26.11.12

Полезный кусочек новой книги

Читать полный текст материала

Версия для печати


12
Комментарии:
+128
тимур - ebms: 28.11.12 03:43

Ещё один штрих в "развесёлую" тему о связи и управлении войсками. Довелось мне как-то быть дежурным по воинской части ( какая, суть не важно). А часть та находилась в ГДР, потом ФРГ.  Получаю звонок от оперативного дежурного о готовности получить шифрограмму. Получаю я эту шифрограмму, открываю сейф, достаю оттуда книгу шифров и пытаюсь расшифровать. Дело это вообще-то нехитрое, многие наверное этим занимались.  Вот именно, пытаюсь. НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ! Что в шифрограмме, неизвестно, а поэтому звоню командиру части( дело было ночью), объясняю суть и, к моему удивлению командир обошёлся без привычных армейских терминов на половые темы, а быстро таки прибежал. Конечно, у него также ничего не получилось и встревоженный командир уже вызвал начальника секретной библиотеки, так как кроме него помочь уже не мог никто. Прибывший "секретчик" с довольным видом поведал, что шифровальных книг ДВЕ! Один том есть, а второй уже не можем получить ДВА года! После этих слов у меня начался неконтролируемый истерический смех, потому что вспомнил "Похождения бравого солдата Швейка". Помните 2-х томник "Грехи отцов"? Там также было два тома, а нужного тома у офицеров не было, потому что Швейк решил по-своему и доставил только первый том, дескать пусть господа офицеры сначала прочитают  его. Ну а по иронии судьбы ( и глупости составителей шифра) расшифровать можно было только с помощью второго тома. Можете прочитать этот эпизод -"доставляет", как говорится в "Луркоморье". Всё закончилось ничем- текст мне потом продиктовали в открытую, нужный том так и не появился до вывода войск из Германии.

+8
Alex - alexmf: 28.11.12 04:31

Довелось мне как-то быть дежурным по воинской части ( какая, суть не важно)

Интересно, уважаемый Тимур, была ли это авиационная часть? Потому что, когда мне приходилось бывать там, меня, перефразируя Бабеля, учили: на вопрос "Где кончается авиация и где начинается порядок?" ответ дожен быть: "Порядок кончается там, где начинается авиация!" :=)

+64
admin - admin: 28.11.12 04:40

Так самое-то главное - что в шифровке, которую потом прочитали в открытую, было? Наступать к Ла-Маншу? Или сначала через Париж на Барселону? Или жена начпрода заказала колготки 48 размера?  

+16
Алекс - alexf: 28.11.12 15:30

Ну например матом по открытому каналу нельзя было ругаться, а по закрытому  - хоть восьмиэтажным. Особо хочу обратить внимание как служили Родине наши бравые парни - закрытую связь строгими приказами целого министра положено регулярно (и достаточно часто) проверять смеха ради, и в работающей системе командир бы урвал звиздюлей ровно на следующее утро в девять по нулям после несостоявшегося сеанса, а дежурный - немедленно после окончания контрольного времени пошел бы... учиться. А тут вот - поржали и курить пошли. Естественно, виноваты враги и руководство (список).

+8
жора - gosha1: 30.11.12 03:11

Ну например матом по открытому каналу нельзя было ругаться, а по закрытому  - хоть восьмиэтажным.

Во, навеяли... Вспомнилось, как в прошлом столетии, распугивая птичек и зверюшек в тихом карельском лесу, включился громкоговоритель и - таки восьмиэтажным - прокричал дежурному по станции обнаружения в дивизионе ПВО, чтобы тот продрал глаза, выключил музыку и положил телефонную трубку на место.

+8
Павел - pavgod: 04.12.12 07:35

Тоже навеяло...

А Х-ве, в ракетной бригаде, в послеобеденный перекур киномеханик обычно включал через радиоузел всякую дребедень. Обычно какой-нибудь "Маяк", а в тот день угораздило его, накрутил весёлую музычку, включил трансляцию, захлопнул дверь и ушёл куда-то спать. Кончается музыка, и на весь городок - "Вы слушаете Голос Америки из Вашингтона"...

Кинулись выключать, а где этого сачка по каптёркам сразу найдёшь ! Хотели питание выключить - никто не знает где, а обесточивать весь штаб не решились. Так часа полтора и слушали, просвещались. Уже хотели чуть не шашкой подорвать - дверь в кинобудке железом оббита. Замполит хотел судить, но потом командир рассудил - себе дороже выйдет, так и замяли. А главное, никто наверх не донёс, вот что интересно, хотя историю эту долго вспоминали.

После этого настроили "Маяк" навсегда и ручку нахрен открутили.

0
Павел - pavgod: 29.11.12 18:06

Рискну открыть Страшную Государственную Тайну:  велено было уйти на нелегальное положение,  дождаться "окончания перестройки"  и  к началу нового  Освободительного Похода оказаться в глубоком тылу.   Мобядро так и сидит где-то тихенько, для конспирации особняков накупили, детей там учат,  деньги в местной валюте в тамошних банках хранят.  А в последние годы и приписной контингент понемногу стал туда подтягиваться...

+16
Павел - pavgod: 28.11.12 09:16

Эта ситуация описана у Ярослава Гашека в "Бравом солдате Швейке" почти сто лет назад. Прогуглите "Гашек-Швейк-Грехи отцов" . Вот что значит - Вечные Ценности !

Для ленивых даю ссылку:   http://lib.ru/GASHEK/shvejk3.txt

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 28.11.12 21:07

Неужели найдётся семья, в которой нет этой книги?

+8
Павел - pavgod: 29.11.12 02:55

Какой книги ? Второго тома "Грехи отцов" Людвига Гаунгофера ? Той, которую Швейк оставил на полковом складе в Будейовицах ? :=)))

А с другой стороны, были же дивизии, и даже корпуса с армиями, в которых не было радиостанций !...

+16
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 29.11.12 03:09

1-го, конечно, который Швейк ВСЕМ раздал. А кому пришло в голову на склад ехать за 2-м?

0
Юрий - ancientraven: 03.12.12 22:10

Да, доставило. Начальника штаба надо было сразу же снять с должности и отдать под трибунал, а секретчика-прапора - ссаной тряпкой из армии. Я 4 года дежурил на КП БСП РВСН, не было ни одного дежурства, чтобы нас не потренировали в расшифровке - зашифровке сообщений. Работали по "Волге" с блокнотами перекодировок, норматив по времени был жёстким, надо было расшифровать, связаться с КДС (а дело обычно было глухой ночью, и пан подполковник изволили почивать в жилой зоне), получитьу указивку, составть ответ и перекодировать. Не уложишься - позор. Ребята-лейтенанты, пиджаки-двухгодичники, справлялись вполне успешно. А кадровые ниже чем на "пятёрку" никогда не отрабатывали. Ну, конечно, РВСН, постоянная готовность, но если к делу честно относиться и водку не пьянствовать.....так и у мотострелков должно получиться.

+16
тимур - ebms: 28.11.12 04:36

Овечаю. Это был склад боеприпасов, конечно не само здание склада, а организационно-штатная структура по хранению, ремонту, получению и выдачи  самых разных, больших и малых ракет и артиллерийских выстрелов.

+16
тимур - ebms: 28.11.12 04:45

В шифровке была полная ерунда, так что и не помню. Хотя, конечно, только таким путём и можно выявить прорехи. Выявить-то выявили, да не исправили. НУ НИКТО УЖЕ НЕ ВЕРИЛ, ЧТО БУДЕТ ВОЙНА! Тогда тоже многие не верили. Увы.

+16
тимур - ebms: 28.11.12 04:51

Кстати, раз уже разговор зашёл о боеприпасах.  Ядерное оружие вывезли только в 1992 году.

+32
Павел - pavgod: 28.11.12 09:18

Вначале вывозили "Мерседесы" и сигареты. Ядерное оружие и на х... никому не нужно, могло и полежать...

+32
Alexey Ch - ale-c: 29.11.12 00:06

"Применительно к военной технике, принятой на вооружение Красной Армии, должен применяться принцип ПРЕЗУМПЦИИ ПРИГОДНОСТИ для боевого применения".

Году в 1991 поехали мы от института на Киевский комбинат Химволокно за 20 л сероуглерода. Вещь вредная и очень легко воспламеняющаяся (кипит 46°С, а загорается от трения стекла о стекло, если открывать бутылку со стеклянной пробкой), положено хранить только в железной канистре под слоем воды. Выдали нам две институтские канистры для него, я говорю "Они ж рассыпаются, давайте возьмем стеклянную бутыль и никаких проблем". – "Не положено, только в канистрах". Делать нечего. Налили в них воды – не капает, вроде нормально.

Поехали на микрогрузовичке (марку не помню) с деревянным кузовом и брезентовым фургоном. Налили, едем назад. Комбинат большой, не успели выехать, вдруг загорелось. Началось все эффектной вспышкой, я сам не понял, как выскочил из машины. Но мы были вдвоем, напарник служил на подлодке, и он выскочил не сам, а с канистрами. Оказалось, в одной была дырка, которая присохла. А как налили сероуглерод – протекла.

В общем, брезентовый верх машины начал очень живописно гореть. Кончилось все неожиданно хорошо. Брезент с машины сняли (он сгорел), деревянный кузов залили водой из очень удачно оказавшейся рядом лужи, а железо все осталось целое.

 К чему рассказ. Было это еще на комбинате, рядом с выездом, где у них собственная бензоколонка. Суета там поднялась (когда брезент горел), натащили огнетушителей, я потом сосчитал – 14 штук. НЕ сработал НИ ОДИН. Если б не лужа, сгорела б машина.

+16
Павел - pavgod: 29.11.12 03:23

Навеяло.

К Томасу Эдисону пришёл молодой гениальный изобретатель, и предложил ему кислоту, которая абсолютно всё разъедает. Эдисон отказался, сказав:

- Мне не в чем будет её хранить.

Это присказка.

История из жизни. Ещё студентом мы подрядились с приятелями разгрузить на Химзаводе вагон с бутылями с серной кислотой. Оплетённые такие, килограмм больше 20 весом. Дело было летом, жарко, из одежды - брюки, и босоножки. Ни  о каких халатах, рукавицах  и сапогах и речи не было.  Снял я одну бутыль со второго  яруса и понёс перед собой. А бутыль оказалась треснутой, оплётка снизу вся сгорела, дно держалось только за счёт веса. Несу, дно отваливается, и все эти литров 10 кислоты - мне на ноги !  Я выскочил из вагона, и первое что увидел - заросший пожарный водоём, пополам с лягушками. Я туда с разгону прыгнул, тем и спасся. Отделался нетяжёлыми ожогами. Брюки превратились...брюки превратились... превратились брюки ... в модные шорты.

А вы говорите - лужа ! В трудную минуту и лужа -  Дар Божий.

0
admin - admin: 29.11.12 17:57

Уважаемый Алексей,

я совершенно не понял, какое отношение имеет Вам рассказ к тезису "Применительно к военной технике, принятой на вооружение Красной Армии, должен применяться принцип ПРЕЗУМПЦИИ ПРИГОДНОСТИ для боевого применения".

Поясните,  пожалуйста, а если отношения не имеет, или удалите офф-топ

+16
Alexey Ch - ale-c: 30.11.12 21:27

В армии я не служил, только был на сборах. Не могу сказать как реально, но мне кажется, что любом ЧП (в том числе с началом войны) неизбежно внезапно оказывалось, что где-то (во многих местах) какая-то техника не работает. Типа на МИГ-ах "синхронизатор стрельбы не отладили" за полгода.

Конечно, это "человеческий фактор". Если бы ..., то техника бы работала. Но фактор этот никуда не денешь. Это я и пытался проиллюстрировать рассказом.

Думаю, среди брошенных при отступлении самолетов многие действительно не могли взлететь (не смогли именно здесь и сейчас). Сколько? - выяснить уже невозможно. Возможно, квалификация летчика (или техника) не позволила запустить практически исправный самолет. Но по "принципу презумпции пригодности" все самолеты были годными, а их все равно побросали. Думаю, это все-же значительно расходится с реальным поведением людей.

+32
Роман - romul: 29.11.12 02:10

Уважаемые господа. Прошу прощение за некоторую эмоциональность, но чеслово не пойму об чем речь, ну то биш спор? Какая-то дивизия в мирное время, пушки на складах, рации на складах и т.п. извиняюсь чухня. Кто-то из вас в дивизии вобще-то служил? В настоящей мотострелковой дивизии? Какое мирное время? У дивизии нет мирного времени вообще. Просто нет. Дивизионный полигон (Учебный центр) все время занят техникой и бойцами, которые бегают туда-сюда, тренируются и стреляют  по мишеням, как стационарным так и движущимся. Сегодня один полк тренеруется, завтра другой, послезавтра  какой-нибудь отдельный батальон или дивизион, а полк, который тренеровался "сегодня", послезавтра уже выезжает в "Запасной район" для отработки развертывания по команде "боевая тревога", и так до бесконечности. Да, какая-то техника, в том числе и радиостанции, в ходе эксплуатации могут на время выходить из строя, но все тут же чинят при помощи местных умельцев и спецов (таковые имеются в каждой части), служащих рембата и естественно матерков вечно спешащего начальства. В дивизии каждый день у какой-то части бой и война, плюс общедивизионные сезонные учения - зима, весна, лето, осень - какое тут к чертям мирное время? Какие пушки и рации на складах? Вы вообще о чем?

+12
Пётр - pyotr-ton: 29.11.12 03:49

как, оказываеится, всё здорово-то в армии нашей

а мужики-то и не знали

когда же вы время находили траву зелёной краской красить, если всё время были заняты боевой подготовкой? :)

+12
Алекс - alexf: 29.11.12 05:14

Ну что за вопрос? Ночью естественно! И заодно бордюры выровнять к подьему!

-16
Роман - romul: 01.12.12 23:53

Уважаемый Петр. Я не говорил что в сов. армии было все здорово, но время находилось и для политзанятий, и для строевой муштры, и для занятий по боевой подготовке, и для покраски травы и пришивания листочков на деревья, для придания им необходимой "кустистости". Другое дело, что из всего того, больше всего запоминалось и усваивалось бойцами и их командирами, не факт что именно боевая подготовка. Знаете анекдот про генерала, который на встрече бывших одноклассников, на удивленный вопрос учительницы о том как он сумел стать генералом, ведь хуже всех учился и ничего не знал. ответил: "А я и теперь ничего не знаю, но чтобы к утру было зделано".  В сов. армии все было круглосуточным, и добрая половина занятий в армии , называется одним словом - фигня. Но это не значит что совармия не готовилась воевать, еще как готовилась, другое дело, что опять же не столько головой, сколько пушечным мясом. Вот так.

+8
URA - tsusima05: 29.11.12 13:02

Уважаемый Роман, 

прошу не посчитать мой вопрос за придирку, но все-таки:
Вы  про какие годы говорите? Когда в таком напряженном режиме жила эта настоящая мотострелковая дивизия?

Сам я служил не в мотострелковой дивизии, но друзья  в таковых служили. Вроде бы, в настоящих дивизиях служили.
Но ни от одного из них, ничего подобного не слыхал... 

+12
Alex - alexhh: 29.11.12 21:02
Комментарий удален
+8
URA - tsusima05: 30.11.12 12:46

Тоже был на том заводе в Артеме (кажется в 83-м).
Единственный раз в жизни, именно там, вблизи рассматривал Ту-22м. 

0
Роман - romul: 29.11.12 21:17

Уважаемый ЮРА. Не посчитаю. Я говорю про начало 80-х гг. прошлого ст., Забайкальский Военный Округ. Не знаю в каких дивизиях и частях служили ваши друзья, возможно они дальше своей части и не бывали и за всю дивизию знать не могут. Но я, по роду службы побывал в различных частях и имел пропуск в штаб дивизии. Поэтому ситуацию по дивизии знал и помню неплохо. Конечно, интенсивность подготовки и отношение к службе в различных частях была разная, здесь многое зависело и от командира части. Но то, что в дивизии постоянно проходили какие-то стрельбы и учения в частях, это вовсе не фантазии, а реальные наблюдения. А то что в совокупности с этим бытовала начальская дурь, показуха и тупая муштра, это тоже правда. И одна правда не исключает другой. Кстати, мои дядья тоже служили в сов. армии в конце 40-х, начале 50-х гг., мой старший брат служил в 70-х, и все рассказывали тоже что и сам я в последствии наблюдал. Сов. армия готовилась к войне, другое дело, что наряду с тем, она успевала делать еще и кучу ненужных и несвойственных армии дел. мало какого командира интересовало - сыт солдат, выспался, способен усвоить уроки по боевой подготовке, или же он выезжает на боевые стрельбы или учения после ночной покраски травы и дернования лужаек вокруг казарм и штабов, а в результате - уснувшие и угоревшие в кунгах, нечаянно выдернувшие чеку из боевой гранаты и пр. чп. Кажется где-то уже писал, что согласно секретной сводке, в один из кварталов, ЗабВО по кол-ву потерь превзошел даже 40 армию уже воевавшую в Афганистане. По этому поводу даже специальное совещание было в МО. Вот так.

+8
URA - tsusima05: 30.11.12 12:42

Спасибо, уважаемый Роман, за объективный ответ!
Хоть мне гораздо больше, из моей службы, именно бардак запомнился, но с Вашей оценкой,  соглашусь. 

+12
Иван - tihiy: 01.12.12 12:27

Ох, ЗабВО. Самое непрестижное место службы, офицеры туда мягко говоря добровольцами не рвались. Из развлечений одна водка. Она конечно и везде была первым способом времяпрепровождения, но за Байкалом просто альтернатив не было, так что глушили изо дня в день. До солдат ли было этим офицерам? Отсюда и травматизм и т.п. выше чем в среднем по ВС.

+8
Роман - romul: 02.12.12 00:08

Уважаемый Иван. Согласен с вами, с небольшим дополнением. Знаю, что водкой (самогоном и спиртом) баловались не толко в ЗабВО, а во всем эсэсэре, и в немалых декалитрах (и по сей день). Но в Забайкалье действительно, наверно, выпивали рекордное их кол-во, поскольку пили все военные - от рядового до генерала (правда рядовых и сержантов, если начальство "застукивало", то наказывало) и местное население - от мала до велика. 

0
Роман - romul: 02.12.12 00:26

В принципе, согласен с ПРЕЗУМПЦИЕЙ ПРИГОДНОСТИ к применению боевой техники в КА, поскольку такая же презумпция распространяется на армии всех остальных стран. Презумпция непригодности же, применительно лишь к КА, выгодна исаево-мухинцам и прочим дрержаво-патриотам, это необходимая подпорка для их падающих теориек о "неготовности КА", но ведь по законам логики, тогда презумпцию непригодности, следует применить ко всем армиям мира, в т. числе и к вермахту - какой-то процент неисправной техники был у всех, и если у вермахта этот процент был ниже, то не только в силу немецкой аккуратности и лучшей подготовки, но скорее в силу того, что и самой техники у вермахта было меньше, в соотношении же, думаю, что процент неисправной боевой техники у всех был примерно одинаков.

12

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину