19.01.12

22 июня, 4 час. 10 мин, высота 300 метров...

Публикацию документов люфтваффе начинаем с отчета об одном из самых первых советских самолетов, сбитых в небе той страшной войны

Читать полный текст материала

Версия для печати


12
Комментарии:
+12
Don Eujenio - yevgeny: 20.01.12 05:28
Комментарий удален
+20
Андрей - meetin: 20.01.12 05:43

La rata - это "еще" по-испански...

+136
Don Pedro - don-pedro: 20.01.12 05:47

       "Крысой" И-16 немцы, прекрасно знакомые с этой машиной еще со времен Испании, действительно называли именно этот исстребитель. Так что все правильно. А с аэродрома мог подниматся и самолет не этого полка, просто кто-то другой приземлился. А может, этот немец вообще никого не сбивал, и имела место обычная на войне приписка :).

         Меня позабавила фамилия обер-лейтенанта- Олейник (Olejnik). Чисто украинская фамилия "Олійник", что в переводе на русский с украинского ="Маслов" (по украински "олія" = "подсолнечное масло"). Наверное, "истинный ариец". Мне это напоминает "завоевателя Норвегии" немецкого генерал-полковника фон Фалькенхорста. Он был в девичестве "Ястржембский", сменив потом фамилию на более немецкую :).

     А патроны он мог еще где то расстрелять. Скажем, по пехоте или по тому же аэродрому, над которым он сбил (или не сбил) советский И-16. Просто не сообщил об этом. Забавно, кстати, что немцы 15-мм пулемет называли пушкой. Для грозности, наверное. Ни в СССР, ни в Чехословакии, ни в Британи, где во времена ВМВ были на вооружении пулеметы калибра 15 - 14,5- мм. (чехословацкий ZB-38 и пулемет Владимирова) никто их пушками не называл. ZB-38 был и у немцев (в частности, в войсках СС), и там он тоже проходил как пулемет, а не пушка.

       В целом, интересный материал. Большое спасибо!

+26
Андрей - meetin: 20.01.12 05:51

Так и знал!!! А минус ставили? Человек лишь спросил. :)

+8
Don Pedro - don-pedro: 20.01.12 05:58

Я, Андрей, не первый раз уже замечаю, что эти -+ имеют для вас большое значение :).

+16
Андрей - meetin: 20.01.12 06:08

Не. Не то. :)

+16
Galina - galaf: 21.01.12 17:09

-+ действительно имеют значение, но вовсе не для накопления символической суммы, а для определения отношения других участников дискуссии к высказаной мысли или вопросу. Если мне без разницы мнение собеседников, так зачем тогда общаться ?

+12
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.01.12 16:17

Изделие MG-151 (Маузер) применялось в качестве крупнокалиберного пулемёта и обозначалось MG-151/15 или пушки - MG-151/20. Заменялся лишь ствол. В справочниках изделие называется пушкой в любом случае.  Обсуждение фамилии обер-лейтенанта вызвало удивление. Возьмите телефонный справочник большого немецкого города и найдёте там множество славянских фамилий. Отнюдь не все их обладатели приехали после 1990 г.

+10
admin - admin: 21.01.12 18:26

Вы даже не представляете, сколько террабайт флуда породили дискуссии о 15-мм пушке/пулемете... Конечный вывод мудрости земной таков:  "То, что стреляет снарядами - то пушка". А снаряд - это то, что с ведущим пояском из мягкого металла на жестком металле корпуса снаряда (а вы думали. что все так просто?)

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 21.01.12 22:45

Я ничего не думал, а переписал абзац из справочника. Если авиаконструктор, став профессиональным историком, с полным на то правом читает и использует исторические документы, то специалист по общей радиотехнике, главным образом, по автоматическому управлению (в основном, ракеты SА), являясь читателем, имеет право прочесть и процитировать справочник "Авиация Люфтваффе". А уж откуда его составитель Шунков взял этот материал, не моё дело. Может, из Das grosse Flugzeugtypenbuch (1987) У меня эта книга пропала при обстреле в Кирьят-Шмоне. Мы ж не на Учёном совете. Тем более не на допросе у лубянских человеколюбцев.

Успехов в дальнейшей работе и всех благ!

+8
Richard - frankott: 20.01.12 17:34

http://ru.wikipedia.org/wiki/Олейник,_Роберт_(пилот)

http://vif2ne.ru/forum/0/arhprint/720244

Помимо  R.Olejnik  в III. Gruppe  Jagdgeschwader 1 "Oesau" были  Herbert Kijewski,Alfred  Grislawski.  Фамилией славянского происхождения в Германии мало  кого можно  было удивить. Стоит  только  старые  немецкие сказки  почитать-там столько  персонажей  с необычными,"не немецкими"(лужицкими-сербскими-сорбскими и др.) именами. Да  вот и Э.Манштайн  тоже  отличился - "в девичестве"  был  фон  Левински. А еще  Вальтер  Новотны,Вальтер  Крупински.Вообще,в ВС 3 Рейха

было  много  австрийцев,чехов и пр. Генерал-полковник (нем. звание "генерал-полковник"  соответствует  русскому званию "генерал армии")Лотар Рендулич,к  примеру.,не  говоря уже  об  знаменитом австрийце  из  Браунау-на -Инне.

+38
Константин - holic: 20.01.12 17:26

Фамилия одного из погибших в тот день летчиков 28 ИАП - Черчиль....Правда Гриша из Одессы...

+12
Павел - pavgod: 21.01.12 02:27

Точное название аэродрома - Цунев, рядом с Городком (современное название). Аэродром этот известен ещё  с австрийских времён, там и сейчас площадка аэроклуба.  Я когда-то там пробовал начинать...

Украина много лет была разделена между тремя империями. В Великую Войну (по советской традиции - 1-ю мировую) было даже несколько генералов и в австрийской, и в германской армии: Тарновский, Витовский, Коновалец... Причём это были не изменники или перебежчики, а люди, честно служившие своим странам. Хотя немцы и австрийцы ограничивали численность моноэтнических украинских формирований числом в 2,5 тыс. Так что оберлейтенант люфтваффе Олейник (Olejnik) - совсем не феномен. Ну не удивляет и не забавляет же никого фамилии Рыбалка или Рокоссовского.

+18
shimon - shimon: 21.01.12 09:17

В принципе верно, но пикантность ситуации пиридают антиславянские выпады нацистов. Рыбалко - украинская фамилия. Так Украина же входила в СССР.

+18
Константин - holic: 20.01.12 05:34

Донесение о потерях 28 ИАП http://obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=64d7fd05-aeb7-464b-9727-390a42a586da

4 летчика в воздушных боях 22.06 (2 сбитых и 2 невернувшихся) на 2(три) самолета( согласно дополнению Марка Семеновича) многовато будет...

Похоже 23.06 28 ИАП и начал"паническое перебазирование". Следующие потери в воздухе отмечены в агусте и совсем в других местах

+10
admin - admin: 21.01.12 18:30

А кто ж Вам сказал, что "невернувшийся" = самолет был сбит в бою? Есть уйма вариантов. Самый приличный - увлекся боем, погнался за самолетом противника, в облаках потерял ориентировку, улетел хрен знает куда и сел на вынужденную в поле. Поле через два часа заняли немцы...

 

+10
Константин - holic: 22.01.12 09:08

Я и неутверждал что ""невернувшийся" = самолет был сбит в бою"...

Всего лишь обратил внимание, что кол-во потерь в летном составе(2+2) не соответствует  кол-ву потеряных самолетов 2(3)...

+8
Don Eujenio - yevgeny: 20.01.12 06:35

Да. Точно. Рата - это и-16.  Судя по Гуглу, испанцы так его прозвали не за портретное сходство, а за резвость.

Но в  книге "Харьковскй котел" -"рата" расшифрован как ИЛ-2. Если кто сомневается - на мэйл вышлю скан той страницы.

+14
admin - admin: 21.01.12 18:32

Рата у немцев ВСЕГДа было И-16. В некоторых документах они так и написаны:  Rata (I-16)

+2
Марк - black-raven: 20.01.12 11:36

Оффтоп.

http://news.rambler.ru/12502026/

+12
Семен - semen-izdali: 20.01.12 13:57

Тоже фамилия удивила, хотя может переводится по другому, хотя там славянских корней, те же лужицкие сербы (сорбы).

И звание «фельдфебель», по нашему старшина, но это не в первый раз. У немцев нормально.

По И-16 ничего исключить нельзя, могли еще в парке стоять старые, но освоенные, поэтому использовали, и решили не отчитываться,все равно бардак первого дня и списание старых. Мог и немец приписать (хотя там свидетель, который по званию, вряд ли перепутал). Мог и с другого полка (одиночный???) залететь.

+8
Николай Ефанов - nikolay-efanov: 20.01.12 16:19

А что удивительного в звании лётчика? Отнюдь не все пилоты были офицерами. Или Вы имели в виду что-то другое?

+16
Семен - semen-izdali: 20.01.12 17:50

Я имел в виду сравнение с нами. У нас те выпуски, что получили не офицерские звания ................   у В. Суворова описано, лучше не сказать.

+10
Владимир - shershen: 21.01.12 00:30

на западе, унтер-офицер это как правило профессионал без высшего военного образования. ИМХо. А в СССР сержант лишь лычки на погонах. ( в упрощенном случае, всегда есть нюансы)

+12
Павел - pavgod: 21.01.12 01:57

В истребительной и штурмовой авиации большинство строевых, "рядовых" пилотов было сержантами, стршинами и мл. лейтенантами (недалеко от них ушедшими). Это были выпускники лётных школ. Даже лётные училища в войну при выпуске не все давали первое офицерское звание.

Шумно известный персонаж одной из предыдущих тем, ст. лейтенант - был выпускником Академии, кадровым лётчиком и командиром эскадрильи.

+24
ion tichy - iguano-dont: 20.01.12 15:33

Отличный материал. При всех допустимых неточностях и приписках фельдфебеля.

Меня, кроме отмеченных уже предыдущими комментаторами и автором публикации деталей, заинтересовал еще вопрос "одиночности" полёта  сбитого (?) советского самолёта. 4:10 утра, а он один в небе недалеко от границы - вроде нарушение привычного боевого порядка. Чё он там делал, один? Вон немец пишет, что увидел поднимающиеся истребители и потому отвернул. Бардак, шок (каждый делал что хотел) или разведывательный полёт?

Вряд ли узнаем, конечно.

+8
Павел - pavgod: 21.01.12 02:05

Тактика, однако...

Тут интереснее другое: высота 300 метров, а сбит атакой снизу сзади. А ещё говорили, что Me-109f плохо летал на малых высотах.

+16
victor - vicaliss: 21.01.12 03:39

Скорее всего дело было так: немец атаковал аэродром, сначала расстреливая из пулеметов стоящее на земле, возможно, и ровными рядами. Здесь большой расход патронов пулеметных. Делал он это в пологом пикировании. Сбросив бомбу на аэродром, он продолжал еще проседать, поэтому оказался ниже 300 метров. И тут у него по курсу оказался взлетающий И16, в самое неподходящее для советского пилота время, ему надо было сорок раз повернуть ручку уборки шасси. Понятно, что в это время его внимание было сосредоточено именно на уборке шасси. Ввиду малой скорости И16 на взлете и большой у Ме после выхода из снижения времени на прицеливание у немца особо не было, поэтому стрельба короткой очередью, но из всех стволов. Одновременно в воздухе были  и другие, уже взлетевшие, и возможно, имеющие и большую высоту полета истребители, и И16, и Миги. Вот от них-то далее уже и немцу пришлось уворачиваться. Так что пилоту Ме-109 не пришлось долго на малой высоте маневрировать,  оба самолета двигались практически по оси взлетной полосы.

Расстояние атаки скорее всего 50-100 метров. а не 10, буковку наверно пропустили при перепечатке.  

+8
Павел - pavgod: 21.01.12 04:19

И ещё:

7. Судьба экипажа (погибли, выпрыгнули с парашютом (подчеркнуто в документе), не наблюдалась)

Это с высоты 300 метров ?? Вроде бы он утёк до того, как И-16 успел бы донабрать высоту.

Странно...

+16
римантас - rimas1: 20.01.12 16:23

Имею вопрос, господа-время я так понимаю Берлинское указано-4.10,значит Московское было 3.10?

Соответственно, вылет немецких самолетов состоялся не позже 3 часов по Москве? А возможно и ранее.

Это для возможной оценки цели полета-разведывательный или перебазирование.

+18
Don Eujenio - yevgeny: 20.01.12 16:24

Как раз наоборот. Когда в Берлине 3-00, в Москве - 4-00

+28
Павел - pavgod: 21.01.12 02:06

Совсем уже Медведев всех с "переводами времени" туда и обратно запутал...

+2
Galina - galaf: 21.01.12 17:24

По-любому время на востоке не может отставать от западного.

+10
римантас - rimas1: 20.01.12 16:31

Да, конечно же, наоборот.

+12
stopper - stopper: 20.01.12 19:56

а нет ли в загашнике у уважаемого м.с. документов экипажей разведчиков? особливо стратегических.

+14
Павел - pavgod: 21.01.12 02:08

Штирлица, што ли ?...

+18
ilia - il1950: 21.01.12 01:29

 

Тактический прием, использовавшийся пилотами И-16, состоял в следующем: И-16 на бреющем полете скрытно подходили к вражеским самолетам и атаковали их снизу,что оказывалась полной неожиданностью. Считается, что как раз тогда И-16 и получил от врага прозвище «Rata» (исп. «крыса»): во время атаки казалось, что республиканские истребители выскакивают прямо из-под земли. http://i16fighter.ru/usage/spain/spain.htm Да похоже сбили именно И-16

 

 

+8
Павел - pavgod: 21.01.12 02:11

Однако, сбили-то его "снизу сзади"...

12

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

2016
2013
2012
2011
Copyright Mark Solonin
Создано brandangels.ru
Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на solonin.org
Отправить сообщение Марку Солонину