28.12.09

Три Оперсводки № 3

Самые странные вещи происходят в Паневежисе на рубеже 21 и 22 июня: похоже на то, что утром и днем 22 июня были выпущены две (отсутствующие в архивном фонде) Оперсводки с номерами 01/ОП и 02/ОП. Непонятно также, почему была нарушена начатая вечером 20 июня цепочка номеров Оперативных сводок...

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
0
Мистер Бин - mister-bin: 29.12.09 03:24
Как я понимаю , данный пост это реакция на опубликование в сообществе ledokol_ru оперсводки №04/ОП 19.00 , 22.6.41 , Штаба ВВС ПрибОВО . Не так ли ?
0
admin - admin: 29.12.09 04:30
нет, не так. хотя мне бы очень хотелось узнать - что это за картинка, и почему на ней цифра "три" зачеркнута на "четыре".
по содержанию это "паневежская" Оперсводка 03/ОП от 19-00 22 июня.

0
Мистер Бин - mister-bin: 29.12.09 16:20
Этот "г-н из Литвы" , чего-то юлить начал . От четверки он , естесственно открещивается , но и назвать полные архивные реквизиты документа отказывается .
0
Arvydas - vitold: 01.01.10 01:45
"Г-н из Литвы" сделал Новогодный подарок - выложил ту несчастную оперсводку http://diedas.livejournal.com/12133.html

С Новым Годом!
0
admin - admin: 01.01.10 04:09
Да, это она - Оперсводка из Паневежиса № 03/ОП от 19-00 22.6.
Все совпадает, включая зачеркнутый п.8 на второй странице.
Архивные реквизиты документа:
ЦАМО, ф.221, оп. 1374, д. 11, л.л. 15 и 16

Господин diedas разместил фотографию экземпляра этого документа из какого-то другого фонда (что отчетливо видно по номерам страниц). Кто и зачем переправил "тройку" на "четверку" - загадка уходящего десятилетия.
0
Arvydas - vitold: 04.01.10 01:28
Попробуев погадать (ой как нелюлю я этого делать) на счет тройки-четверки.
Вариант первый. В 22.06 были оперсводки №1 и №2, но них пока никто ненашел. В таком случае логически вытекает, что следующая оперсводка - от 19-00 22.06 - имеет номер 3.
Недостатки варианта – непонятно почему на одном из экземпляров оперсводки имеется исправление номера с 3 на 4. И еще – непонятно, почему за один день составлялись аж три оперсводки, когда по приказу должны были составлять только две.
Вариант второй. Оперсводки и после начала войны должны были нумероваться «по-старому», так как структура неменялась (тот же штаб округа), т.е. оперсводка 19-00 22.06 дожна была иметь нумер четыре. Составляя оперсводку кто-то ошибся, кто-то исправил, но оперсводка 9-00 23.06 все равно имела номер четыре. Т.е. получился «дубль» номера «3».
Подчеркиваю – это только мысли вслух, только гадания. В любом случае вывод один – имеющего материала недостачно для решения проблемы «номер оперсводки 19-00 22.06».

Вы пишите «в Паневежисе - на полевом командном пункте будущего ( или уже существующего? ) Северо-Западного фронта.»
Разрешите поспорить насчет фразы в скобках. Проверяем по оперсводками более высокого уровня – штаба округа и штаба фронта. Берем СБД №34 и находим.
Оперсводка ПрибОВО №01 22-00 21.06
Оперсводка СЗФ №01 22-00 22.06
Оперсводка СЗФ №02 10-00 23.06
Оперсводка СЗФ №03 22-00 23.06
Оперсводка СЗФ №04 10-00 24.06
Оперсводка СЗФ №05 22-00 24.06
Как видим, оперсводки штаба округа-фронта четко доказывает Ваше утверждение «Впрочем, о появлении новой командной структуры однозначно свидетельствует и сам номер сводки ( 01 в середине года ).» Имеем оперсводку №1 округа. Началась война и новая структура (фронт) составляет оперсводки сначала, сномера 1. Но Вы, скорее всего, хотели доказать не то?

Вы спрашивали. «Господа офицеры, скажите, кто это на самом деле знает - может ли быть составлена Оперативная сводка в мирное время?» Вопрос, скорее всего, риторический? Как видим – не только может, но и составляли практический. В любом случае оперсводки составляется по приказу выстоящего штаба.

Вы спрашивали. «Сам факт составления трех Оперативных сводок за полтора суток о чем-то говорит или нет?» Отвечаю – такой факт говорит о том, что штаб ВВС получил приказ из штаба округа составлять такие сводки. Думаю, что Вы тот приказ в фонде №221 найдете.
+1
Edward - eddelff: 04.01.10 08:41
Сложно что то сказать. Предположений делать не могу. Но могу пояснить, что правила ведения делопроизводства, бывает, разняться. Я pдесь уже писал, что например одна структура внутринние документы считает входящими, другая - исходящими (одни считают, что они входят внутрь, другие- что выходят изнутри, тут дело вкуса). При этом, это даже может в штабе одной части происходить. На счет нуля вначале, то это гриф секретности, если ничего не изменилось - один ноль - секретно, два нуля - сов. секретно, ну и так далее. Но тогда не понятно куда делись нули в третьем случае.. Дробь ОП - тут, как фантазия играет. Может просто быть две первые буквы от слова "оперативный", может Округ Прибалтийский, да хоть Отдел Пропаганды, бывает и не догадаешься - придумывают на ходу. На счет подчиненности - все же округ на первых парах руководит развертыванием фронтов. Это в случае, если это не делает Генштаб. А вообще, конечно, впечатление путаницы. И да, наверно не исключено, что она возникла всвязи с тем, что не вводили в курс дела оба штаба. Все что могу сказать, на вскидку и по первым впечатлениям. Есть такое понятие "Штабная культура". А вот сдесь с ней явно что то не то.
0
Леонид - leonid: 01.01.10 22:28
На те замечания, которые я хочу сделать коллеге Edward, обычно раздаются раздраженные реплики, типа: торопился и некогда было следить за орфографией и проч. Тем не менее, жуткие ошибки в правописании элементарных слов, напрочь убивают впечатление от написанного. Edward, конечно, не глуп и неплохо разбирается в вопросах военной истории. Но, дружище, включите у себя функцию правописания. Режет глаз острее бритвы Ваши Сдесь, сЪИграет, путаницИ, неисключено ( НЕ с наречиями пишется раздельно) и проч. Не сердитесь на дружеское замечание. Подобные вольности могут запросто оскорбить уважающих родной язык гостей сайта Марка.
+1
Edward - eddelff: 03.01.10 04:09
Спасибо, учту и буду внимательней. )
0
- : 01.02.11 22:05

ОП - особый период, т.е. война

Обозначение 01 или просто 1 - это от конкретного делопроизводителя зависит или его начальника. Ничего иного, кроме сквозной нумерации, не требовалось, а как писать первые девять чисел - с нулем или без - безразлично. Замечу, что многие исследователи архивов слишком много внимания уделяют деталям документа. Да, очень часто они важны, они могут дать какую-то зацепку, но точно также они вообще не существенны. Забыли номер поставить, забыли дату поставить, по инерции фронт округом назвали и т.д.

Вообще, картина выглядит как-то так. Штаб округа/будущего фронта заблаговременно развернут в Паневежисе, а в Риге - запасной КП плюс структура округа,  оставшаяся от мирного времени, т.е. довольно много людей.

22 июня и в Паневежисе, и в Риге люди действуют согласно планам на ОП, т.е. разворачивают штаб фронта - каждый на своем месте. Начальство может мотаться туда-сюда - авиация же. Связь может быть не очень хорошая. А дальше возможны варианты и тут надо смотреть на сводки - они могут друг друга дублировать, особенно в первый-второй день, когда еще порядок был, могут отличаться - и там и там люди работали, т.е. собирали информацию, сводку готовили и т.д.

Все логично -  штаб ВВС фронта 22июня был в Паневежисе, потом переместился в Ригу, а потом к 30-му числу во Псков.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину