 20:00

Да! Это уже не жизнь. Пришлось бы искать эту кувалду на заснеженных просторах. Правильно понимал человек ситуацию.

+8
Константин - holic: 19.10.13 21:19

Ой ли... За утерю срок светил, а уж в военное время и подавно...

+8
Родион - tripleks: 19.10.13 23:20

Уточним.В случаи отказа от поиска в свободное от службы время.

+8
Vass - personne: 19.10.13 20:23

Я у Ракова читал о такой же ситуации, только ешё более неприятной для пассажира. Истребительный полк с яками перебазировался на новое место и утрамованную поверхность имели только на ВВП старого аэродрома- поэтому выруливали на неё с пассажиром на хвосте, чтобы при рулежке не зацепить винтом землю. Одного техника так и прокатили по воздуху на новое место базирования без трагического исхода для участвовавших в событии. Пилот вообше ухитрился вспомнить о том, что он не ссадил груз с хвоста перед взлётом только после того, как сел на новый аэродром.

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 19.10.13 22:47

Сдаётся мне, что в последнем абзаце имеется в виду не Филькенштейн, а Финкельштейн.

+8
Michal Rams - michal: 20.10.13 01:24

Нет нет нет, Финкельштейн был фининспектором.

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.10.13 01:40

Так это брат его.

+24
Vass - personne: 20.10.13 01:33

Два корабельных разведчика КОР-2 конструкции Сикорского

Сикорского или Бериева?

Тем более, что Сикорский после Граждаеской войны уже был американцем. Если это не был какой-то иной Сикорский, конечно, в чем я очень неуверен.

И , я не помню точно, в чьих именно мемуарах я авидел фото авиалодки КОР-2, ставшей потом Бе-2- Ракова ли или же Стефановского, но я все-таки уверен, что речь идет именно о самолёте Бериева  

+10
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.10.13 00:47

В справочнике Обуховича и др. КОР-2 - это Бе-4, у Сикорского только 2 транспортные лодки. У Джейна ни КОР-2, ни лодок Сикорского нет. Наверно, аберрация памяти, если записывал уже в наше время.

0
Vass - personne: 20.10.13 01:31

В справочнике Обуховича и др. КОР-2 - это Бе-4

Да, похоже это я с "двойками" ошибся - я те мемуары видел десятилетия назад. Но то, что то творение Бериева- в этом я уверен...

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.10.13 01:48

Я, вообще-то, имел в виду ошибку автора текста по части Сикорского. 2 или 4 - это не такая уж и ошибка. Но из лодок разведназначения все были Бериева, кроме МБР-4. Та - итальянская.

0
Vass - personne: 20.10.13 04:49

C ГСТ что-то загадочное. Раков упоминал Четверикова, как его автора и в то же время я так понимаю, что ГСТ были Каталинами и либо я спутал ГСТ с Че-2, либо этот самый Че-2 был нечто вроде Ли-2. 

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.10.13 05:18

ГСТ - это Consolidated PBY.

Че-2 - это МДР-6. Их было очень мало.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 21:34

Это КОР-2 Бериева, конечно же. Вот что пишут airpages: "... у Северного отряда Беломорской военной флотилии не хватало сил, поэтому среди прочих мер было решено отправить на о. Диксон два Бе-4. Выбор пал на машины с №№28811 и 28812, которые числились за Полярной авиацией и получили гражданскую регистрацию СССР-НЗЗО и СССР-Н331, соответственно. Первую пилотировал летчик В.В. Мальков, вторую — М.В. Тейман. Самолеты перелетели из Красноярска на Диксон и 2 августа 1943 г. начали противолодочное патрулирование. В качестве оружия использовались противолодочные бомбы ПЛАБ-100."

0
Владимир - vgd: 05.02.14 18:31

На днях предоставилась возможность задать этот вопрос ветерану тех событий на Диксоне. Он говорит, что даже сами КОРовские полярные летчики называли их самолетами Сикорского. Уж непонятно почему, но так было. 

+9
Alex - alexmf: 25.10.13 03:19

Хорошая публикация. Потому что живая. Спасибо, уважаемый Марк.

Мне запомнились технология подвески 100-килограммовой бомбы в четыре руки и два лба, а так же путешествие на откосе лыжи.

+8
Владимир - vgd: 25.10.13 22:20
Комментарий удален
0
Alex - alexmf: 25.10.13 23:51

И руки, уважаемый Владимир, и головы, и все другие последствия  столь высокотехнологических операций...

Спасибо за отклик. Примите пожалуйста мои поздравления с регистрацией. :=)

+32
Alex - alexmf: 20.10.13 21:13

Хотел бы воспользоваться обсуждаемой темой и поделиться некоторыми "личными деталями" хорошо в своей основе известной истории о гибели ПЛ Щ-402

"Личные детали" состоят в том, что историю эту я помню почти столько же сколько себя. Один из погибших офицеров Щ-402 был мужем моей родной тетки (дай ей Бог здоровья в ее 95) и отцом моего двоюродного брата. Тетка нам с братом часто рассказывала одну у ту же историю о том, как где-то в 45-м ее навестил друг ее погибшего мужа, оставил офицерский кортик погибшего на память ей и сыну, расказал о гибели ПЛ под атакой советского торпедоносца, назвав это вредительством.

Мой отец, пока был жив, относился к моему двоюродному брату как к сыну, не делая между нами различия.  Моя мать всегда говорила, что, останься теткин муж жив, то жизнь той семьи была бы совершенно иная. У меня до сих пор хранятся их фотографии - удивительно красивая пара.

Когда мой двоюродный брат покидал СССР, он оставил мне тот самый кортик, не надеясь вывезти его официально. Когда пришел мой черед уезжать из России, я поытался оформить вывоз кортика, но получил такой бюрократический процесс, что идею пришлось оставить из-за элементарной нехватки времени.

 А потом старший сын моего двоюродного брата просто посетил Москву, взял кортик там, где я его оставил, просто положил в чемодан и привез в Нью Йорк.

Несколько лет назад мой двоюродный брат, перед его поездкой в Россию, нашел по интернету и связался с сыном командира Щ-402 (Александр Моисеевич Каутский). Брат пытался получить в МО разрешение на посещение памятника погибшему экипажу в Полярном, но куда там. Надеюсь, что сын Каутского и по сей день жив и здоров.

+16
Арсений - arseniy: 23.10.13 17:46

но из материалов одежд отца, и все передавалось по наследству от старшего к младшему до полного износа.

Шикарно жилось до войны. Почему-то об этом забывают современные воспевалы Сталена.

В общешкольной игре впервые надел погоны офицера

Интересно, он изображал вражеского офицера?

Часто со знаменами и винтовками с примкнутыми штыками наперевес шагали мы в колоннах по улицам Перми и участвовали в парадах.

Именно поэтому сроки обучения в ВВУЗах надо делить на два или три при сравнении с западным/немецким. "Нормального" обучения там было мало.

Но нашлись и завистники, которые поспешили сообщить в милицию города Чусовой, что может я сбежал и при оружии.

Узнаю, настоящий колхозный строй :) Миллионы доносов то не Стален и Берией лично писали.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 03:06

В те годы вражеским офицером был только белогвардеец-золотопогонник, вот бабуля и перепугалась - воспоминания-то еще свежи были.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 03:55

перед всеми присутствующими высказал ему о его трусости и неумении вести огонь пулеметом, имеющим большую скорость стрельбы, и с больших очень расстояний.

В других воспоминаниях также читал, что молодые летчики стремились пораньше открыть огонь по вражеским самолетам, и в результате подлетали к нему уже с пустым магазином или заклинившим затвором.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 04:15

Когда фронт приближался к Сталинграду наше училище было почти погружено в эшелоны, чтобы отправиться под Сталинград, но приказ отменили и дали закончить курс учебы.

Опять знакомое - чтобы заткнуть дыру готовы были бросить туда даже морских(!) авиационных (!) техников.

0
Владимир - vgd: 28.10.13 20:03

Самолет Р-6 у известного полярного летчика Б.Г.Чухновского, покрытый материалом, похожим на волнистый шифер, с мотором как на МБР-2, но с двумя воздушными винтами – тянущим и толкающим, за что самолет имел кличку «тяни-толкай».

Интересное свидетельство. Чухновский известен полетами на двух типах самолетов - Юнкерсе ЮГ-1 и "Дорнье-Валь". Именно у второго был "тяни-толкай", а в конструкцию по предложению Чухновского был внесен ряд изменений, включая усиленную обшивку. Обшивка из гофроалюминия была на отечественном разведчике Р-6. А вот в 1933 г. Чухновский предложил свой проект гидросамолета для полетов в Арктике - ДАР - двигателями "тяни-толкай" и полозьями из гофрированной нержавейки. Был выпущен только опытный экземпляр, который и испытывал Чухновский. Неужели это тот самолет? Ведь пишет же автор, что на Диксоне были собраны самые разные самолеты полярной авиации.

 

 

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2014
Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину