19.08.15

Август 91-го. Была ли альтернатива?

.

Читать полный текст материала

Версия для печати


Комментарии:
+32
Павел - pavgod: 21.08.15 04:46

У Горбачёва было много лет и близкие к идеальным условия, чтобы практически беспрепятственно этот план хотя бы сформулировать, в общих чертах. Я уже не говорю, что он (план) уже давно должен был быть, и в сейфах на Старой Площади, и в головах большинства народа, я уж не говорю про учёных, интеллектуальную элиту. Он мог сразу же провести минимальные реформы: элементарную либерализацию, амнистию для политических и "церковников", широкую культурно-национальную автономию для республик, мягкую конфискационную денежную реформу , совмещённую, напрмер, с выкупом жилья (с землёй), социальной и медицинской страховки. Но никак не Павловский позор, окончательно добивший доверие к "деревянному" и вызвавший печатание вагонами новых. Вывести сразу и безоговорочно войска из Афганистана, провести  демилитаризацию Восточной Европы (и прежде всего - страны !) в обмен на признаное доминирование на ех-совковом пространстве. И ещё много из того, что понимает и предложит любой минимально думающий человек.

Я не говорю, что это однозначно привело бы к успеху, но Горбачёв и страна получили бы передышку от коллапса лет на 10-15, а за это время можно было собраться с мыслями и что-то решить. А он начал с ... срам вспоминать. Причём, его антиалкоголизм - это наименее болезненное из его "свершений". А вместо этого, было сделано не то, не так, слишком поздно. Все это все видели, не предпринимая ничего, вернее наоборот, приближая 19 августа 1991 года. Когда же это закономерно произошло, тут Марк безусловно прав, на улицы вышло от долей до единиц процента народа в попытке остановить неизбежное, "ибо не ведают, что творят". Никто и не подумал взять под контроль штабы, министерства, дирекции, "почту, телеграф, телефон", и главное - банки. Но и тут, вместо трезвых выводов прозвучали привычные утопии, вроде Ельцинского "Жить будем плохо, товарищи, но недолго"... Так и получилось...

+24
shimon - shimon: 20.08.15 21:18

вроде Ельцинского "Жить будем плохо, товарищи, но недолго"...

Эту фразу приписывают Лукашенко.

0
Павел - pavgod: 21.08.15 01:01

Нет конечно, до Лукашенко ещё было много лет...

0
Егор - wegwarten: 20.08.15 21:45

Да, уважаемый Павел, не только Горбачев лично, но и "коллективный Горбачев" - партия реформирования Союза, оказались не способными на такой серьезный и сложный проект и по интеллектуально-морально-психологическим качествам и по политическим и управленческим талантам. Не потянули...

Но и их конкуренты - того же разлива... Фактически процесс пошел по пути наменьшего сопротивления, ну и, как всегда, по простым людям бульдозером, фигурально выражаясь (и не совсем фигурально)...

Ну хотя бы увидим новый исторический цикл теперь...

+8
Павел - pavgod: 21.08.15 04:34

Мне когда-то довелось встречаться с довольно высокими парт-чинами тех лет. Я предложил: если они покажут мне хоть один документ, любого уровня, который не то чтобы предусматривал какие-то преобразования в стране, а просто - констатировал объективную обстановку в экономике и политике страны, я тут же стану пламенным комунистом на всю оставшуюся жизнь. Не пришлось...

Равно и оппоненты "власти". Никто из них (!)  не вынул "из стола" ни проекта Конституции, ни свода законов, ни глобального плана для СССР-России на ближайшие 20-30 лет, ни даже простого, но глубокого  аналитического исследования о состоянии страны. Максимум - более или менее честная публицистика, чаще - переложение Западных задов, ориентированная на таких же оппонентов власти. Но строить экономику и управлять страной на основании публицистики, тем более из такого драматического положения - сомнительное, мягко говоря, дело. Вот и сейчас, звучат не аналитика и социология, а та же публицистика. Как говорил Михаил Жванецкий: "Народ уже не смеётся над словами, он смеётся над цифрами". Хотя простейшие тренды на основе информации о состоянии страны тех лет показывают те же результаты, что мы видим и в реальности, может реальность оказалась даже немного лучше. Везуха (или хитрая возня) с ценами на нефть в минувшее десятилетие показала, что ничего эти "сверхдоходы" не дали - их просто некуда было деть в стране, кроме как тупо распилить-украсть-пропить-промотать. А надежда на то, что китаёзы и амеры за наше бабло нам всё подгонят, оказалась "мифью", как говорил тогдашний Нарышкин - Рафик Нишанович Нишанов.

+48
Егор - wegwarten: 20.08.15 22:21

А вот, кстати, интересно, если бы на Германию в начале тридцатых пролился бы нежданный золотой дождь?

Сравнимый с сумасшедшими нефтедолларами нулевых 21 века для "петрономик" ...

К чему бы это привело, интересно, чисто гипотетически?

Обошлись бы вообще без Гитлера? Или на все деньги развивали бы армию и флот для того же самого, что и в реальной истории?

Или бросили бы работать по-немецки, а только скупали бы соседские активы, да самых сумасшедших ветеранов прежней войны "отпускали" погулять с оружием за границу пока остальные арийцы буржуазно пресыщаются и голубые фишки подсчитывают ?

-40
- : 20.08.15 23:20

К чему бы это привело

Ни к чему бы это не привело. Эти "нефтедоллары" союзники бы выгребали в счет репараций. Гитлер появился не от бедности Германии, а от отсутствия у союзников ума и совести.

+56
shimon - shimon: 20.08.15 23:43

Вообще-то к моменту прихода Гитлера к власти репарации уже были отменены с согласия победителей, да и раньше их неисправно платили. Зато жаловались много.

-40
- : 21.08.15 05:09

Никто их не отменял, они были временно приостановлены вследствие моратория Гувера на выплату американских долгов, который потянул за собой остановку выплат других межгосударственных платежей, включая репарационные. Последний платеж по репарациям 1919 года Германия произвела в 2010 г. 

+56
shimon - shimon: 22.08.15 11:11

Под американскими долгами Вы понимаете долги, которые должны были платить Америке, а не Америка, верно?

После гуверовского моратория в 1931 была Лозаннская  конференция в 1932 , которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Но поскольку при Гитлере и эти платежи были остановлены, после 2МВ Германию обязали выплатить долги по Версальскому договору. И ничего, выплатили, никакой Гитлер не пришел. А Гитлер, не найдя денег на репарации, на огромные вооружения нашел. На дороге, видимо, валялись.

+40
Павел - pavgod: 21.08.15 02:17

...если бы на Германию в начале тридцатых пролился бы нежданный золотой дождь?

А такой дождь таки да, пролился. Причём, он был намного ценнее денег - в виде огромного сверхнормативного труда немецкого народа. Главное, этот прирост труда был достигнут без минимального принуждения, даже экономического, и даже без особого перенапряжения сил. Тельмановскую КПГ даже "критиковали" в Коминтерне за отутствие "классовой борьбы", даже с чисто экономическими требованиями. Много раз отмечалось, что до средины войны промышленность Германии (за исключением непрерывки) работала, в основном, в одну смену. Наоборот, этот повсеместный рост напряжения труда в Германии сопровождался невиданными даже для США (тем более - Западной Европы) социальными, проф-образовательными, оздоровительными программами, парадоксально заложившими условия для быстрого восстановления страны после сокрушительного разгрома в войне. План Маршала лёг на благодатную почву.

А что могли бы сделать большие, даже огромные  деньги в Сталинских колхозах и полу-принудиловке военных заводов, если даже свирепыми "указами" ("двушечка" за 20 мин. опоздания и "пятёрка" - за горсть колосков) не могли поддержать уровень труда на требуемом уровне.

0
Егор - wegwarten: 21.08.15 06:30

нет, уважаемый Павел, это все-таки другое... Тут все-таки, немцам трудится пришлось, вкалывать, хоть и с нордическим арийским энтузиазмом, но собственными руками и у станков (а так же в полях и на фермах), и (Вы правы - с определенной пользой для развития), а я про такую ситуацию, что просто много шальных сверхдоходов и можно на них все покупать. Хоть труд мигрантов , хоть любые новейшие произведения машиностроения... И кредиты любые, и все как мы недавно видели...

+8
Павел - pavgod: 21.08.15 07:05

Сверхтруд одних - это сверхдоходы других, в целом - у нации. Это - именно то. Особенно, когда этот труд (особенно - такой его подъём) возникает вроде бы из ничего. Эти доходы максимально справедливо распределяются среди народа. Я считаю, что главное - не происхождение дохода, а то, как им рапорядиться. Шальные доходы порождают коррупцию, которую трудно остановить. Труд мигрантов созидательный труд не заменит. Послевоенный опыт показал, что труд миллионов мигрантов породил только социальную ленность и разрушение традиции и культуры труда, везде, куда проникают мигранты. Они редко поднимаются до уровня труда коренного народа, и уж совсем никогда не поднимают культуру труда, скорее они тянут её вниз. Любая нация с таким уровнем труда, как межвоенная Германия, имеет самые совершенные изделия машиностроения, и всё, что ей реально нужно ей с охотой продадут в обмен на её продукцию. А всё, что можно купить, нужно ещё чтобы кто-то произвёл и захотел продать. Это далеко не всё, даже не говоря о санкциях и ограничених. Беда только в том, что вожди угробили эти достижения и подъём на идиотскую и преступную имперскую бредятину.

Вы уж простите, но я конченый консервативный лейборист, а тема - бесконечна...

+8
Егор - wegwarten: 21.08.15 07:54

В данном случае мы с Вами чуть чуть о разных процессах говорим, но, разумеется, не могу не согласиться с такой оценкой роли труда в формировании общественного богатства...

Очень похоже, что Украина сейчас как раз положительный пример начнет показывать в этих вопросах, если реформы до конца доведут. Но и на то похоже, что - доведут...

 

+16
Павел - oriens: 21.08.15 00:10

Браво, Марк Семенович.

+24
Valdis - laacisv: 21.08.15 02:33

http://www.liga.net/opinion/247013_krakh-imperii-no-ne-pobeda-demokratii-kto-prishel-na-smenu-gkchp.htm

+32
Lina - lina: 21.08.15 04:50

Оттуда:

большинство россиян - просто не могло понять, что демократического Советского Союза быть не может

Как, кстати, большинство даже либерально мыслящих русских сейчас не понимает, что невозможна никакая демократическая Россия в нынешних границах, что “тюрьма народов”, гнусная империя просто не может быть демократической. Да и самое главное - большинство людей в Москве об окраинах просто не думало, для них Советский Союз и был Россией.

Интересно спросить тех, кто в этом участвовал: а как они тогда думали (или не думали).

+8
Vogul - vogul: 21.08.15 18:04

империя просто не может быть демократической.

Ещё, помнится, был такой лозунг. Предвыборный.  Лозунг "либеральной империи" (А.Чубайс).  Звучит так же бессмысленно, как выражение "живой труп". Оксюморон. Со временем об этом лозунге благополучно забыли.   Русская демократия и русский либерализм заканчиваются там, где начинается национальный вопрос.

+64
Lina - lina: 22.08.15 02:45

Что поразительно, так это насколько это русское имперское проникло в подкорку людей.

Говорила я с человеком. Еврей из Питера. Уехал где-то в 90-м - 91-м лет в 25 и совершенно перестал интересоваться событиями на доисторической родине. Украино-российский конфликт ему глубоко пофиг. И всегда российский национализм был ему естественно скорее враждебен.  

Съездил в Украину, посмотрел на людей, вернулся очень удивлённый: "А хохлы-то оказывается совсем на русских не похожи! Это, оказывается, другой народ!" А до этой поездки разницы не видел и украинцы для него были всего лишь подвидом русских. Он же видел до этого украинцев только в России и они не отличались внешне (не знаю на счёт внутренне) от всех остальных. То есть отождествление Россия = её империя сидело и сидит у россиян где-то очень-очень глубоко.

+16
Александр Ш. - ashishkin: 23.08.15 13:20

Да, всё так. В августе 91-го я тоже был такой же: и демократизация СССР как единого целого не представлялась мне невозможной, и уж тем более демократизация России в границах РФ. И насчёт украинцев, кстати - думал примерно так же, как и этот Ваш знакомый до поездки в Украину.

Понадобилось много времени, размышлений и наблюдений издалека, чтобы осознать, насколько плохо я понимал тогда происходящее вокруг.

+8
Honey badger - honeybadger: 24.08.15 20:18

То есть отождествление Россия = её империя сидело и сидит у россиян где-то очень-очень глубоко.

Так ведь ничего другого не было. Старая Россия и была империей. А новой монархическую корону надели на герб уже при ее создании.

+32
Павел - pavgod: 21.08.15 03:24

"Википедии" грозит блокировка – администрация ресурса отказалась удалять статью о наркотиках по требованию Роскомнадзора

Злые языки уже сообщили, что "подлинная" причина в том, что Вика поместила скреподробительный материал  о галеонах, утверждавший, что они появились никак не раньше XVI века, и к Священной Корсуни никакого отношения иметь не могут...

Галеон (galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков

+24
Vogul - vogul: 21.08.15 18:48

Галеон

Не путать с галерами .   :-) 

+8
Павел - pavgod: 22.08.15 02:33

Ну, там Он - галерный раб, ещё с прошлого века...

+56
Николай - nsyedin: 21.08.15 04:33

То, что коллапс неизбежен, возможно, начали понимать уже в середине 60-х годов в период косыгинских реформ, а в 80-е все просто пошло в разнос, пошли техногенные катастрофы и не стало продовольствия. Читал на одном из пленумов Горбачев предложил уйти в отставку, когда разгарелась полемика по перестройке, мол сами делайте как хотите, а то все критикуете. Ни один, включая Лигачева, не поддержал - никто не хотел брать на себя ответственность за полный крах. С Марком Семеновичем полностью согласен, еще Джилас в книге "Новый суперкласс" писал, что рано или поздно номенклатура разделит этот пирог, а люди как были не более, чем скот, который можно на пулеметы брость или на строительство БАМа, так им и останется. Но это не более, чем выбор самих людей. За свободу надо платить очень высокую цену, возможно и жизнь, проще молчать в тряпочку и повязывать георгиевские ленточки, не работать, ни к чему не стремитсья, как-то выживать в этой бессмысленной и беспощадной системе.

+8
Егор - wegwarten: 21.08.15 07:44

Уточню свою мысль, через художественный образ: вот вместо того, чтобы работать, служить и т.п. сидели бы арийцы себе в пивных  или даже в ресторанах, дули бы из кружек и стаканов, смотрели бы кино и матчи, покупали бы себе массово американские форды по потребительским кредитам, чтобы украсить их надписью "Roosevelt ist ein Schwein!", а так же продукты и деликатесы и ширпотреб из буржуазно-развращенных плутократами стран, привозили бы себе работников из окрестных стран победнее - автобаны и здоровенные офисные здания строить, урожай убирать, в общем нормально поднимались бы с колен, после веймарского кошмара и лихих кризисных лет... 

Вот именно такую историческую фантазию...

Какова была бы в этом случае судьба рейха, какими бы стали его пути?...

 

+24
Павел - pavgod: 22.08.15 02:40

Надо было ещё очень постараться, чтобы создать продукцию лучше немецких автомобилей, деликатесов и ширпотреба.

А судьбу такого "рейха", с потребительскими кредитами в 30-40% и выше,  можно увидеть из сегодняшних газет...

+8
Семен - semen-izdali: 21.08.15 13:11

Дп, с каким восторгом большинство (пусть и не "86%") поддерживает все последние начинания....... Альтернативы не было.

+48
Lina - lina: 21.08.15 14:08

Из комментария под статьёй МС.

Артур Хайфа

20 августа рано утром погнал машину на сервис... И пока стояли с мужиками в очереди, слушали радио... Помню, у одного такая тоска в глазах была после повтора обращения ГКЧпистов ..."Что, опять назад, к тому что было..." - с такой безнадегой сказал, меня аж передернуло...

-24
Виталий Литвин - vitl: 22.08.15 17:01

Уважаемая Лина,

Прошло пять лет, выборы.

С одной стороны позорный алкаш Ельцын,только что  проигравший позорную войну, разрушивший благополучный СССР и доведший новообразованную Россию до полной нищеты

С другой - благообразный коммунист Зюганов.

И проголосовали за алкаша.

+16
Lina - lina: 22.08.15 17:46

А коммунисты ничего не разрушали? До основанья?

0
Егор - wegwarten: 23.08.15 03:45

коммунист Зюганов как следует отработал свою роль на тех выборах...

Вон в Венесуэле не то, что за алкаша, а за потустороннего президента проголосовали и нормально...

Когда оппозиция знает свою роль, а все рычаги в надежных руках, то можно идти на выборы прямо из реанимации...

Кстати, как объяснял тогда некто Чубайс - альтернативой демократическому голосованию был переворот подготовленный неким Коржаковым, но он, Чубайс, предотвратил, голосуйте на здоровье, выбирайте сердцем...

+8
Honey badger - honeybadger: 24.08.15 20:22

разрушивший благополучный СССР

Разрушивший какой СССР?

+12
Gregory Brodsky - brodsky: 21.08.15 20:20

Уважаемый Марк Семенович!

Вы свои собственные книги перечитайте.

Это страна рабов, в котором и работяги на местах - рабы, и чекисты на местах - рабы, и назначенные ЦК директора заводов - рабы, и генералы КГБ - рабы. Вот поэтому реально сопротивлялось так мало народу. Проблема же оказалась в том, что сами члены ГКЧП тоже были рабами до мозга костей. и после первого же, довольно символического сопротивления они подняли лапки вверх. 
 
Другой вопрос - может ли быть в России по-другому, или ее судьба навсегда определена ее рабской психологией? Я не знаю. Но вот у меня на глазах пример евреев.
Государство Израиль создали люди, полностью оторванные от традиционного еврейского воспитания и воспитанные на традициях европейского национализма конца 19 - начала 20 века. Менахем Бегин, например, все тупо с Пилсудского копировал, даже символику.
Результат - после того, как евреи оказались вне Европы и предоставлены сами себе, они начали возвращаться к своему "нормальному" состоянию. Например, если у выросших в Европе сионистов было правило - "неважно, что скажут гои, важно, что сделают евреи", то для нынешних лидеров главное не сколько нароа погибнет от терактов, а - "что скажет Америка, что скажет Европа".  И государство свое они разрушают собственными руками.

Вот  пример, как ментальность народа определяет его судьбу.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Copyright Mark Solonin
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину